УДК 004
Роль дашбордов и начальный этап внедрения инструмента визуализации
Змеева Юлия Львовна – студент Челябинского государственного университета.
Аннотация: В статье рассматривается роль дашбордов, их типы и почему в бизнесе важны оперативность и понятные данные в принятии решений. Также описан текущий процесс отчетности в компании и определены сильные и слабые стороны с помощью SWOT-анализа. На их основе принято решение о внедрении инструмента визуализации. Внедрение такого инструмента позволит значительно сократить время на подготовку большинства отчетов, посмотреть полностью на текущее состояние дел в компании и оценить его. Рассмотрены основные критерии при выборе инструмента. На основе критериев выбран инструмент Grafana, для дальнейшего внедрения и использования в компании.
Ключевые слова: дашборд, визуализация, отчетность, SWOT-анализ.
У любого бизнеса есть определенный список собираемых показателей для определения эффективности тех или иных процессов. И чем больше таких метрик, тем сложнее ими управлять и отслеживать.
Для этого нужны визуальные отчеты, которые помогут понять, что происходит с бизнесом и куда направить внимание.
Определим, что такое дашборд. Дашборд - инструмент визуализации данных из различных источников для анализа ключевых показателей. Идея цифрового дашборда возникла в 1980 годах. [1] Обычно дашборд содержит такие типы информации: Диаграммы, графики и метрики.
На данный момент дашборды решают три основных задачи[2]:
Стратегическая. [4] Это самый распространенный тип информационных панелей. По данным опроса его используют 41% организаций. [3] Дашборды этого типа представляют общие ключевые метрики и показатели для руководства. Он направлен на достижение конкретных целей или отслеживание пороговых значений.
Аналитическая. Такой дашборд в основном предназначен для аналитиков, менеджеров. Его преимущество в том, что он способен давать пользователям подробную информацию, выполнять детализацию. С его помощью можно оценить данные, тенденции и принять взвешенное решение. Использует 35% организаций.
Оперативная. Дашборды такого типа нужны для предоставления оперативной информации (обновляется часто, ежеминутно). С помощью такого дашборда можно, например, оценить момент возникновения проблемы. Использует 23% организаций.
Таким образом, основные цели дашбордов получение оперативной информации о том, какая ситуация на данный момент в компании и помощь в принятии решения об изменениях на основе данных. Например, менеджер ежедневно отслеживает уровень продаж в компании через дашборд, как только ситуация меняется, уровень продаж становится ниже определенной отметки, принимается решение стимулировать продажи путем заведения акции.
Изучив понятие дашборда, его назначение и типы, рассмотрим текущий процесс отчетности в компании N. Компания N — мультибрендовый интернет-магазин косметики. Покупателям доступны как онлайн-покупки в интернет-магазине, так и в фирменных розничных магазинах.
Был проведен SWOT-анализ компании, где были выявлены слабые и сильные стороны[5]. Среди слабых сторон были выявлены проблемы с логистикой, но на это сложно повлиять в моменте так как компания использует сторонние компании (СДЭК, Почта, Озон и тд.) Также отсутствие анализа акций (которые проводятся очень часто), и реакция на изменения в метриках. Более подробный анализ представлен в таблице 1.
Таблица 1. SWOT-анализ.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
||
Параметр |
Параметр |
||
1 |
Широкий ассортимент |
1 |
Высокий процент доставки раньше и позже срока |
2 |
Конкурентные цены |
2 |
Отсутствие анализа акций |
3 |
Доставка по всей стране |
3 |
Реакция на изменения в метриках и т.д |
4 |
Команда - развита корпоративная культура |
4 |
|
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
||
Параметр |
Параметр |
||
1 |
Увеличение количества лояльных клиентов и “новичков” |
1 |
Уход поставщиков и повышение цен |
2 |
Увеличение маржинальности |
2 |
Конкуренты с похожими предложениями |
3 |
Продажи своего бренда |
3 |
Повышение тарифов доставки |
4 |
Новые маркетинговые активности |
4 |
Рост затрат компании |
5 |
Уход иностранных сервисов с российского рынка |
Далее был рассмотрен бизнес-процесс предоставления отчетности и выделены слабые места. На данный момент формирует отчетность в основном аналитик по запросу отделов. Данные собираются из нескольких источников. Аналитик собирает данные вручную и собирает отчет в Excel. Такие отчеты требуются раз в 2 недели на итерацию, а также ежедневно по запросу (т.е в любой момент времени). Таким образом у сотрудника нет времени заниматься исследовательской деятельностью, также время на сбор отчетности уходит много, и решения в итоге не всегда принимаются оперативно. Таким образом было решено оптимизировать данный процесс путем внедрения инструмента визуализации, что позволит видеть метрики в любой момент времени.
Для оценки качества инструмента были выбраны следующие критерии (Таблица 2): «облачность» – использование дашборда через Интернет, без установки дополнительного ПО и привязки к ОС; простота установки и настройки конфигурации, наличие подробной документации; удобство использования; стоимость.
Таблица 2. Критерии выбора дашборда.
Критерий/Название |
Облачность |
Простота |
Удобство |
Стоимость |
Итого |
Grafana |
3 |
3 |
5 |
4 |
15 |
Tableau |
5 |
3 |
4 |
2 |
14 |
Power BI |
5 |
1 |
4 |
1 |
11 |
zabbix |
2 |
2 |
5 |
1 |
10 |
Исходя из заданных критериев был выбран в качестве инструмента визуализации данных - Grafana.
Таким образом, наличие дашборда в компании может помочь оптимизировать целые процессы, помочь оперативно получать ответы на вопросы бизнеса. Отслеживание метрик поможет укрепить сильные стороны компании и более подробно укажет на слабые.
Список литературы
- В. В. Крупина, С. И. Михаэлис. Визуализация данных средствами дашбордов// Информационные технологии и математическое моделирование в управлении сложными системами. N 2(3), с 41-52.
- Карл Андерсон. Аналитическая культура. От сбора данных до бизнес–результатов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 336 с.
- У.У. Эккерсон. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 396 с.
- Дашборды, стратегические и тактические [Электронный ресурс]. URL: https://www.uplab.ru/blog/dashbordy-strategicheskie-i-takticheskie/ (Дата обращения 15.10.2022).
- SWOT анализ менее чем за 1 час: теория и практика [Электронный ресурс]. URL: http://powerbranding.ru/marketing_lessons/swot-analisys/ (Дата обращения 15.10.2022).