УДК 373.2

Экспермментальное исследование по использованию современного подхода к педагогическому просвещению родителей в условиях дошкольной образовательной организации

Мерзон Елена Ефимовна - кандидат педагогических наук, доцент, директор Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) Федерального университета.

Козлова Елизавета Глебовна - студент факультета психологии и педагогики Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) Федерального университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальная проблема вовлечения родителей в образовательный процесс своих детей на ступени дошкольного обучения. Авторы анализируют современные тенденции в работе семьи и дошкольного учреждения, подчеркивая важность партнерства между педагогами и родителями. В целом, статья представляет собой ценный исследовательский материал для специалистов в области педагогики и развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: родители, семья, дошкольное образование, воспитание, обучение, воспитанники, развитие, сотрудничество.

Государственная семейная политика Российской Федерации ориентирована на установлении приоритетов семьи в воспитании подрастающего поколения, а также на повышение авторитет родителей в семье и обществе. И это связано с тем, что семья играет важную роль в становлении личности ребенка, в привитии норм и ценностей, принятых в обществе, в сохранении внутрисемейных традиций и традиций русского народа. Именно семья закладывает основы морально-волевой и нравственной сфер, а также овладения детьми социальными ролями, образцами повеления, приятных в обществе. Поэтому дошкольная образовательная организация, как второй социальный институт воспитания и социализации ребенка, должна брать во внимание факт приоритетной роли семьи в воспитании и развитии ребенка [1].

Педагогическое просвещение – это активный и целенаправленный процесс, направленный на повышение педагогической компетенции, уровня культуры и ответственности родителей детей дошкольного возраста. Оно основывается на информировании родителей об особенностях развития детей, эффективных методах взаимодействия с ними, а также предоставляет родителям информацию о возникающих педагогических проблемах и путях их решения. Основой педагогического просвещения является плодотворное сотрудничество и взаимодействие между педагогами образовательных учреждений и семьями воспитанников. [2].

Педагогическое просвещение является основным механизмом формирования педагогической компетенции родителей, поэтому педагогическую компетентность можно считать важным качеством современных родителей. В целом, педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания и образования означает, что родители обладают достаточными знаниями, умениями и навыками, а также понимают потребности своего ребенка и умеют создавать условия для его полноценного развития и входа во взрослую жизнь.

Новое представление организации педагогического просвещения родителей в сфере дошкольного образования заключается в партнерском подходе и сотрудничестве между педагогами и родителями.

Мы провели экспериментальное исследование по педагогическому просвещению родителей в условиях дошкольной образовательной организации.

Цель экспериментального исследования – выявить эффективность современного подхода педагогического просвещения родителей в условиях дошкольной образовательной организации.

Одним из основных методов проведения исследования выступил педагогический эксперимент, направленный на проверку и оценку эффективности новых подходов, методик и технологий в образовании и воспитании, а также выявления причин, результатов и последствий педагогических изменений.

Педагогический эксперимент включает три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный этапы.

Констатирующий этап представляет собой этап сбора и анализа исходных данных, в данном случае на этом этапе проводилась оценка актуального уровня педагогической просвещенности родителей дошкольников.

Формирующий этап представляет собой этап воздействия, на котором осуществлялось внедрение педагогических мероприятий с родителями воспитанников с целью их педагогического просвещения.

Контрольный этап эксперимента представляет собой этап проверки эффективности реализованного комплекса мероприятий с родителями на основе полученных результатов повторной диагностики.

Оценка уровня педагогической просвещенности родителей воспитанников проходила на основании трех критериев (таблица 1).

Таблица 1. Критерии, показатели и методики диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников

Критерии оценки

Показатели

Методики

Когнитивный

Знания особенностях развития детей дошкольного возраста, о формах и видах детской деятельности, об условиях развития ребенка, о психолого-педагогической и методической литературе

Методика «Модифицированный опросник для родителей» А.М. Щетининой [5].

Эмоционально-поведенческий

Родительское отношение к ребенку, стратегия воспитания, заинтересованность в воспитательном процессе ребенка

Опросник родительского отношения авторов А.Я. Варги и В.В. Столина [6].

Коммуникативно-деятельностный

Ориентация родителя на сотрудничество с дошкольной организацией и педагогами, их активность в получении информации в вопросах воспитания и образования ребенка, обращение к педагогам за помощью в этих вопросах

Анкета «Взаимодействие родителей с ДОО» (авторская)

Рассмотрим результаты диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников по когнитивному критерию. Результаты представлены в приложении 4 и рис.1.

837da79d97512656

Рис. 1. Сформированность когнитивного критерия педагогической просвещенности родителей на констатирующем этапе

Проведенный анализ (см. рисунок 1) демонстрирует, что 44% родителей в экспериментальной группе и 48% родителей в контрольной группе обладают средним уровнем сформированности когнитивного критерия педагогической просвещенности. Это указывает на то, что родители имеют поверхностные знания о воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Их знания о том, как достичь эффективного воспитания, являются недостаточно систематизированными.

Отмечается, что 28% родителей экспериментальной группы и 24% родителей контрольной группы имеют низкий уровень сформированности когнитивного компонента педагогической просвещенности. Родители с низким уровнем знаний в области развития и воспитания детей дошкольного возраста полагаются на повседневные знания, не имеющие научной основы и передаваемые от поколения к поколению со стороны бабушек и дедушек иди других сторонних людей.

Согласно результатам исследования, 28% родителей обеих групп обладают высоким уровнем сформированности когнитивного компонента педагогической просвещенности. Эти родители обладают достаточно объемными знаниями в области воспитания и образования детей дошкольного возраста. Они интересуются вопросами воспитания и образования детей, поэтому читают психолого-педагогическую литературу. Также они учитывают индивидуальные особенности своих детей в процессе образовательно-воспитательной деятельности и при необходимости консультируются у более компетентных специалистов.

Рассмотрим результаты диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников по эмоционально-поведенческому критерию. Результаты представлены в рис.2.

c14069611e5f03c

Рис. 2. Сформированность эмоционально-поведенческого критерия педагогической просвещенности родителей на констатирующем этапе

Проведенный анализ (см. рисунок 2) демонстрирует, что практически все родители экспериментальной и контрольной групп эмоционально принимают своих детей, любят их (72% в экспериментальной группе и 80% в контрольной группе). Остальная часть родителей имеет противоречивы чувства по отношению к своим детям. Родителей, которые отвергают своего ребенка, не выявлено.

Как видно по рис. 2 как в экспериментальной, так и в контрольной группе у родителей выражены симбиотические связи со своими детьми, о чем свидетельствует высокие результаты по шкале «Симбиоз» (88% родителей в экспериментальной группе и 64% родителей в контрольной группе). То есть, можно сказать, что родители достаточно сильно опекают детей как бы растворяются них, «сливаются» с ним, что приводит к невозможности дифференцировать собственные и детские чувства и потребности.

Кроме того, половина родителей склонны инфантилизировать своих детей (56% в экспериментальной группе и 44% в контрольной группе). Подобное отношение демонстрирует восприятие ребенка родителями младше, по сравнению с его реальным возрастом, поэтому они считают его неприспособленным к самостоятельному функционированию. Это может проявляться в том, что родители сами одевают, раздевают, кормят ребенка, сопровождают его в туалет, не давая возможности ребенку проявить инициативу. Симбиотические связи и склонность к инфантилизации негативно сказываются на развитии детей. Часто при таких отношениях дети очень привязаны к родителям, особенно матерям, плохо адаптируются.

Тогда как образ социальной желательности поведения или кооперация выражен слабо (24% родителей в экспериментальной группе и 28% родителей в контрольной группе). То есть, при все любви родителей к своим детям, нет доверительных, конструктивных взаимоотношений с ним, которые выстраивались бы на доверии, безукоризненном его принятии, поощрении самостоятельности и инициативности, нет равных отношений на кооперации.

Также можно сказать, что родители не руководствуются правилами жесткого контроля, а в рамках разумного контролируют своих детей, выбрав «золоту середину». Лишь 8% родителям экспериментальной группы и 16% родителям контрольной группы свойственна авторитарная гиперсоциализация.

Рассмотрим результаты диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников по коммуникативно-деятельностному критерию. Рис.3

По итогам анкетирования был выявлен уровень сформированности педагогической просвещенности родителей по коммуникативно-деятельностному критерию.

312fec3ab87ff9ff

Рис. 3. Сформированность коммуникативно-деятельностного критерия педагогической просвещенности родителей на констатирующем этапе

По итогам анкетирования (см. рис. 3 ) выявлено, что основная часть родителей (60% в экспериментальной группе и 56% в контрольной группе) имеют средний уровень активности и вовлеченности в образовательный и воспитательный процессы дошкольной организации. Данные родители чаще всего посещают родительские собрания, участвуют в совместных праздниках, иногда нуждаются в консультациях по вопросам воспитания и образования детей. У 16% родителей обоих групп выявлен низкий уровень активности и вовлеченности в образовательный и воспитательный процессы дошкольной организации. Эти родители не так часто посещают мероприятия для родителей и совместные праздники с детьми, ссылаясь на нехватку времени или на отсутствие потребности в этом. Они плохо идут на контакт с педагогом и не становятся инициаторами в том, чтобы получить информационную или консультационную помощь. У 24% родителей экспериментальной группы и у 28% родителей контрольной группы выявлен высокий уровень активности и вовлеченности в образовательный и воспитательный процессы дошкольной организации. Эти родители часто и регулярно посещают мероприятия для родителей и совместные праздники с детьми.

Таким образом, результаты констатирующего этапа показали, что родители имеют средний уровень педагогической просвещенности по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста.

По результатам оценки когнитивного критерия педагогической просвещенности было выявлено, что основанная часть родителей имеют поверхностные знания о воспитании и развитии детей дошкольного возраста, не так часто интересуются психолого-педагогической литературой по этому вопросу и не всегда обращаются за помощью к различным специалистам.

По результатам оценки эмоционально-поведенческого критерия педагогической просвещенности было выявлено, что основанная часть родителей эмоционально принимают и любят своих детей, но отмечается повышенная инфантилизация и крепкие симбиотические связи с детьми, что негативно отражается на их развитии, нет сотруднических отношениях на равных.

По результатам оценки коммуникативно-деятельностного критерия педагогической просвещенности было выявлено, что основанная часть родителей имеют средний уровень активности и вовлеченности в образовательный и воспитательный процессы дошкольной организации.

Формирующий этап представляет собой этап воздействия, на котором осуществлялось внедрение педагогических мероприятий с родителями воспитанников с целью их педагогического просвещения.

Целью реализации комплекса мероприятий по педагогическому просвещению родителей в условиях дошкольной образовательной организации явилось создание информационно социально-психологического пространства, которое поможет родителям формировать и изменять свою позицию, развивать навыки воспитания детей, расширять знания в области возрастной психологии и педагогики, а также повышать культурный и образовательный уровень в сфере организации образования. [3].

В качестве основных целей работы с родителями выступили следующие:

  1. Расширение знаний родителей по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста.
  2. Активное привлечение родителей к сотрудничеству с дошкольной организацией.
  3. Вовлечение родителей в деятельность дошкольной организации, делая их полноценными участниками образовательного процесса.

Процесс педагогического просвещения родителей в условиях дошкольной образовательной организации проходил эффективно при условии, что: 

  • родители были активно вовлечены в деятельность дошкольной организации по воспитанию и образованию детей;
  • педагогическое просвещение осуществлялось посредством разнообразных традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия.

Был разработан календарно-тематический план проведения комплекса мероприятий по педагогическому просвещению родителей (таблица 3).

Таблица 3. Календарно-тематический план реализации комплекса мероприятий по педагогическому просвещению родителей

Срок

Тема мероприятия

Цель, содержание

Октябрь

1 неделя

Мотивационное письмо родителям через WhatsApp, Telegram, эл.почту

Информационная корзина (тетрадь)

2 неделя

Консультация «Роль семьи в развитии ребенка»

3 неделя

Памятки: Памятка для любящих родителей,

Как определить способности ребёнка?

Раскрываем способности и таланты

4 неделя

Круглый стол «Современный родитель. Кто он?»

Ноябрь

1 неделя

Выставка совместного детско-родительского творчества «Овощные поделки»

«Осенний натюрморт»

2 неделя

Тематическая консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников»

3 неделя

Папка-передвижка Здоровый образ семьи

Особенности физического развития ребёнка 5+

4 неделя

Деловая игра с родителями «Дорога к здоровью»

Декабрь

1 неделя

Просветительское мероприятие «Педагогика любви»

2 неделя

Совместное развлечение «Семья»

3 неделя

Онлайн-консультация «Детские вопросы и как на них отвечать»

4 неделя

Папка-передвижка: Зимние забавы

Подвижные игры зимой

Профилактика ОРВИ и ГРИППА

Январь

2 неделя

Беседа «Как приучать ребенка самостоятельности»

3 неделя

Создание фотоколлажа «Моя семья в зимнем лесу»

4 неделя

Беседа «Рука развивает мозг»

Февраль

1 неделя

Тренинг «Эффективного родителя» (по материалам Т. Гордона)

2 неделя

Консультация «Игра как ведущая деятельность дошкольника»

3 неделя

Выставка совместного детско-родительского творчества «Зимние забавы»

4 неделя

Изготовление стенгазеты «Мой папа самый лучший» Организация фотовыставки с рассказами о папах!

Март

1 неделя

Семинар «Как воспитывать детей?»

2 неделя

Папка передвижка : Масленица

8 марта - Женский день

Подвижные игры весной

3 неделя

Памятки

Что делать, если ребенок проявляет агрессивность?

Демонстративность в поведении ребенка

Материнская ласка

4 неделя

Презентация «Роль сказки в воспитании детей»

Апрель

1 неделя

Памятка «Домашние обязанности детей»

2 неделя

Выставка совместного детско-родительского творчества «Космические просторы»

3 неделя

Консультация «Трудовое воспитание дошкольников»

4 неделя

Консультация «Детская ложь»

Работа проходила в три этапа:

  1. Организационный этап (сентябрь 2023г.). Для обеспечения эффективной реализации плана деятельности с родителями воспитанников были созданы условия и подобраны необходимые средства и ресурсы. В данном этапе работы были осуществлены следующие шаги:
    • подбор и изучение методической литературы по актуальным темам. Были изучены и проанализированы существующие материалы и публикации о передовых методах и подходах в работе с родителями и воспитанниками.
    • планирование и подбор тематики мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования. На основе опроса среди родителей были выявлены их интересы, потребности и ожидания.
    • разработка конспектов мероприятий и индивидуальных консультаций по вопросам, которые наиболее важны и актуальны для родителей.
    • подбор и разработка видеоматериалов, презентаций, фотоматериалов. Были активно использованы современные технологии, чтобы сделать мероприятия с родителями более наглядными и интересными.
    • изготовление наглядных и раздаточных материалов информационно-просветительской направленности (памятки, буклеты), которые помогут родителям сохранить и укрепить полученные знания по вопросам воспитания и образования детей.
  2. Основной этап (октябрь 2023г. – апрель 2024г.), в ходе которого были реализованы основные мероприятия календарно-тематического плана по педагогическому просвещению родителей.
  3. Аналитический этап (май 2024г.), в ходе которого была определена эффективность проведенных мероприятий. 

Критериями эффективности реализации календарно-тематического плана по педагогическому просвещению родителей стали следующие:

  1. Повышение посещаемости родителями совместных мероприятий с детьми. Были созданы такие события, которые стали привлекательны и интересны для родителей, мотивируя их активно участвовать в совместных занятиях и мероприятиях.
  2. Согласованность действий педагогов и родителей. Большое значение придавалось взаимодействию педагогов и родителей в процессе образовательно-воспитательной деятельности, поэтому регулярно проводились совместные консультации, обсуждения и семинары.
  3. Заинтересованность родителей. Признавая важность активного участия родителей в жизни дошкольной организации, регулярного проводились разнообразные мероприятия, которые позволили родителям проявить свой интерес и внести свой вклад в образовательный процесс.
  4. Положительное мнение родителей о работе дошкольной организации в отношении партнерских отношений в образовательно-воспитательном процессе. Было учтено мнение родителей о проведенных мероприятиях через организацию обратной связи. Была создана комфортная и открытая обстановка, в которой родители чувствовали себя уверенно и старались доверять педагогу в вопросах воспитания и обучения их детей. [4].

Таким образом, путем систематической работы с воспитанников мы стремимся к эффективному развитию сотруднических взаимоотношений между дошкольной организацией и родителями. Благодаря целенаправленной и постоянной работе с родителями можно ожидать положительную динамику в развитии сотрудничества между педагогами и родителями, создавая благоприятные условия для успешного воспитания и образования детей.

Рассмотрим результаты повторной диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников по когнитивному критерию. Результаты представлены в рис.4.

6ecf99ceca83d894

Рис. 4. Сформированность когнитивного критерия педагогической просвещенности родителей на контрольном этапе

Рассмотрим результаты повторной диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников по эмоционально-поведенческому критерию. Результаты представлены в рис.5.

67679a48b980cf94

Рис. 5. Сформированность эмоционально-поведенческого критерия педагогической просвещенности родителей на контрольном этапе

Рассмотрим результаты повторной диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников по коммуникативно-деятельностному критерию. Рис. 6.

По итогам анкетирования был выявлен уровень сформированности педагогической просвещенности родителей по коммуникативно-деятельностному критерию на контрольном этапе.

e33dd1d1dc6650fd

Рис. 6. Сформированность коммуникативно-деятельностного критерия педагогической просвещенности родителей на контрольном этапе

По итогам анкетирования (см. рис. 6) выявлено, что после реализации комплекса мероприятий по повышению педагогической просвещенности у родителей, наблюдается положительное изменение результатов в экспериментальной группе.

Таким образом, результаты контрольного этапа показали, что после реализации комплекса мероприятий по повышению педагогической просвещенности у родителей, наблюдается ярко выраженная положительная динамика в развитии педагогической просвещенности родителей в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе тенденция не такая выраженная.

По результатам экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Результаты констатирующего этапа показали, что родители имеют средний уровень педагогической просвещенности по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста. По результатам оценки когнитивного критерия педагогической просвещенности было выявлено, что основанная часть родителей имеют поверхностные знания о воспитании и развитии детей дошкольного возраста, не так часто интересуются психолого-педагогической литературой по этому вопросу и не всегда обращаются за помощью к различным специалистам. Эти родители также не всегда принимают во внимание индивидуальные особенности своих детей относительно их воспитания, развития и обучения.

По результатам оценки эмоционально-поведенческого критерия педагогической просвещенности было выявлено, что основанная часть родителей эмоционально принимают и любят своих детей, но отмечается повышенная инфантилизация и крепкие симбиотические связи с детьми, что негативно отражается на их развитии, нет сотруднических отношениях на равных.

По результатам оценки коммуникативно-деятельностного критерия педагогической просвещенности было выявлено, что основанная часть родителей имеют средний уровень активности и вовлеченности в воспитательный процессы дошкольной организации. Данные родители чаще всего посещают родительские собрания, участвуют в совместных праздниках, иногда нуждаются в консультациях по вопросам воспитания и образования детей, но они не проявляют инициативу в установлении контакта с педагогом.

  1. На формирующем этапе осуществлялось внедрение педагогических мероприятий с родителями воспитанников с целью их педагогического просвещения. Целью реализации комплекса мероприятий по педагогическому просвещению родителей в условиях дошкольной образовательной организации явилось создание информационно социально-психологического пространства, которое помогло родителям формировать и изменять свою позицию, развивать навыки воспитания детей, расширять знания в области возрастной психологии и педагогики, а также повышать культурный и образовательный уровень в сфере организации образования.

Были проведены мероприятия информационно-аналитического направления (опрос, анкетирование), информационно-познавательного характера (консультации, беседы, семинары, деловая игра), досугового направления (праздники, выставки совместного с родителями творчества), информационно-ознакомительного направления (информационный стенд, папки-передвижки), информационно-просветительного направления (памятки, буклеты, презентации).

Были созданы такие события, которые стали привлекательны и интересны для родителей, мотивируя их активно участвовать в совместных занятиях и мероприятиях. Большое значение придавалось взаимодействию педагогов и родителей в процессе образовательно-воспитательной деятельности, поэтому регулярно проводились совместные консультации, обсуждения и семинары. Регулярного проводимые мероприятия позволили родителям проявить свой интерес и внести свой вклад в образовательный процесс. Была создана комфортная и открытая обстановка, в которой родители чувствовали себя уверенно и старались доверять педагогу в вопросах воспитания и обучения их детей.

  1. Результаты контрольного этапа показали, что после реализации комплекса мероприятий по повышению педагогической просвещенности у родителей, наблюдается ярко выраженная положительная динамика в развитии педагогической просвещенности родителей в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе тенденция не такая выраженная. По результатам оценки когнитивного критерия педагогической просвещенности было выявлено, что знания родителей экспериментальной группы стали более глубокими и систематизированными. По результатам оценки эмоционально-поведенческого критерия педагогической просвещенности было выявлено, что родители экспериментальной группы стали выбирать более оптимальный стиль воспитания, основанный на кооперации. По результатам оценки коммуникативно-деятельностного критерия педагогической просвещенности было выявлено, что родители экспериментальной группы стали более активными в образовательном процессе дошкольной организации.

Результаты экспериментального исследования показывают, что реализация комплекса мероприятий по повышению педагогической просвещенности у родителей дает заметную положительную динамику в развитии их педагогической просвещенности, при этом в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой эта тенденция более заметна. После оценки когнитивного критерия педагогической просвещенности было обнаружено, что знания родителей из экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой стали более глубокими и систематизированными. Оценка эмоционально-поведенческого критерия показала, что родители из экспериментальной группе стали выбирать более оптимальный стиль воспитания, основанный на кооперации. Анализ коммуникативно-деятельностного критерия выявил, что родители из экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой стали более активно участвовать в образовательном процессе дошкольной организации.

Список литературы

  1. Плотникова А.С. Организация взаимодействия с семьей /А.С. Плотникова // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2021. – №3. – С. 38-39
  2. Плотникова, Е.Е. Специфика взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей воспитанника /Е.Е. Плотникова, Н.В. Бытрова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №58-2. – С. 191-194. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-vzaimodeystviya-pedagogov-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-s-semiey-vospitannika (дата обращения: 30.10.2023).
  3. Погонец, З.В. Методические рекомендации по организации родительского просвещения (для общеобразовательных организаций) / З.В. Погонец. – Магадан, 2022. – 27 с.
  4. Ротермель М. Ю. Использование цифровых технологий во взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста /М.Ю. Ротермель
  5. Рылькова, Т.А. Современные формы работы с родителями ДОУ в условиях ФГОС /Т.А. Рылькова // Инновационная наука. – 2019. – №3. – С. 156-158. – https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-dou-v-usloviyah-fgos (дата обращения: 30.10.2023).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. – М.: Центр педагогического образования, 2023. – 32 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: