УДК 37
Современные тенденции и подходы к подготовке специалистов социальной службы
Носова Александра Михайловна – магистрант Московского государственного образовательного комплекса
Аннотация: Подготовка специалистов социальной службы постоянно развивается, чтобы соответствовать меняющимся потребностям общества. Интеграция междисциплинарных подходов, усиление практической направленности, использование технологий и развитие культурной компетентности имеют решающее значение для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных эффективно решать социальные проблемы и улучшать благополучие людей. С учетом быстроменяющихся условий, необходима трансформация уже существующих подходов к обучению кадров с учетом последних требований отрасли и мировых тенденций.
Ключевые слова: социальные работники, глобализация, компетентностный подход, подготовка специалистов.
В настоящее время, в период динамичного развития всех сфер общества, социальная служба приобретает все большую значимость в сфере обеспечения благополучия общества. По данной причине к специалистам, проходящим подготовку в данной области, предъявляются более высокие требования, которые должны включать глубокие знания, навыки и компетенции. Международный опыт по подготовке социальных работников, включающий новые требования и подходы, диктует необходимость в совершенствовании и реформировании данной системы. Этот процесс претерпевает ряд трансформаций в связи с современной ситуацией, возникшей в социуме.
В виду условий настоящего времени новейшая система подготовки кадров требует новых критериев к подготовке специалистов, которые основаны на требованиях:
- Внедрения и интеграции в процесс образования общих и социальных предметов.
- Внедрение идей менеджериализации, определяющих изменение в системе профессионального образования.
- Создания универсальных программ по целям работы и по составу курсов.
- Разработка системы по успешному взаимодействию между органами профессиональной подготовки и системами социального администрирования, менеджмента и психосоциальной помощи.
Социальные работники являются уникальными специалистами, которые обладают спектром навыков, востребованных во всех регионах мира. Их знания и умения рационально применять в международной среде. В основе социальной работы лежат межкультурная и классовая эмпатия, знания об организации общества. Ключевые тенденции в подготовке специалистов социальной службы:
- Интеграция междисциплинарных подходов: Социальная работа становится все более междисциплинарной, поэтому специалисты должны иметь знания в области психологии, социологии, права и здравоохранения.
- Усиление практической направленности: Программы подготовки все больше ориентированы на практические навыки, такие как консультирование, работа с группами и оценка потребностей.
- Использование технологий: Технологии играют все более важную роль в социальной работе, и специалисты должны быть обучены их использованию для повышения эффективности своей деятельности.
- Глобализация и культурная компетентность: Глобализация усиливает потребность в специалистах, обладающих культурной компетентностью и пониманием различных культурных контекстов.
Подходы к подготовке специалистов социальной службы:
- Основанный на компетенциях подход: Этот подход фокусируется на развитии конкретных компетенций, необходимых для эффективной социальной работы.
- Проблемно-ориентированный подход: Этот подход использует реальные проблемы в качестве основы для обучения, помогая студентам развивать навыки критического мышления и решения проблем.
- Исследовательский подход: Этот подход подчеркивает важность исследований и доказательной практики, позволяя студентам понимать и применять новейшие знания в своей работе.
- Партнерство с практиками: Программы подготовки часто сотрудничают с практиками социальной работы, чтобы обеспечить студентам практический опыт и наставничество.
Изменения в социально-экономической сфере, отношение общества к социальной работе, международная практика диктуют необходимость организации работы и обучения социальных работников с учетом требований профессионального стандарта в этой области.
Наличие профессионального стандарта в области социальной работы обязывает образовательные учреждения привести содержание образовательной программы по подготовке социальных работников в соответствие с требованиями стандарта, ориентируясь на формирование профессиональных компетенций.
Одним из ключевых аспектов в подготовке специалистов социальной службы является акцент на практические навыки и опыт. Современные программы обучения включают в себя стажировки, практику и обучение на реальных кейсах, что помогает будущим специалистам получить необходимый опыт работы в данной области.
Когда речь заходит о состоянии социальной работы в настоящее время и о том, как она может выглядеть в ближайшие годы, необходимо учитывать множество факторов, инноваций и текущих тенденций в социальной работе. В качестве аспектов социальной работы, на которые следует обратить пристальное внимание в ближайшем будущем, выделяются пять ключевых тенденций.
Как утверждает Национальная ассоциация социальных работников, “профессия социального работника была основана в условиях социальных перемен”. С первых дней существования профессии социальные работники выступали за улучшение условий жизни и работы нуждающихся людей. Сегодня социальные работники продолжают выступать в защиту прав человека во многих областях, включая доступ к медицинскому обслуживанию, жилью и психиатрическим службам.
Современные тенденции и подходы к подготовке специалистов социальной службы постоянно меняются и развиваются в соответствии с требованиями современного общества. Очень важно, чтобы специалисты в этой области были хорошо обучены и готовы к решению разнообразных проблем, с которыми сталкиваются люди в нашем мире.
Общая стратегия развития социального образования позволяет выделить ряд универсальных элементов, присущих каждой отдельно взятой образовательной системе практически в любой стране. К таким универсалиям можно отнести следующие задачи:
- Диагностика профессиональной пригодности к социальной работе и научно обоснованный отбор будущих специалистов;
- Структурное единство системы отбора, допрофессионалыюй базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;
- Функциональная насыщенность содержания образования, обеспечивающая социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений;
- Взаимосвязь научной, методологической, специальной психо- лого-педагогической подготовки специалистов;
- Формирование стиля мышления, необходимого для профессионального самосовершенствования и роста;
- Управление качеством подготовки специалиста.
Становление и динамичное развитие системы подготовки специалистов и реализация моделей в зарубежных странах являются эффективными процессами, протекающими на основе интенсивной созидательной деятельности ее участников.
Современные образовательные организации, участвующие в профессиональной подготовке за рубежом должны адаптироваться в меняющихся реалиях и предвидеть тенденции будущих изменений.
Список литературы
- Кузнецова, Т. И. Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе // Молодой ученый. — 2014. — No 21. — с. 646–648.
- Кузнецова, Т.И. Тенденции развития профессионального образования в сфере социальной работы // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. — 2014. — No 12 (16) — с. 63.
- Супрунов, С.И. Индивидуальный подход в обучении посредством педагогики неформального общения / С.И. Супрунов // Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого. – 2015. – Т. 5. – № 1а (14). – С. 141-143.
- Сухомлин, В. А. Методологические аспекты концепции цифровых навыков / В. А. Сухомлин, Е. В. Зубарев, А. Р. Яушин // Современные информационные технологии и IT- образование. – 2017. – Т. 13, No 2. – С. 146–151.
- Ромм, М. В. Теория социальной работы: учеб. пособие / М. В. Ромм, Т. А. Ромм. — Новосибирск, 1999. — 57 с.