УДК 373.2
Экспермментальное исследование по использованию современного подхода к педагогическому просвещению родителей в условиях дошкольной образовательной организации
Мерзон Елена Ефимовна - кандидат педагогических наук, доцент, директор Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) Федерального университета.
Козлова Елизавета Глебовна - студент факультета психологии и педагогики Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) Федерального университета.
Аннотация: В данной статье рассматривается актуальная проблема вовлечения родителей в образовательный процесс своих детей на ступени дошкольного обучения. Авторы анализируют современные тенденции в работе семьи и дошкольного учреждения, подчеркивая важность партнерства между педагогами и родителями. В целом, статья представляет собой ценный исследовательский материал для специалистов в области педагогики и развития детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: родители, семья, дошкольное образование, воспитание, обучение, воспитанники, развитие, сотрудничество.
Государственная семейная политика Российской Федерации ориентирована на установлении приоритетов семьи в воспитании подрастающего поколения, а также на повышение авторитет родителей в семье и обществе. И это связано с тем, что семья играет важную роль в становлении личности ребенка, в привитии норм и ценностей, принятых в обществе, в сохранении внутрисемейных традиций и традиций русского народа. Именно семья закладывает основы морально-волевой и нравственной сфер, а также овладения детьми социальными ролями, образцами повеления, приятных в обществе. Поэтому дошкольная образовательная организация, как второй социальный институт воспитания и социализации ребенка, должна брать во внимание факт приоритетной роли семьи в воспитании и развитии ребенка [1].
Педагогическое просвещение – это активный и целенаправленный процесс, направленный на повышение педагогической компетенции, уровня культуры и ответственности родителей детей дошкольного возраста. Оно основывается на информировании родителей об особенностях развития детей, эффективных методах взаимодействия с ними, а также предоставляет родителям информацию о возникающих педагогических проблемах и путях их решения. Основой педагогического просвещения является плодотворное сотрудничество и взаимодействие между педагогами образовательных учреждений и семьями воспитанников. [2].
Педагогическое просвещение является основным механизмом формирования педагогической компетенции родителей, поэтому педагогическую компетентность можно считать важным качеством современных родителей. В целом, педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания и образования означает, что родители обладают достаточными знаниями, умениями и навыками, а также понимают потребности своего ребенка и умеют создавать условия для его полноценного развития и входа во взрослую жизнь.
Новое представление организации педагогического просвещения родителей в сфере дошкольного образования заключается в партнерском подходе и сотрудничестве между педагогами и родителями.
Мы провели экспериментальное исследование по педагогическому просвещению родителей в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель экспериментального исследования – выявить эффективность современного подхода педагогического просвещения родителей в условиях дошкольной образовательной организации.
Одним из основных методов проведения исследования выступил педагогический эксперимент, направленный на проверку и оценку эффективности новых подходов, методик и технологий в образовании и воспитании, а также выявления причин, результатов и последствий педагогических изменений.
Педагогический эксперимент включает три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный этапы.
Констатирующий этап представляет собой этап сбора и анализа исходных данных, в данном случае на этом этапе проводилась оценка актуального уровня педагогической просвещенности родителей дошкольников.
Формирующий этап представляет собой этап воздействия, на котором осуществлялось внедрение педагогических мероприятий с родителями воспитанников с целью их педагогического просвещения.
Контрольный этап эксперимента представляет собой этап проверки эффективности реализованного комплекса мероприятий с родителями на основе полученных результатов повторной диагностики.
Оценка уровня педагогической просвещенности родителей воспитанников проходила на основании трех критериев (таблица 1).
Таблица 1. Критерии, показатели и методики диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников
Критерии оценки |
Показатели |
Методики |
Когнитивный |
Знания особенностях развития детей дошкольного возраста, о формах и видах детской деятельности, об условиях развития ребенка, о психолого-педагогической и методической литературе |
Методика «Модифицированный опросник для родителей» А.М. Щетининой [5]. |
Эмоционально-поведенческий |
Родительское отношение к ребенку, стратегия воспитания, заинтересованность в воспитательном процессе ребенка |
Опросник родительского отношения авторов А.Я. Варги и В.В. Столина [6]. |
Коммуникативно-деятельностный |
Ориентация родителя на сотрудничество с дошкольной организацией и педагогами, их активность в получении информации в вопросах воспитания и образования ребенка, обращение к педагогам за помощью в этих вопросах |
Анкета «Взаимодействие родителей с ДОО» (авторская) |
Рассмотрим результаты диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников по когнитивному критерию. Результаты представлены в приложении 4 и рис.1.
Рис. 1. Сформированность когнитивного критерия педагогической просвещенности родителей на констатирующем этапе
Проведенный анализ (см. рисунок 1) демонстрирует, что 44% родителей в экспериментальной группе и 48% родителей в контрольной группе обладают средним уровнем сформированности когнитивного критерия педагогической просвещенности. Это указывает на то, что родители имеют поверхностные знания о воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Их знания о том, как достичь эффективного воспитания, являются недостаточно систематизированными.
Отмечается, что 28% родителей экспериментальной группы и 24% родителей контрольной группы имеют низкий уровень сформированности когнитивного компонента педагогической просвещенности. Родители с низким уровнем знаний в области развития и воспитания детей дошкольного возраста полагаются на повседневные знания, не имеющие научной основы и передаваемые от поколения к поколению со стороны бабушек и дедушек иди других сторонних людей.
Согласно результатам исследования, 28% родителей обеих групп обладают высоким уровнем сформированности когнитивного компонента педагогической просвещенности. Эти родители обладают достаточно объемными знаниями в области воспитания и образования детей дошкольного возраста. Они интересуются вопросами воспитания и образования детей, поэтому читают психолого-педагогическую литературу. Также они учитывают индивидуальные особенности своих детей в процессе образовательно-воспитательной деятельности и при необходимости консультируются у более компетентных специалистов.
Рассмотрим результаты диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников по эмоционально-поведенческому критерию. Результаты представлены в рис.2.
Рис. 2. Сформированность эмоционально-поведенческого критерия педагогической просвещенности родителей на констатирующем этапе
Проведенный анализ (см. рисунок 2) демонстрирует, что практически все родители экспериментальной и контрольной групп эмоционально принимают своих детей, любят их (72% в экспериментальной группе и 80% в контрольной группе). Остальная часть родителей имеет противоречивы чувства по отношению к своим детям. Родителей, которые отвергают своего ребенка, не выявлено.
Как видно по рис. 2 как в экспериментальной, так и в контрольной группе у родителей выражены симбиотические связи со своими детьми, о чем свидетельствует высокие результаты по шкале «Симбиоз» (88% родителей в экспериментальной группе и 64% родителей в контрольной группе). То есть, можно сказать, что родители достаточно сильно опекают детей как бы растворяются них, «сливаются» с ним, что приводит к невозможности дифференцировать собственные и детские чувства и потребности.
Кроме того, половина родителей склонны инфантилизировать своих детей (56% в экспериментальной группе и 44% в контрольной группе). Подобное отношение демонстрирует восприятие ребенка родителями младше, по сравнению с его реальным возрастом, поэтому они считают его неприспособленным к самостоятельному функционированию. Это может проявляться в том, что родители сами одевают, раздевают, кормят ребенка, сопровождают его в туалет, не давая возможности ребенку проявить инициативу. Симбиотические связи и склонность к инфантилизации негативно сказываются на развитии детей. Часто при таких отношениях дети очень привязаны к родителям, особенно матерям, плохо адаптируются.
Тогда как образ социальной желательности поведения или кооперация выражен слабо (24% родителей в экспериментальной группе и 28% родителей в контрольной группе). То есть, при все любви родителей к своим детям, нет доверительных, конструктивных взаимоотношений с ним, которые выстраивались бы на доверии, безукоризненном его принятии, поощрении самостоятельности и инициативности, нет равных отношений на кооперации.
Также можно сказать, что родители не руководствуются правилами жесткого контроля, а в рамках разумного контролируют своих детей, выбрав «золоту середину». Лишь 8% родителям экспериментальной группы и 16% родителям контрольной группы свойственна авторитарная гиперсоциализация.
Рассмотрим результаты диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников по коммуникативно-деятельностному критерию. Рис.3
По итогам анкетирования был выявлен уровень сформированности педагогической просвещенности родителей по коммуникативно-деятельностному критерию.
Рис. 3. Сформированность коммуникативно-деятельностного критерия педагогической просвещенности родителей на констатирующем этапе
По итогам анкетирования (см. рис. 3 ) выявлено, что основная часть родителей (60% в экспериментальной группе и 56% в контрольной группе) имеют средний уровень активности и вовлеченности в образовательный и воспитательный процессы дошкольной организации. Данные родители чаще всего посещают родительские собрания, участвуют в совместных праздниках, иногда нуждаются в консультациях по вопросам воспитания и образования детей. У 16% родителей обоих групп выявлен низкий уровень активности и вовлеченности в образовательный и воспитательный процессы дошкольной организации. Эти родители не так часто посещают мероприятия для родителей и совместные праздники с детьми, ссылаясь на нехватку времени или на отсутствие потребности в этом. Они плохо идут на контакт с педагогом и не становятся инициаторами в том, чтобы получить информационную или консультационную помощь. У 24% родителей экспериментальной группы и у 28% родителей контрольной группы выявлен высокий уровень активности и вовлеченности в образовательный и воспитательный процессы дошкольной организации. Эти родители часто и регулярно посещают мероприятия для родителей и совместные праздники с детьми.
Таким образом, результаты констатирующего этапа показали, что родители имеют средний уровень педагогической просвещенности по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста.
По результатам оценки когнитивного критерия педагогической просвещенности было выявлено, что основанная часть родителей имеют поверхностные знания о воспитании и развитии детей дошкольного возраста, не так часто интересуются психолого-педагогической литературой по этому вопросу и не всегда обращаются за помощью к различным специалистам.
По результатам оценки эмоционально-поведенческого критерия педагогической просвещенности было выявлено, что основанная часть родителей эмоционально принимают и любят своих детей, но отмечается повышенная инфантилизация и крепкие симбиотические связи с детьми, что негативно отражается на их развитии, нет сотруднических отношениях на равных.
По результатам оценки коммуникативно-деятельностного критерия педагогической просвещенности было выявлено, что основанная часть родителей имеют средний уровень активности и вовлеченности в образовательный и воспитательный процессы дошкольной организации.
Формирующий этап представляет собой этап воздействия, на котором осуществлялось внедрение педагогических мероприятий с родителями воспитанников с целью их педагогического просвещения.
Целью реализации комплекса мероприятий по педагогическому просвещению родителей в условиях дошкольной образовательной организации явилось создание информационно социально-психологического пространства, которое поможет родителям формировать и изменять свою позицию, развивать навыки воспитания детей, расширять знания в области возрастной психологии и педагогики, а также повышать культурный и образовательный уровень в сфере организации образования. [3].
В качестве основных целей работы с родителями выступили следующие:
- Расширение знаний родителей по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста.
- Активное привлечение родителей к сотрудничеству с дошкольной организацией.
- Вовлечение родителей в деятельность дошкольной организации, делая их полноценными участниками образовательного процесса.
Процесс педагогического просвещения родителей в условиях дошкольной образовательной организации проходил эффективно при условии, что:
- родители были активно вовлечены в деятельность дошкольной организации по воспитанию и образованию детей;
- педагогическое просвещение осуществлялось посредством разнообразных традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия.
Был разработан календарно-тематический план проведения комплекса мероприятий по педагогическому просвещению родителей (таблица 3).
Таблица 3. Календарно-тематический план реализации комплекса мероприятий по педагогическому просвещению родителей
Срок |
Тема мероприятия |
Цель, содержание |
Октябрь |
||
1 неделя |
Мотивационное письмо родителям через WhatsApp, Telegram, эл.почту Информационная корзина (тетрадь) |
|
2 неделя |
Консультация «Роль семьи в развитии ребенка» |
|
3 неделя |
Памятки: Памятка для любящих родителей, Как определить способности ребёнка? Раскрываем способности и таланты |
|
4 неделя |
Круглый стол «Современный родитель. Кто он?» |
|
Ноябрь |
||
1 неделя |
Выставка совместного детско-родительского творчества «Овощные поделки» «Осенний натюрморт» |
|
2 неделя |
Тематическая консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников» |
|
3 неделя |
Папка-передвижка Здоровый образ семьи Особенности физического развития ребёнка 5+ |
|
4 неделя |
Деловая игра с родителями «Дорога к здоровью» |
|
Декабрь |
||
1 неделя |
Просветительское мероприятие «Педагогика любви» |
|
2 неделя |
Совместное развлечение «Семья» |
|
3 неделя |
Онлайн-консультация «Детские вопросы и как на них отвечать» |
|
4 неделя |
Папка-передвижка: Зимние забавы Подвижные игры зимой Профилактика ОРВИ и ГРИППА |
|
Январь |
||
2 неделя |
Беседа «Как приучать ребенка самостоятельности» |
|
3 неделя |
Создание фотоколлажа «Моя семья в зимнем лесу» |
|
4 неделя |
Беседа «Рука развивает мозг» |
|
Февраль |
||
1 неделя |
Тренинг «Эффективного родителя» (по материалам Т. Гордона) |
|
2 неделя |
Консультация «Игра как ведущая деятельность дошкольника» |
|
3 неделя |
Выставка совместного детско-родительского творчества «Зимние забавы» |
|
4 неделя |
Изготовление стенгазеты «Мой папа самый лучший» Организация фотовыставки с рассказами о папах! |
|
Март |
||
1 неделя |
Семинар «Как воспитывать детей?» |
|
2 неделя |
Папка передвижка : Масленица 8 марта - Женский день Подвижные игры весной |
|
3 неделя |
Памятки Что делать, если ребенок проявляет агрессивность? Демонстративность в поведении ребенка Материнская ласка |
|
4 неделя |
Презентация «Роль сказки в воспитании детей» |
|
Апрель |
||
1 неделя |
Памятка «Домашние обязанности детей» |
|
2 неделя |
Выставка совместного детско-родительского творчества «Космические просторы» |
|
3 неделя |
Консультация «Трудовое воспитание дошкольников» |
|
4 неделя |
Консультация «Детская ложь» |
Работа проходила в три этапа:
- Организационный этап (сентябрь 2023г.). Для обеспечения эффективной реализации плана деятельности с родителями воспитанников были созданы условия и подобраны необходимые средства и ресурсы. В данном этапе работы были осуществлены следующие шаги:
- подбор и изучение методической литературы по актуальным темам. Были изучены и проанализированы существующие материалы и публикации о передовых методах и подходах в работе с родителями и воспитанниками.
- планирование и подбор тематики мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования. На основе опроса среди родителей были выявлены их интересы, потребности и ожидания.
- разработка конспектов мероприятий и индивидуальных консультаций по вопросам, которые наиболее важны и актуальны для родителей.
- подбор и разработка видеоматериалов, презентаций, фотоматериалов. Были активно использованы современные технологии, чтобы сделать мероприятия с родителями более наглядными и интересными.
- изготовление наглядных и раздаточных материалов информационно-просветительской направленности (памятки, буклеты), которые помогут родителям сохранить и укрепить полученные знания по вопросам воспитания и образования детей.
- Основной этап (октябрь 2023г. – апрель 2024г.), в ходе которого были реализованы основные мероприятия календарно-тематического плана по педагогическому просвещению родителей.
- Аналитический этап (май 2024г.), в ходе которого была определена эффективность проведенных мероприятий.
Критериями эффективности реализации календарно-тематического плана по педагогическому просвещению родителей стали следующие:
- Повышение посещаемости родителями совместных мероприятий с детьми. Были созданы такие события, которые стали привлекательны и интересны для родителей, мотивируя их активно участвовать в совместных занятиях и мероприятиях.
- Согласованность действий педагогов и родителей. Большое значение придавалось взаимодействию педагогов и родителей в процессе образовательно-воспитательной деятельности, поэтому регулярно проводились совместные консультации, обсуждения и семинары.
- Заинтересованность родителей. Признавая важность активного участия родителей в жизни дошкольной организации, регулярного проводились разнообразные мероприятия, которые позволили родителям проявить свой интерес и внести свой вклад в образовательный процесс.
- Положительное мнение родителей о работе дошкольной организации в отношении партнерских отношений в образовательно-воспитательном процессе. Было учтено мнение родителей о проведенных мероприятиях через организацию обратной связи. Была создана комфортная и открытая обстановка, в которой родители чувствовали себя уверенно и старались доверять педагогу в вопросах воспитания и обучения их детей. [4].
Таким образом, путем систематической работы с воспитанников мы стремимся к эффективному развитию сотруднических взаимоотношений между дошкольной организацией и родителями. Благодаря целенаправленной и постоянной работе с родителями можно ожидать положительную динамику в развитии сотрудничества между педагогами и родителями, создавая благоприятные условия для успешного воспитания и образования детей.
Рассмотрим результаты повторной диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников по когнитивному критерию. Результаты представлены в рис.4.
Рис. 4. Сформированность когнитивного критерия педагогической просвещенности родителей на контрольном этапе
Рассмотрим результаты повторной диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников по эмоционально-поведенческому критерию. Результаты представлены в рис.5.
Рис. 5. Сформированность эмоционально-поведенческого критерия педагогической просвещенности родителей на контрольном этапе
Рассмотрим результаты повторной диагностики педагогической просвещенности родителей воспитанников по коммуникативно-деятельностному критерию. Рис. 6.
По итогам анкетирования был выявлен уровень сформированности педагогической просвещенности родителей по коммуникативно-деятельностному критерию на контрольном этапе.
Рис. 6. Сформированность коммуникативно-деятельностного критерия педагогической просвещенности родителей на контрольном этапе
По итогам анкетирования (см. рис. 6) выявлено, что после реализации комплекса мероприятий по повышению педагогической просвещенности у родителей, наблюдается положительное изменение результатов в экспериментальной группе.
Таким образом, результаты контрольного этапа показали, что после реализации комплекса мероприятий по повышению педагогической просвещенности у родителей, наблюдается ярко выраженная положительная динамика в развитии педагогической просвещенности родителей в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе тенденция не такая выраженная.
По результатам экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:
- Результаты констатирующего этапа показали, что родители имеют средний уровень педагогической просвещенности по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста. По результатам оценки когнитивного критерия педагогической просвещенности было выявлено, что основанная часть родителей имеют поверхностные знания о воспитании и развитии детей дошкольного возраста, не так часто интересуются психолого-педагогической литературой по этому вопросу и не всегда обращаются за помощью к различным специалистам. Эти родители также не всегда принимают во внимание индивидуальные особенности своих детей относительно их воспитания, развития и обучения.
По результатам оценки эмоционально-поведенческого критерия педагогической просвещенности было выявлено, что основанная часть родителей эмоционально принимают и любят своих детей, но отмечается повышенная инфантилизация и крепкие симбиотические связи с детьми, что негативно отражается на их развитии, нет сотруднических отношениях на равных.
По результатам оценки коммуникативно-деятельностного критерия педагогической просвещенности было выявлено, что основанная часть родителей имеют средний уровень активности и вовлеченности в воспитательный процессы дошкольной организации. Данные родители чаще всего посещают родительские собрания, участвуют в совместных праздниках, иногда нуждаются в консультациях по вопросам воспитания и образования детей, но они не проявляют инициативу в установлении контакта с педагогом.
- На формирующем этапе осуществлялось внедрение педагогических мероприятий с родителями воспитанников с целью их педагогического просвещения. Целью реализации комплекса мероприятий по педагогическому просвещению родителей в условиях дошкольной образовательной организации явилось создание информационно социально-психологического пространства, которое помогло родителям формировать и изменять свою позицию, развивать навыки воспитания детей, расширять знания в области возрастной психологии и педагогики, а также повышать культурный и образовательный уровень в сфере организации образования.
Были проведены мероприятия информационно-аналитического направления (опрос, анкетирование), информационно-познавательного характера (консультации, беседы, семинары, деловая игра), досугового направления (праздники, выставки совместного с родителями творчества), информационно-ознакомительного направления (информационный стенд, папки-передвижки), информационно-просветительного направления (памятки, буклеты, презентации).
Были созданы такие события, которые стали привлекательны и интересны для родителей, мотивируя их активно участвовать в совместных занятиях и мероприятиях. Большое значение придавалось взаимодействию педагогов и родителей в процессе образовательно-воспитательной деятельности, поэтому регулярно проводились совместные консультации, обсуждения и семинары. Регулярного проводимые мероприятия позволили родителям проявить свой интерес и внести свой вклад в образовательный процесс. Была создана комфортная и открытая обстановка, в которой родители чувствовали себя уверенно и старались доверять педагогу в вопросах воспитания и обучения их детей.
- Результаты контрольного этапа показали, что после реализации комплекса мероприятий по повышению педагогической просвещенности у родителей, наблюдается ярко выраженная положительная динамика в развитии педагогической просвещенности родителей в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе тенденция не такая выраженная. По результатам оценки когнитивного критерия педагогической просвещенности было выявлено, что знания родителей экспериментальной группы стали более глубокими и систематизированными. По результатам оценки эмоционально-поведенческого критерия педагогической просвещенности было выявлено, что родители экспериментальной группы стали выбирать более оптимальный стиль воспитания, основанный на кооперации. По результатам оценки коммуникативно-деятельностного критерия педагогической просвещенности было выявлено, что родители экспериментальной группы стали более активными в образовательном процессе дошкольной организации.
Результаты экспериментального исследования показывают, что реализация комплекса мероприятий по повышению педагогической просвещенности у родителей дает заметную положительную динамику в развитии их педагогической просвещенности, при этом в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой эта тенденция более заметна. После оценки когнитивного критерия педагогической просвещенности было обнаружено, что знания родителей из экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой стали более глубокими и систематизированными. Оценка эмоционально-поведенческого критерия показала, что родители из экспериментальной группе стали выбирать более оптимальный стиль воспитания, основанный на кооперации. Анализ коммуникативно-деятельностного критерия выявил, что родители из экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой стали более активно участвовать в образовательном процессе дошкольной организации.
Список литературы
- Плотникова А.С. Организация взаимодействия с семьей /А.С. Плотникова // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2021. – №3. – С. 38-39
- Плотникова, Е.Е. Специфика взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей воспитанника /Е.Е. Плотникова, Н.В. Бытрова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №58-2. – С. 191-194. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-vzaimodeystviya-pedagogov-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-s-semiey-vospitannika (дата обращения: 30.10.2023).
- Погонец, З.В. Методические рекомендации по организации родительского просвещения (для общеобразовательных организаций) / З.В. Погонец. – Магадан, 2022. – 27 с.
- Ротермель М. Ю. Использование цифровых технологий во взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста /М.Ю. Ротермель
- Рылькова, Т.А. Современные формы работы с родителями ДОУ в условиях ФГОС /Т.А. Рылькова // Инновационная наука. – 2019. – №3. – С. 156-158. – https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-dou-v-usloviyah-fgos (дата обращения: 30.10.2023).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. – М.: Центр педагогического образования, 2023. – 32 с.