УДК 004.8

Тактическая игра с привлечением платформ, использующих элементы искусственного интеллекта

Голубенко Николай Юрьевич – кандидат военных наук, доцент Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

Вавринюк Сергей Адамович – преподаватель Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

Яковицкий Сергей Анатольевич – кандидат военных наук, профессор, доцент Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

Фетисов Евгений Анатольевич – преподаватель Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

Аннотация: В статье предлагается рассмотрение достоинств и недостатков роботизированных технических комплексов в вооруженных силах США с элементами искусственного интеллекта на основе проведения учений с использованием коммерческой компьютерной игры. Этим достигается достижение сразу нескольких целей, которые направлены на минимизацию рисков для жизни военнослужащих.

Ключевые слова: искусственный интеллект, машинное обучение, роботехнический комплекс, тактические игры, инновации, дистанционное управление.

Будущие войны частично связаны с тем, что военные называют «Автономные системы вооружения» (AWS), которые после активации могут выбирать и поражать цели без вмешательства человека-оператора.

В армиях мира уже давно тестируются устройства с дистанционным управлением такие как Модульная усовершенствованная вооруженная роботизированная система (MAARS), беспилотный наземный аппарат (UGV), предназначенные в первую очередь для разведки боем.

В свою очередь, современным требованиям модернизации армии США отвечает программа «Армия 2030». Для выполнения поставленных в программе целей предусматривается реорганизация Сухопутных войск (СВ) США введением в состав дивизий прорыва, а не бригад, как было принято в 1999 г.

С этой целью планируется в каждой дивизии создать бригады: артиллерийскую, инженерную и боевого обеспечения. Кроме того в каждой бронетанковой бригаде планируется сформировать роту робототехнических боевых систем, а бригаде армейской авиации (АА) придать роту БЛА для апробации боевых возможностей вновь создаваемых подразделений.

Министерство обороны США инициировало ряд мероприятий по активизации процесса разработки и принятия на вооружение средств ведения боевых действий, использующих элементы искусственного интеллекта и технологию машинного обучения (директива МО США 3000.09 от 2017 года). Например, по решению министра обороны был создан межвидовой центр искусственного интеллекта (под руководством начальника информационного управления), головной научно-инновационный центр по искусственному интеллекту/машинному обучению, а в каждом виде ВС создана оперативная группа или комплексная группа по искусственному интеллекту. Руководство министерства обороны США придает особое внимание вопросу принятия на вооружение средств с искусственным интеллектом/машинным обучением. Разработка и принятие на вооружение средств с элементами искусственного интеллекта/машинного обучения требует взаимодействия операторов и разработчиков. Военные игры и исследования на учениях являются способами задействования этих двух сообществ для повышения уровня их понимания технологий искусственного интеллекта/машинного обучения и возможностей, которыми они обладают. Военные игры и исследования на учениях также помогают операторам и разработчикам разрабатывать реализуемые требования и тактико-технические характеристики.

С этой целью сотрудниками «Rand Corporation» проведен эксперимент с привлечением боевых систем (средств) с элементами искусственного интеллекта, в рамках теоретических учений ротного звена. Противостояние по замыслу, проходит в Прибалтийских странах в 2030-х годах между синими (США) и красными (Россия).

Цель учений и установочные параметры

Учение имело три цели.

Первая цель - проведение эксперимента с конкретным и целенаправленным представлением искусственного интеллекта/машинного обучения в тактической военной игре. С этой целью, выбраны технические условия возможностей с искусственным интеллектом/машинным обучением в наземных машинах в противовес зачастую туманным представлениям о искусственном интеллекте как магическом (то есть нереалистичном) решении, которое подлежит вкраплению в поле боя.

Вторая цель — получение первоначального представления о потенциальной ценности и ограничениях, реализуемых среднесрочных (потенциально планируется принятие на вооружение в 2030-х годах) возможностях с искусственным интеллектом/машинным обучением для боевых машин, которые могут быть более глубоко изучены с помощью последующих игр, анализа и тестирования.

Третья цель — исследовать вопросы взаимодействия участников с системами, оборудованными искусственным интеллектом/машинным обучением.

Участникам было предложено разыграть следующие два сценария тактической (на уровне роты) сухопутной военной игры с элементами искусственного интеллекта/машинного обучения, встроенными в автономные платформы (наземные аппараты и беспилотные летательные аппараты), в относительно среднесрочной перспектива (2030-годы) против равного по силе противника:

  • базовый сценарий с дистанционно управляемыми операторами РТК синих (только), который соответствует планам ВС США по принятию на вооружение робототехнических комплексов в 2020-2030 х годах.
  • сценарий с использованием РТК с элементами искусственного интеллекта/машинного обучения синих, обеспечивающих полностью автономную работу, которые предположительно будут доступны в 2030-х годах (вероятно, самое раннее). Как и в базовом сценарии, в сценарии с искусственным интеллектом/машинным обучением мы использовали те же робототехнические платформы, чтобы сосредоточиться на различиях в управлении РТК между этими двумя сценариями, а не на других возможных аспектах функционирования, обусловленным самой платформой.

Были проведены две военные игры:

  1. Базовая игра с использованием робототехнических комплексов легкого и среднего класса, которые дистанционно управлялись военнослужащими (относительно краткосрочное развертывание).
  2. Игра с использованием элементов искусственного интеллекта/машинного обучения, в которых робото-технический комплекс (РТК) управлялись автономно, осуществляли перемещение и ведение боевых действий с противником без участия человека, но в соответствии с приказами командиров своих рот.

В ходе военных игр были выявлены несколько моментов, которые должны быть учтены в последующем:

В базовой игре, устойчивой и бесперебойной связи прямой видимости с дистанционно управляемыми машинами синих, противодействовали силы РЭП красных. Этим замедлялся темп продвижения техники синих и усложнялось управление ими. Эффективное использование средств подавления красными значительно ограничило способность синих использовать эти машины. В связи с этим рекомендуется отработать вопросы противодействия силам РЭП.

В базовой игре, синие были ограничены в количестве дистанционно управляемых радиотехнических комплексов (РТК) руководимых в единицу времени. Каждая управляющая машина была способна управлять только двумя РТК, что в свою очередь не давало синим осуществить массированное применение РТК против позиции красных.

Для полностью автономных машин данное ограничение не выставлялось.

В тоже время, они могли выполнять задачи по сценарию игры до тех пор, пока руководство не потребовало усложнить задачи РТК. Однако, из-за ограниченности системы управления по интерпретации команд и возможности действовать в соответствии с комплексными приказами, в полном объеме, решить боевые задачи самостоятельными РТК не удалось. Поэтому, пришлось уменьшить количество задач до уровня, которые могли быть восприняты автономными машинами.

В обеих играх, РТК рассматривались как относительно более расходуемые единицы по сравнению с машинами с экипажем. РТК всегда были первыми машинами, которые выдвигались вперед синими и подвергались нападению. В соответствии с комментариями игроков, оказалось, что РТК, и дистанционно управляемые и полностью автономные, были использованы в качестве приманки с целью не подвергать риску жизни военнослужащих.

Основные условия и результаты

Дистанционно управляемые робототехнические комплексы обладали явными недостатками, которые можно исправить при применении полностью автономных РТК и машин с экипажами.

РТК использовались в качестве средств разведки боем и зачастую в качестве приманки. Относительно ограниченные способности по разведке, наблюдению и огонь с закрытых огневых позиций позволили красным иметь малые потери.

Заданные возможности искусственного интеллекта/машинного обучения могут быть применены в тактических сухопутных боевых играх.

Подобные игры, за счет объединения операторов и инженеров, могут быть использованы для разработки реализуемых требований и технических характеристик для системы с искусственным интеллектом/машинным обучением.

Выводы

Результаты наблюдения

Двух игр было явно недостаточно для получения окончательных и обобщенных выводов относительно систем с искусственным интеллектом/машинным обучением. Тем не менее, эксперимент позволил получить некоторые предварительные наблюдения касаемо как искусственного интеллекта/машинного обучения, так и пользы применения военных игр с использованием искусственного интеллекта/машинного обучения, которые могут быть полезными при планировании и проведении дальнейших игр.

Наблюдения относительно искусственного интеллекта/машинного обучения

Дистанционно управляемые робототехнические комплексы обладали явными недостатками, которые могли быть легко использованы относительно полностью автономных РТК и пилотируемых машин.

По результатам данного эксперимента была разработана следующая гипотеза для дальнейшего изучения возможностей РТК это необходимость поддержания беспрепятственной и устойчивой связи прямой видимости с дистанционно управляемыми РТК, что является значительным ограничением, которое будет использовано противником в своих интересах.

Заключение

Используя в качестве основы коммерческую игру «FFT3», было определено что, возможности искусственного интеллекта/машинного обучения могут быть включены в тактическую военную игру. При этом были внесены изменения в правила и статистику FFT3, с целью дать возможность показать как автономные боевые машины и машины с элементами искусственного интеллекта/машинного обучения, обеспечивают свою ситуационную осведомленность.

Дополненные правила и статистика, были частично основаны на планах развития ВС в области разработки и принятия на вооружение роботизированных и поддерживающих искусственный интеллект/машинное обучение оружия и других систем.

Список литературы

  1. Department of directive. Number 3000.09 November 21.2012. Incorporating Change, May 8.2017/ Autonomy in Weapon System.
  2. Расходный материал. Американские роботы для самой гущи боя. Военное обозрение. 21 ноября 2020.
  3. Военные роботы и их разработчики [Электронный ресурс]. – https://habr.com/ru/post/408731.
  4. Наземные военные роботы [Электронный ресурс]. – URL: https://robotrends.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: