УДК 373.31

Опытно-экспериментальная работа по формированию формирования финансовой грамотности младших школьников на занятиях математического кружка

Белоскова Анастасия Александровна – студентка Института непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Научный руководитель Савченко Владимир Владимирович – учитель начальных классов, старший преподаватель кафедры дошкольного, начального и специального образования Институт непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей формирования финансовой грамотности младших школьников на занятиях математического кружка. Описана опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности финансовой грамотности младших школьников на занятиях математического кружка.

Ключевые слова: финансовая грамотность, математика, экономика, математический кружок, опытно-экспериментальная работа, младшие школьники.

В наше время дети начинают понимать роль денег в жизни человека с самого раннего возраста. Они слышат рассказы о деньгах дома, по телевизору и на улице. Они рано понимают, что деньги могут дать им то, что они хотят, и стремятся использовать их самостоятельно. В школах необходимо проводить уроки финансовой грамотности, поскольку дети охотно пользуются пластиковыми картами и приложениями для мобильных телефонов, чтобы покупать себе вещи. Им необходима определенная степень финансовой грамотности, поскольку они с раннего возраста используют деньги и являются активными участниками торговых и финансовых отношений [1].

Многие ученые считают, «что начинать обучение финансовой грамоте лучше всего в раннем возрасте». [2, с.36]. Чем раньше учащиеся узнают о важности роли денег в жизни, тем лучше тем лучше у них сформируются правильные умения пользоваться личными средствами [5].

В связи с необходимостью повышения уровня базовых компонентов экономического образования от начальной школы до старших классов, таких как финансовая грамотность и культура сбережений, возникает необходимость введения некоторых компонентов этой работы для учащихся младших классов образовательных учреждений (первое звено в системе дополнительного образования детей) [3].

Опытно-экспериментальная работа по формированию финансовой грамотности состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Она проводилась на базе МБОУ «Боградская СОШ №3» Боградского района Республики Хакасия. 

На констатирующем этапе эксперимента выявлены уровни сформированности финансовой грамотности учащихся экспериментального и контрольного классов: 4 «А» и 4 «Б» в количестве 24 и 25 учащихся. Были использованы методики Г.С. Ковалевой, М.С. Семенюк и О.С. Тороповой, Ю.С. Антоновой. С помощью трех методик установлены средние и низкие показатели сформированности финансовой грамотности школьников. Выполнение многих заданий экономического характера у школьников вызвало трудности, несмотря на соответствующие стандарты выполняемых тестов и задач.

В связи с полученными результатами, нами была проведена работа по формированию основ финансовой грамотности младших школьников на занятиях математического кружка. Так занятия математического кружка по финансовой грамотности имели следующее содержание:

  1. Занимательная арифметика. Записи чисел и цифр в других странах. Как люди учились считать числа. Древние системы записи чисел Числа в разных странах Римские и арабские цифры Системы счисления Числа - гиганты и числа - малые числа Открытие нуля. Мы живем в мире больших чисел. Гигантские числа. Названия больших чисел. Десятичные дроби Решение задач с большими и маленькими числами Практика быстрого счета. Некоторые приемы быстрого счета. Инверсии чисел. Делители и остатки. Проценты. Числовые неравенства и оценка. Арифметический рисунок. Основная цель: создать условия для развития интереса учащихся к математике.
  2. Финансовые единицы измерения. Возникновение денег, виды, способы расчетов, валюты, котировки и финансовые рынки. Коллекционирование и нумизматика. Редкие монеты. Древние квесты. Интересные древние квесты для решения и квестовые истории.
  3. Банки и деньги. Функции денег. Функции банков. Виды денег и банков. Ликвидность денег. Процент, ставка процента, заимствование, кредитование, депозиты. Доход, прибыль, чистый доход, операции, виды операций, выгоды и издержки, эффективность и результативность. Инфляция и ее виды.
  4. Финансовые задачи. Задачи, решаемые с конца. Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца». Задачи на проценты, сложные проценты. Вклады и кредиты. Основная цель – развивать логическое мышление, формировать умение составлять и пользоваться формулами сложных процентов, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.
  5. Бюджет. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Денежные реформы. Баланс и его составляющие. Основная цель – привитие интереса к математике, активизация познавательной деятельность [4].

Также на занятиях проводились проектные работы для практического закрепления полученных знаний.

Приведем пример работу по одному из проектов:

Тема проекта: Древние денежные единицы счета

Цель: знать историю денег, соотношения внутри денежных единиц Руси

Задачи:

  1. Обратиться к историческим корням нашего народа, его быту, традициям, изучив литературу.
  2. Научиться пользоваться переводом старых денежных единиц в современные денежные знаки.
  3. Найти и решить старинные задачи с денежными единицами.

В процессе выполнения проекта, дети узнали, выглядели первые (товарные) деньги на Руси их названия, а также интересные факты, например о том, что в 1748 году вышел указ императрицы, предписывающий изымать серебряные монеты из обращения. Все те, у кого серебряная монета была в наличии, должны были обменять её на медную. Все казённые расходы также проводились с помощью медных денег, а золотые и серебряные монеты удерживались в казне. Также дети составили сборник задач со старинными задачами с наименованиями старинных монет.

Дети в процессе выполнения проекта пришли к выводу, что для понимания задач необходимо первоначальное знакомство со старинными денежными отношениями. В процессе работы был использован способ решения задачи с помощью пропорции. Таким образом, в процессе занятий математического кружка дети ознакомились с множеством понятий из финансовой грамотности, научились экономить и распределять свои доходы и т.д.

После проведения формирующего этапа опытно-экспериментального исследования нами был проведен контрольный этап, с целью оценки произошедших изменений в уровневых показателях финансовой грамотности младших школьников. На контрольном этапе эксперимента вновь выявлены уровни сформированности финансовой грамотности в двух названных классах. Анализ полученных количественных данных показал, что уровни финансовой грамотности в экспериментальном классе значительно повысились. Это свидетельствует об эффективности использованных дидактических материалов. Наличие положительной динамики уровней сформированности основ финансовой грамотности у учащихся с использованием дидактических материалов подтверждает гипотезу данного исследования.

Таким образом, мы видим, что результаты стали значительно выше, так мы можем утверждать, что занятия на математическом кружке эффективны при формировании финансовой грамотности младших школьников.

Список литературы

  1. Васильев Ю.К., Сасова И. А. Экономическое воспитание и образование подрастающего поколения // Советская педагогика. 1998. № 1. С. 25-36.
  2. Грохольская О.Г. Проблемы и перспективы экономического образования в российской школе // Педагогика. 2005. № 7. С. 35-40.
  3. Ермакова И. В. Начала экономики: учебное пособие для внеурочной работы в 5-6 классах. Москва : ВитаПресс, 2015. 112 с.
  4. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Москва: Издательство: Юрайт, 2015. 507 с.
  5. Федин С. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов. Москва: Вита-Пресс, 2014. 112 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: