УДК 372.462

Письменная речь и развитие грамотности1

Нургазиев Танат Есенбаевич – магистр педагогических наук, докторант Университета Ардахан (Турция).

Оразбаева Фаузия Шамсиевна – доктор педагогических наук, профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая.

Иманкулова Меруерт Амантайкызы – PhD, старший преподаватель Казахского национального педагогического университета имени Абая.

Аннотация: В статье рассматривается теоретический аспект письма в коммуникации и методы развития грамотности. Теоретической базой являются труды А.Байтурсынулы, Л.В. Зиндера, Ф.Ш. Оразбаевой. Особое внимание в теоретической основе статьи уделяется основным принципам письма (морфологический, исторический, фонетический), особенностям письма в казахском языкознании и приводятся примеры из орфографических норм правописания. Теоретический материал сопоставляется и рассматривается учитывая хронологическую последовательность ученных в этой области языкознания и педагогики. Авторы статьи указывая актуальность исследования в данном направлении приводят примеры современных специальностей, где письмо играет важную роль в социуме.

Ключевые слова: письмо, грамотность, обучение, казахский язык.

Введение

Письмо, пожалуй, самый сложный процесс коммуникации, когда одновременно взаимодействует несколько психологическо-коммуникативных процессов которые еще и регулируются нормами правописания в определенном языке.

Письмо как термин в казахском языкознании применил Ахмет Байтурсынов, который и является основоположником теории казахского языка. Ахмет Байтурсынов [1] в своих трудах указывает на символы и буквы, таким образом определяя буквы как символы и понятия правописания (орфография). В этом теория А.Байтурсынова (1910) непосредственно переплетается с теорией академика Л. В. Зиндера, который уже 1950 году утверждает что «род письменности делится на семасиографическую или фонографическую и фонографическую» [2; с.52].

Теория письма

В нынешней картине языкознания в Казахстане письменность опирается на три основных принципа:

  1. Морфологический принцип. По этому принципу слова пишутся не по произношению, а с сохранением исходного корня. Например: бас+шы (не «башшы» как слышится), түн+гі (не «түңгү»).
  2. По традиционному (историческому) принципу слова пишутся не по первоначальному, а по сформированному порядку в языке. Например: хал, хат, хабар, и т.д.
  3. По фонетическому принципу слова пишутся с опорой на звуковые законы, по произношению и слуху. Например, такие слова, как «жаздыгүні», «сексен», «бүгін», «жауып қойды», «белбеу» пишутся так, как говорят, как слышат, а историческая форма данных слов следующая: жаздың күні, сегіз он, бұл күн, жап+ып қойды, белбау.

Слова на казахском языке пишутся не по одному принципу. Хотя большинство слов написаны по морфологическому принципу, есть немало слов, написанных как по фонетическому, так и по традиционному принципу. Его отмечают официально утвержденные «Орфографические правила» и орфографические словари казахского языка. Орфографические правила утверждаются Верховным Советом Республики Казахстан.

Грамотность письма непосредственно является основной чертой грамотного человека. На протяжении многих веков грамотным человеком считали того, кто умел писать. В казахском языкознании грамотность письма (орфографию) можно освоить учитывая следующие особенности языка:

  1. Всесторонне учитывать различия и особенности фонетического, морфологического, исторического начал.
  2. Следить за правильным написанием слогов с ударением.
  3. Придать особое значение написанию гласных на казахском языке.
  4. Запомнить фонематические свойства звуков и др.

Умение правильно, грамотно писать в целом это:

  1. уметь правильно писать звуковой символ, букву;
  2. правила правильного написания отдельных лексических единиц, слов;
  3. умение связывать и правильно писать словосочетания, предложения, зная грамматические закономерности.

Профессор Ф. Ш. Оразбаева [3] отмечает два вида письма: краткая и документальная.

Краткое письмо (заметка) это правильно писать отдельные слова, словосочетания, слова и предложения, не имеющие смысловой связи друг с другом. Точно так же к этому относится и написание кратких тезисов, планов, сокращенных слов и мыслей. Умение использовать такой подход в овладении языком эффективно как в письме, так и в речи. Это письмо особенно необходимо для овладения языковыми единицами в совершенстве.

В кратком письме особенности тренировки опираются на определенную позицию. Например, когда ученик учится писать письма, он учится перечислять слова, начинающиеся только с одной буквы, он учится составлять словосочетания для понимания структуры связи слова и слова, последовательность слов-синонимов, антонимов, омонимов для понимания смысловых особенностей слова.

«Учитывая, что саморазвитие личности с непрерывным образованием является главным требованием модели развитого общества, работа по совершенствованию механизмов данных процессов, безусловно, является главным вопросом для развитых стран» [4; c.151]. Сегодня, в соответствии с развитием цифровых технологий, растет спрос на услуги или магазины в сети Интернет, появляются новые профессии, пишущие рекламу. В соответствии с этим были введены в действие новые сленговые слова. Рекламодатель называет специалиста, оказывающего новый вид услуг «копирайтером». Создание последовательности слов в ассоциативной семантике, близкой к одному лексическому значению, используемому в качестве краткого письма, вызвало потребность в маркетинге. Например, в целях рекламы определенного вида деятельности или товара, составляя набор слов, в соответствии с которыми они накапливают близкие по смыслу или вызывающие ассоциации слова, используют их на необходимые действия. Это делается для того, чтобы быстро найти то, что ищет потребитель в интернете.

Документальное письмо это проявление полного овладения лингвистическими особенностями, а цель – это письменно выполняемая деятельность, основанная на выполнении задачи. Документальное письмо это умение коммуниканта подробно излагать информацию, документально, используя языковые единицы, связанные с определенной целью. Коммуникант излагает свою точку зрения, мнение на бумаге, излагает правильно, осмысленно. Так, к числу процессов письменного общения можно отнести написание писем, рецензий, комментариев, справок, сообщений, рефератов и т.д. Здесь слова и словосочетания, предложения будут связаны между собой. В тексте система мысли не прерывается, а продолжается и пополняется в следующих предложениях. Поэтому письменные материалы отличаются целостной структурой, целостностью мысли и выполняют коммуникативную функцию.

Заключение

«В современном языкознании для сохранения и развития ценностей, духовного ядра человеческого капитала на Земле, необходимы познание мира и человека через язык» [5; с.5], в теории которого письмо играет важную роль. Конечно, грамотное письмо это хорошо заточенный навык. Приобретение орфографических навыков являются сложным процессом. Данные навыки включает в себя навыки письма, владения звуковым составом слова, распознавания орфограмм на основе грамматических знаний, умения пользоваться соответствующим правилом. Твердое формирование навыка тесно связано с повторной и тренировочной работой. Повторение при обучении орфографии заключается в использовании теоретических (грамматических, орфографических) знаний в практике письма. Через повторение совершенствуется мыслительная деятельность учащихся, определяется, какими приемами, способами нужно решать орфографическую цель. К приемам и способам обучения орфографии относятся анализ орфографических действий, абстрагирование, выделение морфологических элементов языка из контекста слова, отнесение этих элементов к определенным грамматическим категориям, определение орфографического правила и др. действия.

Список литературы

  1. Байтұрсынов А. Тіл тағылымы. Алматы: Ана тілі, 1992.-448 б.
  2. Зиндер Л. В. Очерк общей теории письма. Ленинград: Наука, 1987. — 114 с.
  3. Оразбаева Ф. Ш. Тілдік қатынас негіздері: оқулық . Алматы : Print S, 2005. - 147 б.
  4. Оразбаева Ф. Ш. Роль письма основанной на латинском алфавите в контексте непрерывного образования / Ф. Ш. Оразбаева, М. А. Иманкулова, Т. Е. Нургазиев // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей LVII Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Пенза, 15 июня 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 151-153.
  5. Оразбаева Ф. Ш. Коммуникативная парадигма в казахском языкознании: история развития и перспективы / Ф. Ш. Оразбаева, Т. Е. Нургазиев, М. А. Иманкулова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 28. – С. 1271-1276.

1 Статья опубликована на основе грантового проекта Министерства образования и науки Республики Казахстан «Парадигмы языковой коммуникации: литературное говорение и письмо на латинской графике» (ИРН АР08855685).

Интересная статья? Поделись ей с другими: