УДК 796.33

Баскетбол как средство профилактики болезней и оздоровления организма у студентов

Костромина Ольга Владимировна – доцент, старший преподаватель кафедры Физического воспитания и спорта Самарского государственного технического университета.

Ковтун Елена Станиславовна – студентка Самарского государственного технического университета.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы влияния регулярных занятий баскетболом на организм, а также принципы начальной подготовки студентов при занятиях баскетболом.

Ключевые слова: баскетбол, здоровье, студенты, физическая активность, методика.

Баскетбол, как большинство спортивных игр, предполагает значительные физические нагрузки, развивает координационные способности у игроков, предполагает наличие как умений работать в команде, так и определенных лидерских, соревновательных качеств. При этом, в отличие от других спортивных игр, баскетбол предполагает большее разнообразие игровых движений, поскольку включает в себя не только бег и умение управляться с мячом, но также прыжки, сложные техники управления снарядом и т.д. Все это обусловливает большой потенциал данного вида спорта для общего оздоровления организма, которое, в свою очередь, и является базой для повышения иммунитета спортсменов и профилактики сезонных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата. Также отметим, что любые спортивные нагрузки улучшают кровообращение, помогают быстро переключать виды деятельности, что, в конечном счете, благотворно сказывается и на умственной деятельности.

Исходя из совокупности двух этих факторов (то есть и физическое развитие, и положительное влияние на умственную деятельность человека), видится большой потенциал регулярных тренировок по баскетболу среди студентов.

Современное образование представляет из себя довольно сложную систему, база человеческих знаний постоянно обновляется, расширяется, требует от обучающихся все более сложных и развитых навыков по управлению и анализу информации, что предполагает рост интеллектуальных нагрузок. Именно поэтому для человека, обучающегося в высшем учебном заведении, так важно переключаться с интеллектуальной деятельности на игровую, спортивную.

Что же касается необходимости оздоровления современных студентов – об этом говорит, прежде всего, статистика.

В настоящее время, по данным ВОЗ, молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет составляют 30% населения земного шара. [1] Информационные и эмоциональные перегрузки, которым они подвергаются на фоне ухудшения экологической обстановки, социальных условий и снижения двигательной активности, приводят к возникновению негативных изменений в состоянии здоровья.

При этом комплексного анализа уровня заболеваемости именно студенческой молодежи не проводилось, однако существует целый ряд отдельных исследований, посвященных данному вопросу.

Так, еще в 2013г. Шеметова Г. Н. в своем исследовании выявила рост общей заболеваемости студенческой молодежи в течение 5 лет на 20,3%. [4] В указанном исследовании также было выявлено, что в ряду ценностных ориентаций молодежи вопросы сохранения и укрепления здоровья имеют наименьшее значение, составляя лишь 24,3%. За прошедшее десятилетие ситуация не изменилась кардинальным образом, о чем говорит, например, исследование Яцун С. М. от 2017 г., в рамках которого было установлено, что на протяжении последних лет прослеживается тенденция сокращения количества студентов, относящихся к основной группе здоровья, и увеличения количества студентов, относящихся к подготовительной и специальной медицинской группе. [1]

В частности, проведенный в рамках исследования Яцун С. М. анализ документации комплексного медицинского осмотра первокурсников показал, что к основной группе относится 70,18% от общего количества осмотренных, к подготовительной группе – 24,82%, к специальной медицинской группе – 5%. [1]

И если специальная медицинская группа предполагает наличие заболеваний, при которых многие спортивные нагрузки недопустимы, то рост числа подготовительной группы как раз и говорит о необходимости введения регулярных спортивных занятий в ВУЗах с целью профилактики и общего укрепления здоровья студенческой молодежи. Отдельно отметим, что в структуре патологии среди студентов I курса, согласно данных того же исследования, наибольшее распространение имеют болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.

Таким образом, необходимость профилактики болезней и оздоровления организма студентов средствами баскетбола не вызывает сомнений.

Потенциал баскетбола в части укрепления здоровья обусловлен следующим.

Во-первых, как справедливо указывает Галкин А. Р., баскетбол предполагает постоянную смену игровых действий, что способствует высокой эмоциональности игры, но при этом формирует концентрацию внимания и лабильность действий, что, в свою очередь, повышает стрессоустойчивость игроков. [2] Ведь, как известно, состояние здоровья предполагает не только отсутствие сезонных и хронических заболеваний в данный момент, но и высокий уровень психологического благополучия, который как раз и зависит напрямую от стрессоустойчивости.

Во-вторых, в данной игре ценятся как индивидуальный стиль (для осложения победы соперника), так и кооперация в решении тактических задач команды (для достижения своей победы), что формирует волевые качества и мотивационные установки.

В-третьих, и это, пожалуй, самое важное – баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки), что исключает чрезмерные нагрузки для организма, которые могли бы привести к высокой травмоопасности. При этом баскетбол предполагает также выполнение специфических двигательных действий без мяча (а именно остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т. д.) и с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Это требует применения скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. Таким образом, баскетбол предполагает развитие физических навыков самого разного спектра.

Баскетбол развивает у студентов целый комплекс полезных двигательных способностей, таких как быстрая передача мяча, обход соперника, попадание мячом в корзину и т.д. Также физические упражнения, основанные на данной игре, способствуют поддержанию и улучшению физической формы студентов, положительно влияют на их здоровье.

При этом важно понимать, что введение любых тренировок предполагает наличие базового уровня физической подготовки (либо его развитие). В противном случае повышается риск травм, и занятия приводят к прямо противополжному результату – то есть вместо укрепления здоровья человек в связи с получением травмы надолго выбывает из социальной и учебной жизни. Именно поэтому, рассматривая вопрос потенциала баскетбола в оздоровлении студентов, нельзя не сказать о методике формирования начальных навыков для игры.

Этот вопрос особенно важен, поскольку методы обучения баскетболу сильно разнятся в зависимости от возрастной группы игроков. [3, С.39] И если речь идет о подготовке именно студентов, не имеющих полученных ранее навыков игры, методика должна внедряться именно исходя из особенностей данной группы.

В частности, в работе с подготовительной группой здоровья на первый план выступает принцип постепенности, который простыми словами формулируется как «от простого – к сложному». И если нарушение этого принципа в других группах ведет разве что к нарушению системности преподавания, то в случае с подготовительной группой такое нарушение может привести к проблемам со здоровьем. Иными словами, необходимо нефорсированное усложнение занятий и игровых действий с тенденцией к расширению технико-тактического арсенала.

В целом, можно подытожить, что занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания.

Список литературы

  1. Анализ динамики заболеваемости и состояния здоровья студентов Курского государственного университета / Яцун С.М. [и др.] // Научный результат. Медицина и фармация. 2017. Т. 3, № 3. С. 57-64.
  2. Галкин А.Р., Чернышева И.В., Шлемова М.В., Егорычева Е.В. Баскетбол как средство развития двигательных способностей у студентов // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.
  3. Матвеев С.В. Особенности антропометрических критериев и соматический тип телосложения баскетболистов на различных этапах спортивной подготовки / С. В. Матвеев, А. К. Успенский, Ю. К. Успенская // Сборник материалов тезисов XV Международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития медицины в спорте высших достижений «СпортМед-2020» и Седьмой научно-практической конференции «Медицинское обеспечение спорта высших достижений» (ФМБА России), Москва, 10-11 декабря 2020 года. – Москва: Российская ассоциация по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов, 2020.
  4. Шеметова, Г. Н. Заболеваемость студентов высших учебных заведений болезнями органов дыхания / Г.Н. Шеметова, О.А. Киселева, Е.В. Дудрова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013, №1. С. 16-18.

Интересная статья? Поделись ей с другими: