УДК 37

Интеллектуально-развивающая викторина: средство вспомогательного педагогического воздействия и метод развития креативного мышления

Селина Елена Александровна – независимый исследователь, г. Москва

Аннотация: В статье будет рассмотрен потенциал интеллектуально-развивающей викторины, обусловленный интерактивной природой формы обучения. Выявлена взаимосвязь между подходом к подаче учебного материала и эффективностью его запоминания. Предложен тип викторины, способствующий всестороннему усвоению теоретических положений, пониманию практического применения знаний в условиях социальной действительности. Рассмотрены различные подходы к структурированию викторины. Исследован потенциал наглядного представления учебного материала на примере иллюстрирования научных концепций. Сделан вывод о влиянии конкретной интерактивной формы обучения на развитие креативного мышления и целесообразности включения элементов викторины в образовательный процесс.

Ключевые слова: образовательный процесс, учебный материал, интерактивная форма обучения, викторина, развитие личности, креативное мышление.

Образовательный процесс как средство социализации должен быть направлен на формирование личности, готовой к активному вхождению в социум. Положение распространяется как на профессиональное становление, так и на личностное развитие. Человек должен быть внутренне подготовленным к изменчивой природе внешних факторов социальной действительности. Не всегда будет руководство к действию, как поступить в том или ином случае, ввиду вариативности компонентов ситуации. В каждом конкретном случае складывается уникальная комбинация условий и обстоятельств. Для разрешения конкретной ситуации требуется развитое креативное мышление, которое позволит обозначить собственное видение проблемы, обратиться к имеющемуся опыту, рассмотреть все фактические обстоятельства, провести наблюдение, проанализировать имеющиеся данные, задействовать интуицию и визуализировать желаемый результат [1, с. 26].

Полагаем, что данные навыки, ввиду их значимости в условиях технологического прогресса, следует развивать наряду с профессиональными умениями. Интерактивные формы обучения, к которым относится викторина, способствуют познавательной коммуникации, позволяют создавать приближенные к действительности модели ситуаций, развивают способность самостоятельного принятия решений, ориентируют на нахождение нестандартных подходов по разрешению проблемных вопросов [3, с. 238].

Значимость викторины как вспомогательного средства педагогического воздействия заключается в возможности моделирования проблемных вопросов, возникающих на практике [2, с. 186]. Обучающиеся получают возможность прочувствовать сферу интересов изнутри, попрактиковаться в нахождении способов по разрешению неоднозначных ситуаций. Преподнесение учебного материала посредством использования викторины позволяет рассмотреть все возможные подходы к разрешению конкретной задачи.

Предложим такой тип викторины, который, помимо альтернативы ответов, будет включать последующий разбор вариантов вне зависимости от позитивного отношения к рассматриваемому вопросу. Каждый вопрос будет представлен на трех слайдах. Первым слайдом дается вопрос и варианты ответа. Второй слайд отображает правильный ответ с комментарием, почему именно он полностью удовлетворяет познавательный интерес. Третий слайд содержит оставшиеся варианты с пояснением их содержания.

Варианты ответов обучающей викторины должны подбираться таким образом, чтобы несмотря на степень раскрытия вопроса, они касались рассматриваемой области. В целях повышения внимательности и эффективности запоминания можно приводить в викторине ответы-перечисления. В подобном случае не будет неправильных ответов. Все варианты содержат информацию, имеющую прямое отношение к поставленному вопросу. Однако только один ответ включает все необходимые данные, остальные являются неполными.

Постановка вопроса предполагает пояснение допустимого количества правильных ответов. Полагаем целесообразным включать в викторину вопросы, содержание которых предполагает несколько ответов. Подобный подход способствует поисковой активности, снижает вероятность предоставления ответа посредством случайной выборки, развивает интеллектуальные способности обучающихся.

Викторина способствует пониманию учебного материала, что выступает условием смыслового запоминания. Обращение к интерактивной форме обучения способствует эффективному сохранению в памяти новой информации. Посредством детального разбора всех вариантов ответов формируется целостное представление о новом предмете или явлении. Представляется целесообразным проводить викторину с использованием средств мультимедиа с тем, чтобы в участие в викторине была задействована вся аудитория. В качестве вспомогательного средства решения педагогических задач можно использовать интерактивную доску.

Предлагаем не применять к обучающим викторинам систему оценивания, поскольку целью использования конкретного способа является не проверка уровня знаний, а пробуждение интереса разобраться в поставленном на размышление вопросе. Направленность викторины – усвоение нового учебного материала, расширение кругозора. У обучающегося не должны смещаться приоритеты в сторону получения максимального балла.

Предлагаем не ограничиваться текстовым наполнением викторины. Варианты ответов могут быть представлены изображениями. Иллюстрирование учебного материала способствует наглядному представлению, развитию ассоциативного мышления. Для отдельной категории обучающихся подобный подход к оформлению информации позитивным образом скажется на процессе запоминания. Подобное преимущество у лиц с развитой зрительно-моторной памятью. Исследуя потенциал наглядности безотносительно к индивидуальным способностям обучающихся, отметим, что готовое изображение позволяет направить мысленные усилия на выявление причинной связи с обозначенной проблемой, минуя этап конструирования образа в подсознании. А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало, анализируя мнения ряда ученых, отмечают, что без непосредственного контакта с предметами и явлениями внешнего мира, выражающегося в форме созерцания, наблюдения, знания обучающихся не подпадают под категорию осознанных и действенных [5, с. 103-104].

Применительно к научным положениям значимость иллюстрирования учебного материала повышается ввиду специфики терминологического аппарата. Возникают трудности с визуализацией новой для восприятия информации, построением ассоциативного ряда. Предлагается при объяснении научных положений прибегать к изображениям, отображающим привычные явления социальной действительности. Не рекомендуется приводить схемы и формулы. Цель: включить новое явление в ассоциативный ряд обучающегося. Проявление в природе силы Ван-дер-Ваальса можно продемонстрировать изображением млекопитающего и стекла, лапки со щетинками которого прилипают к поверхности. Подборка наглядного материала, позволяющего раскрыть содержание специфического для определенной области термина на примере привычной конкретной ситуации, способствует развитию креативного мышления, отысканию нестандартных подходов для разрешения проблемных вопросов. Использование изображений при изложении научных концепций служит оптимизации понимания, повышению эффективности смыслового запоминания.

Изображения должны быть понятными без дополнительного комментария. Кодирование информации усложнит выявление причинной связи между визуальным представлением и областью применения. В целях снижения вероятности поверхностного восприятия наглядного материала, повышения значимости деталей, развития внимательности предлагаем практиковать в качестве вариантов ответов подборку схожих изображений. При изучении формы и строения костного каркаса головы австралопитека можно привести подборку из черепов протоантропов. В процессе поиска правильного ответа будут выявлены изменения в пропорциях скелета, характерные тому или иному этапу эволюции человека. Прием влечет за собой проведение сравнения визуальной информации. С.Ю. Ланина придерживается точки зрения, что метод сравнения развивает логическое мышление и способствует обнаружению закономерных связей, характерных признаков исследуемого предмета или явления [4, с. 244].

Правила викторины могут заключаться не только в выборе правильного ответа, но и в сопоставлении исходных данных между собой. Элементы действия по выявлению схожих признаков могут быть представлены как одним текстом, так и текстом, и изображениями. Сопоставление визуального ряда с описанием явления развивает воображение, умение находить нестандартные подходы к разрешению различного рода ситуаций.

Потенциал викторины заключается в расширении кругозора, активизации внимания участников, пробуждении интереса к теме, охвате аудитории, позитивном воздействии на процессы запоминания, влиянии на развитие креативного мышления. Включение в образовательный процесс элементов интерактивной формы обучения в виде интеллектуально-развивающей викторины способствует повышению эффективности обучения.

Список литературы

  1. Боровинская Д.Н. Креативное мышление: основные направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С. 22-32.
  2. Данильченко М.А., Мухина М.В., Булаева М.Н. Возможности использования игровых интерактивных методов в образовательном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С 183-187.
  3. Кузибоева М.М. Интерактивные методы обучения // Экономика и социум. 2019. № 10 (65). С. 238-241.
  4. Ланина С.Ю. Методические особенности применения метода сравнения на уроках математики // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 244-247.
  5. Усольцев А.П. Шамало Т.Н. Формирование инженерного мышления в процессе обучения // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 102-109.

Интересная статья? Поделись ей с другими: