УДК 376.3

Характер орфографических ошибок в письме младших школьников с общим недоразвитием речи

Абултарова Амина Серверовна – студентка кафедры специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: орфографически верное письмо является важной предпосылкой развития полноценной личности ребенка. С целью его полноценной реализации и профессионального становления, обучение орфографическим навыкам должно занимать лидирующие позиции среди задач педагогов. Формирование верных навыков письма у лиц с ОНР нуждается в понимании механизмов и патогенеза нарушений.

Ключевые слова: ОНР, методы, приемы, младшие школьники, формирование, обучение.

Письмо является сложным процессом речевой организации и тесно связано с аспектами устной речи. Грамматически верная письменная речь, возможна лишь на основе достаточно высокого уровня ее развития. Однако у детей с общим недоразвитием речи наблюдается большое количество орфографических, графических и грамматических ошибок.

В настоящее время система образования предъявляет серьезные требования к знаниям и умениям современных школьников. Становление его дальнейшей профессиональной жизни невозможно без длительной подготовки. С целью формирования у школьника с ОНР орфографически верных навыков письма, необходимо понимать механизмы развития допускаемых ошибок [1, 40].

Т.Б. Филичева отмечает, что общее недоразвитие речи представляет из себя нарушения как в фонетико-фонематическом, так и лексико-грамматическом плане у детей с относительно нормальным слухом. ОНР характеризуется запоздалым началом речи, ограниченным запасом словарного запаса, аграмматизмами [1, 40].

Обучение чтению и письму сопровождается изучением звукобуквенного анализа. Так как благодаря данному навыку появляется способность расчленить слово на составляющие его элементы, определить их количество и последовательность.

Начало письма всегда сопровождается мысленным анализом слова. Проблемы с анализом слов ведут к тому, что ребенок способен воспринять его смысловую нагрузку, однако затрудняется к его восприятию с фонетической стороны [2, 28].

Младшие школьники с общим недоразвитием речи имеют нарушения в произношении фонем и их восприятия, что ведет к затруднению анализа и синтеза. Аспекты данных процессов могу заключаться в разной степени проявлений: от смешивания порядка звуков, до трудностей в определении их количества, последовательности или позиции в слове.

Исследователи замечают, что школьники с ОНР испытывают затруднения при освоении образовательных программ по русскому языку. У детей данной категории наблюдается несформированность многих аспектов правописания и нарушено первоначальное звено ассоциативной цепи в процессе образования орфографических навыков [2, 28].

У детей с общим недоразвитием речи нарушенными являются лексические, грамматические, фонетико-фонематические составляющие речи. С трудом вырабатываются навыки автоматизма на письме. Большинство ошибок на письме, допускаемых школьниками, являются неумением чувствовать места подверженные ошибкам, на слух. Механизмы развития данных проблем кроются в проблемах формирования фонематических и морфологических образцах речи.

Анализ литературы позволил сделать вывод, что недоразвитие речи у младших школьников отрицательно сказывается на процессе формирования орфографически правильного письма. Для детей данной группы характерно длительное изучение орфограмм. Школьники с ОНР не в состоянии освоить верные алгоритмы орфографических действий [2, 28].

Детям с нарушениями речи недоступна система суждений и умозаключений, что лежит в основе механизмов ОНР. Школьникам данной категории с трудом дается пересказ содержания орфограммы, они не в состоянии сделать обобщение и вывод. Ошибочными являются и приведенные детьми примеры слов на изученные орфограммы.

Детьми с общим недоразвитием речи не усваиваются способы проверки слов. Для них характерно заменять грамматический вопрос лексическим, что оказывает влияние на содержание целенаправленных действий по нахождению окончания. Большое количество ошибок, допускаемых ими на письме и при устных ответах свидетельствует о трудностях формирования всего хода орфографических знаний [2, 29].

И.В. Прищепова утверждает, что школьники с ОНР рекордное количество ошибок допускают в письменной речи, что также характерно и для детей с нормой. Однако в отличие от нормально развивающихся детей у школьников с речевой патологией наблюдается другой вид ошибок на разных уровнях языкового высказывания: орфографическом, синтактическом, морфологическом. В случае с общим недоразвитием речи самопроверка не дает никаких результатов [2, 29].

По многочисленным исследованиям ошибки отмечаются и в письменных пересказах. Дети с трудом выделяют причинно-следственные связи, ошибаются в описании различных деталей. Речевая патология носит отрицательный характер влияния на усвоение абсолютно всех правил правописания. На основании этого можно сделать вывод, что без целенаправленной коррекционно-развивающей программы, количество ошибок на письме будет увеличиваться из года в год. Зачастую, наибольшее их количество встречается в таких видах деятельности, как сочинение, пересказ по картинке, изложение, словарный диктант [2, 29].

Школьники с речевой патологией затрудняются в использовании даже имеющихся знаний так как им недоступен быстрый анализ и применение собственных навыков на практике. Трудности в морфологических обобщениях вызывают проблемы и в нахождении родственных слов, которые необходимы для проверки ряда орфограмм.

Детей с речевым недоразвитием по степени тяжести дизорфографии выделяются на следующие группы:

Первая группа наибольшее число ошибок допускает в орфограммах на основе морфологического принципа написания. Так, дети не в состоянии верно определять безударную гласную в коре непроизносимых согласных.

Вторая группа включает в себя ошибки в использовании правил на написание разделительного мягкого знака, суффиксов по типу -чн, -чк,, -оло, -оро, затрудняются в правописании заглавных букв в именах, отчествах, фамилиях, названиях городов.

В третью группу входят ошибки в орфограммах, относительно легких для усвоения. Например, по обозначению мягкости согласных на письме [2, 30].

С трудностями в письме дети сталкиваются и при подборе родственных слов, чаще всего, найденные слова являются неверными («рОбота», «рОбот») В таких случаях школьники затрудняются ответить по какой причине данные слова являются родственными.

Трудности в определении сильных и слабых позиций в словах, проблемы постановки вопросов, подбор родственных и однокоренных слов накладывают серьезный отпечаток на последующее речевое развитие и профессиональное становление ребенка [2, 31].

Наибольшее количество ошибок, по мнению, И.В. Прищеповой дети с ОНР допускают при переносе слов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что учащиеся не умеют анализировать ритмический рисунок слова. Чаще всего, школьники с данной патологией переносят одну букву, отделяют букву от корня, приставки или суффикса. Систематические допущения ошибок в уже изученных словах свидетельствуют о значительном снижение речеслуховой памяти школьников. В процессе коррекционных занятий дети забывают продиктованное педагогом слово или высказывание и смешивают понятия [2, 32].

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи в основе своей письменной деятельности допускают большое количество видовых ошибок. Без должной коррекционно-развивающей программы, количество ошибок будет увеличиваться.

Список литературы

  1. Борозинец, Н.М. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия : учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова. — Ставрополь : СКФУ, 2016. — 203 с. 
  2. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников / И.В. Прищепова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2019. — 224 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: