УДК: 372.881.111.1

Технологии искусственного интеллекта и интеллектуальные платформы в обучении китайскому языку

(на примере российских студентов начального уровня)

Тянь Юйцин – аспирантка Российского университета дружбы народов.

Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты применения интеллектуальных платформ, а также технологий искусственного интеллекта при обучении российских студентов (начальный уровень) китайскому языку. Значимость обращения к теме продиктована необходимостью оптимизации в нынешних условиях учебного процесса, повышения его эффективности, качества, увлекательности. Особое внимание уделено (наряду с характеристикой соответствующего инструментария и функционала) сопутствующим проблемам: организационным, обеспечительным, ресурсным, техническим, кадровым.

Ключевые слова: интеллектуальная платформа, китайский язык, начальный уровень, обучение, российский студент, технология.

В современном взаимосвязанном мире владение иностранными языками становится всё более значимым, поскольку оно способствует межкультурному взаимопониманию, открывает дополнительные возможности и перспективы. Среди языков, пользующихся особой популярностью а плане изучения, — китайский, что обусловлено явно усиливающимся глобальным влиянием Китая в экономике, торговых механизмах, культурной сфере. Укрепление взаимовыгодных экономических связей и процесс взаимовлияния в межкультурном аспекте между Китаем и Россией – очевиден.

Для российских студентов начального уровня, решившихся изучать китайский язык, инновационный инструментарий, различные технологические разработки предоставляют беспрецедентные возможности (чтобы обучение становилось не только результативным, но и увлекательным). В данной связи исследователями сегодня анализируются нюансы, спецификации и преимущества применения интеллектуальных платформ, технологий искусственного интеллекта (далее ИИ).

Прежде всего, целесообразно обратиться к раскрытию дефиниций, то есть, разобраться в сущности базовых понятий.

Интеллектуальные платформы и технологии ИИ — это комплекс программно-аппаратных решений, в рамках функционирования которых задействуется инструментарий и методическая основа машинного обучения, искусственного интеллекта, Big-Data, автоматизации (для анализа, оптимизации, а также управления конкретными действиями, процессами). Что касается платформ, то речь идёт, главным образом, о способности самостоятельно обучаться, приспосабливаться к изменяющимся условиям, обеспечивая более высокую эффективность и точность в реализации поставленных задач. Их применение находит достаточно обширный отклик и спрос в различных отраслях — от промышленности до медицины — и играет, без преувеличений, ключевую роль в цифровой трансформации и инновационном развитии современного общества [1].

Далее целесообразно остановиться на перечислении и характеристике конкретных технологических решений и платформ. Речь идёт о адаптивных системах обучения, ресурсах геймификации (игровые элементы), интерактивности, среде иммерсивной виртуальной реальности, анализе и аналитике с опорой на данные [2].

Так, современные интеллектуальные платформы демонстрируют потенциал систем адаптивного обучения, приспосабливая его к индивидуальным потребностям учащихся, к стилевым особенностям, сложившимся в ходе учёбы. В практической плоскости для российских студентов, слабо знакомых с китайским языком, персонализированные программы способны существенно облегчить возникающие первоначальные проблемы навигации в сложном лингвистическом материале. Анализируя успеваемость, а также предпочтения учащихся, эти системы предоставляют так называемый «целевой контент», оптимизируя понимание и запоминание. Важно подчеркнуть, что с помощью адаптивных платформ можно добиться того, чтобы каждый учащийся прогрессировал в темпе, соответствующем его способностям, что повышает уверенность, укрепляет заинтересованность.

В свою очередь, интеграция элементов игры (подразумевается процесс геймификации) в обучение китайскому языку привлекает внимание русских студентов, превращая обыденные занятия и задания в увлекательный, захватывающий опыт. Соответствующие платформы содержат достаточно вариабельные игровые средства организации обучения — в качестве примера уместно привести уровни, системы очков и баллов, достижения, награды. Эти приемы стимулируют активное вовлечение учащегося в процесс освоения и овладения языковыми навыками. Посредством интерактивного моделирования учащиеся участвуют в действительных сценариях (делается акцент на реализм), применяя словарный запас и грамматику в контексте. Формируя и впоследствии подпитывая чувство достижения и прогресса, геймификация положительным образом сказывается на вовлеченности студентов и их долгосрочном удержании, делая процесс обучения одновременно приятным и действенным.

Системы на базе ИИ предлагают персонализированную поддержку и обратную связь российским студентам, изучающим китайский язык. И это особенно значимо именно на стартовых этапах, когда речь идёт о начальном уровне. С помощью алгоритмов обработки естественного языка и машинного обучения так называемые «интеллектуальные наставники» имитируют человеческое взаимодействие, обеспечивая мгновенные исправления и рекомендации. От практики произношения до упражнений по грамматике — ИИ-консультанты и помощники предлагают индивидуальные упражнения, благодаря которым устраняются отдельные «слабые места», содействуя оперативному развитию навыков [2]. Помимо этого, доступность круглосуточной поддержки обеспечивает непрерывное обучение вне традиционных занятий в аудитории, классе, учитывая различные графики и предпочтения в обучении.

В дополнение к отмеченному, весьма ценными оказываются инструментарий и ресурсная база среды иммерсивной виртуальной реальности, что переносит русских учащихся в VR-миры, где они имеют возможность практиковать навыки китайского языка в аутентичных контекстах. К примеру, шумные улицы Пекина или тихие чайные сады — VR-симуляции воспроизводят вариативные и весьма интересные сценарии реальной жизни, позволяя студентам взаимодействовать с персонажами и окружением [3]. Посредством ролевых игр и захватывающего рассказывания историй учащиеся развивают свою компетентность в коммуникативной сфере, а также культурную осведомленность, устраняя разрыв между изучением языка и социокультурным пониманием. В итоге следует резюмировать, что технология VR обогащает опыт обучения, содействуя эмпатии, межкультурной компетентности среди российских обучающихся, изучающих китайский язык и культуру.

Важно подчеркнуть, что интеллектуальными платформами собираются огромные объемы данных касательно успеваемости и взаимодействия учащихся; предлагается полезная и структурированная информация как преподавателям, так и учащимся. Благодаря комплексной аналитике специалисты получают целостное и детализированное представление об индивидуальном прогрессе, обнаруживая сильные стороны и зоны, требующие исправления. Используя информацию, основанную на данных, преподаватели приспосабливают учебные стратегии и ресурсную базу для результативного удовлетворения разнообразных потребностей российских учащихся начального уровня. Аналогичным образом, студенты пользуются множеством преимуществ от инструментов самооценки и функций отслеживания прогресса, которые позволяют им брать на себя ответственность за свою траекторию обучения и формулировать достижимые целевые ориентиры.

Современные проблемы использования интеллектуальных платформ и технологий при обучении российских студентов начального уровня китайскому языку включают в себя несколько ключевых аспектов.

Во-первых, актуализируется проблематика наличия барьеров в языковой адаптации образовательного контента, поскольку многие интеллектуальные системы оптимизированы для англоязычного пользователя и отнюдь не всегда учитывают специфику и различные нюансы китайского языка, его особенности [3].

Во-вторых, существует сложность в моделировании и понимании культурных моментов, что особенно значимо в лингвистике.

В-третьих, нельзя игнорировать возможные технические сбои — речь идёт, к примеру, о проблеме, сопряжённой с доступностью и качеством интернет-соединения, что ограничивает использование онлайн-платформ.

В-четвёртых, требуется принимать во внимание уровень подготовки преподавателей к работе с такими технологиями и возможное отсутствие методических материалов для результативного применения ИИ в обучении.

Итак, существующие сегодня проблемы имеют весьма вариабельной характер: организационный, обеспечительный, ресурсный, технический, кадровый.

Таким образом, в сфере преподавания китайского языка российским учащимся начального уровня интеллектуальные платформы и технологии открывают широкие перспективы — для улучшения учебных результатов и развития межкультурной компетентности. Эти инновационные инструменты (от адаптивных систем обучения до иммерсивных VR-сред, которые были рассмотрены в данной статье) удовлетворяют разнообразные предпочтения, отвечают сложившимся стилям, делая процесс изучения китайского языка увлекательным. Применяя функционал искусственного интеллекта, геймификации, а также анализ данных, преподаватели обеспечивают для студентов начального уровня динамичный и персонализированный опыт. В результате целесообразно сделать обобщающий вывод: внедрение интеллектуальных платформ и технологий имеет большое значение в контексте оснащения студенчества лингвистическими навыками и культурными знаниями, необходимыми для успеха во взаимосвязанном мире.

Список литературы

  1. Жирков Д. А. Анализ современных популярных образовательных платформ для изучения китайского языка в РФ / Д. А. Жирков, Г. М. Парникова, А. В. Семенова // Казанская наука. – 2023. – № 9. – С. 48-50.
  2. Каскова М. Е. Онлайн-обучение на платформе MOODLE как среда формирования учебной автономии студента вуза. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023; 4(177): 63-68. URL: elibrary.ru/item.asp?id=54226838. EDN: YUUFMV
  3. Ри К. К. Образовательные платформы и онлайн-программы как современные средства в методике преподавания китайского языка / К. К. Ри // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 1 (98). – С. 220-222.
  4. Сюй Б. Интеллектуальные технологии в адаптивном обучении китайскому языку в гуманитарных вузах / Б. Сюй // Инновационная траектория развития лингвистических исследований в современном мире. Сборник трудов. – Москва: 2021. – С. 248-255.
  5. Kaskova, M., Myltseva, M. (2023). Online Training on the MOODLE Platform as the Environment Forming a University Student’s Educational Autonomy. In: Zokirjon ugli, K.S., Muratov, A., Ignateva, S. (eds) Fundamental and Applied Scientific Research in the Development of Agriculture in the Far East (AFE-2022). AFE 2023. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 706. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-36960-5_84