УДК 37.013

Исполнение фортепианных произведений на уроках музыки в 1-4-х классах как элемент проактивной методики преподавания

Ялынская Лариса Петровна – преподаватель музыки Международной гимназии Сколково

Аннотация: Статья посвящена исследованию методик преподавания музыки в начальной школе, с акцентом на исполнение фортепианных произведений в классах с первого по четвертый как элемент проактивного подхода к обучению. В работе анализируется, как практика на фортепиано влияет на музыкальное развитие детей, способствует повышению их активности и вовлеченности в учебный процесс. Автор обосновывает, что регулярное включение игры на фортепиано в учебные занятия способствует развитию навыков самостоятельной работы и критического мышления у учащихся. Подробно рассматриваются техники и методы, которые учителя могут использовать для интеграции фортепианного исполнения в общемузыкальные уроки, а также приводятся результаты наблюдений и опросов, демонстрирующие положительное воздействие такого подхода на общее музыкальное восприятие и мотивацию учеников.

Ключевые слова: музыка, проактивные практики, образование, дети, методика, школа.

В образовательной практике начальных классов наблюдается несколько серьезных проблем, которые осложняют эффективное преподавание музыки. Одной из ключевых является сложность с акцентированием внимания учащихся. Младшие школьники быстро теряют интерес к урокам, если материал подается в неинтерактивной, стандартизированной форме. Это ведет к отсутствию активного вовлечения детей в учебный процесс и снижению их мотивации к обучению. Дополнительную проблему создает практически полное отсутствие "живого" исполнения преподавателями на уроках музыки. Во многих школах уроки музыки превращаются в теоретические лекции или прослушивание аудиозаписей, что не позволяет полноценно оценить и почувствовать музыкальное искусство. "Живое" исполнение не только демонстрирует музыкальные навыки учителя, но и вдохновляет учеников, показывая практическое применение изучаемых музыкальных принципов и техники [1].

Третья значимая проблема – чрезмерное использование информационных технологий на уроках музыки. Несмотря на очевидные преимущества цифровых технологий для образовательного процесса, их избыточное применение может привести к понижению авторитета учителя. Учащиеся начинают воспринимать музыкальное образование как очередной вид экранного времени, что уменьшает возможности для воспитания и личностного развития через музыку. К тому же, чрезмерная технологизация может снизить умение учащихся самостоятельно анализировать и критически оценивать музыкальные произведения, поскольку взаимодействие с информацией происходит на поверхностном уровне. Для решения этих проблем важно интегрировать в учебный процесс больше практических элементов, таких как исполнение фортепианных произведений учителем и учениками.

Это может значительно повысить интерес и вовлеченность учащихся, а также восстановить авторитет учителя как носителя уникальных знаний и навыков. Важно также сбалансировать использование технологий, ограничив их применение теми случаями, когда они действительно способствуют глубокому пониманию предмета, а не заменяют традиционные и более эффективные методы обучения. Включение "живых" исполнений в музыкальное образование начальной школы поможет укрепить связь между учителем и учениками, превратив уроки музыки из простого предмета в живое, вдохновляющее и воспитательно значимое занятие. Такой подход не только улучшит восприятие музыки учащимися, но и поможет им развить культурное самосознание и артистическую выразительность, которые являются ключевыми компонентами общего образования и личностного развития.

В современной образовательной практике преподавание музыки в начальной школе занимает особое место, ведь именно в этот период закладываются основы эстетического воспитания и развиваются творческие способности детей. Особенно важной является интеграция исполнения фортепианных произведений в учебный процесс 1-4-х классов как элемент проактивной методики преподавания. Этот подход не только способствует глубокому пониманию музыкального искусства, но и активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует их способность к самостоятельной творческой деятельности. Проактивная методика преподавания ориентирована на активное вовлечение учащихся в образовательный процесс, где ключевую роль играет не столько передача знаний, сколько их осмысление и применение в практической деятельности. В контексте музыкального образования это подразумевает не просто аудирование произведений или изучение теории музыки, но и непосредственное участие детей в музицировании. Фортепиано, как один из наиболее доступных и популярных инструментов в школьной практике, предоставляет широкие возможности для реализации этого подхода [2].

Использование фортепиано на уроках музыки помогает ученикам лучше усвоить музыкальную грамматику и структуру произведений. Например, исполняя части простых композиций, дети учатся распознавать музыкальные фразы, динамические оттенки и тембральные различия. Такой практический опыт невозможно полноценно заменить теоретическими уроками, ведь он позволяет ученикам не только слышать, но и чувствовать музыку. Кроме того, регулярное исполнение фортепианных произведений способствует развитию моторики рук, что важно для общего физического развития ребёнка. Физическое взаимодействие с инструментом также развивает координацию и ритмическое чувство, улучшает концентрацию и способствует развитию навыков многозадачности.

Применение проактивной методики через исполнение на фортепиано также включает в себя элементы самостоятельной работы учащихся, например, выбор произведений для исполнения или подготовку мини-концертов. Это стимулирует их интерес к музыке, учит их ответственности и самостоятельности, формирует умение планировать своё время и оценивать свои достижения. Научный подход к интеграции исполнения фортепианных произведений в учебный процесс подразумевает также анализ и отслеживание результатов. Исследования показывают, что дети, регулярно занимающиеся музыкой, показывают лучшие результаты не только в музыкальном, но и в общем образовании. Музыкальное обучение стимулирует области мозга, отвечающие за языковые навыки и математическое мышление [5].

Опыт международной гимназии Сколково в области преподавания музыки, где значительное место уделяется живому исполнению фортепианных произведений, позволяет говорить о высокой эффективности данного подхода в образовательном процессе. Живое исполнение музыкальных произведений на уроках музыки не только способствует повышению акцентирования внимания учащихся младших классов, но и значительно укрепляет авторитет преподавателя как носителя уникальных знаний и навыков. Учащиеся, наблюдая за профессиональным исполнением музыки, испытывают уважение и восхищение, что способствует более активному восприятию образовательного контента. Кроме того, данный подход активизирует интерес учащихся к самостоятельному исполнению фортепианных произведений. Мотивация к обучению и возможность выступления перед одноклассниками развивают у учеников не только музыкальные навыки, но и уверенность в своих силах, а также способствуют формированию коммуникативных умений и умения работать в команде. Эти аспекты являются центральными в современном образовательном процессе и важны для всестороннего развития личности.

Проактивное обсуждение отдельных фрагментов произведений в рамках урока дает учащимся возможность не только узнать о музыкальной структуре и техниках исполнения, но и погрузиться в исторический и литературный контексты создания произведений. Такой подход позволяет младшим школьникам знакомиться с классической литературой и историей, что способствует формированию у них широкого кругозора и глубокого понимания культурных и исторических процессов. Наконец, использование живого исполнения на уроках музыки значительно усиливает воспитательные возможности предмета. Музыка, исполненная и воспринятая на таком глубоком уровне, воздействует не только на интеллектуальные, но и на эмоциональные аспекты личности учащихся, обогащая их внутренний мир, развивая чувственное восприятие и эстетическую оценку [3].

Для повышения эффективности этих модулей школа активно использует современные образовательные технологии, такие как цифровые нотные архивы и интерактивные учебные платформы, что позволяет учащимся не только изучать, но и виртуально исполнять различные музыкальные произведения в классе. Это способствует улучшению навыков чтения нот и понимания музыкальной структуры. Кроме того, школа проводит регулярные мастер-классы с приглашенными музыкантами, что дает ученикам возможность наблюдать за профессиональными исполнителями и получать от них обратную связь по своему исполнению. Систематическая работа над внедрением этого подхода уже показала положительные результаты: повышение мотивации учащихся, улучшение их музыкальных навыков и общее повышение качества музыкального образования.

Учащиеся становятся не только исполнителями, но и исследователями и критиками музыкального искусства, что является целью современного образования. Таким образом, подход международной гимназии Сколково к музыкальному образованию, основанный на активном исполнении и глубоком анализе фортепианных произведений, является примером успешной образовательной стратегии, способствующей развитию комплексного и глубокого понимания музыки у учащихся. Это подчеркивает важность продолжения разработки и внедрения подобных образовательных программ для достижения высоких результатов в обучении и воспитании молодого поколени [4].

Список литературы

  1. Буриева К. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ // Проблемы Науки. 2021. №8 (165). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-muzyki (дата обращения: 22.04.2024).
  2. Маряч Анастасия Юрьевна, Сухова Лариса Георгиевна МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНЕНИЯ-ИНТОНИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-pedagogicheskie-tehnologii-vospitaniya-kultury-fortepiannogo-ispolneniya-intonirovaniya-v-kontekste-sovremennoy (дата обращения: 22.04.2024).
  3. Попова Анастасия Владимировна Концептуальные подходы к использованию произведений Сергея Слонимского на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. №37-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-ispolzovaniyu-proizvedeniy-sergeya-slonimskogo-na-urokah-muzyki-v-mladshih-klassah-obscheobrazovatelnoy (дата обращения: 22.04.2024).
  4. Свириденко Е. Н. Влияние уроков музыки в начальной школе на формирование и развитие личности ребенка // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-urokov-muzyki-v-nachalnoy-shkole-na-formirovanie-i-razvitie-lichnosti-rebenka (дата обращения: 22.04.2024).
  5. Фархутдинова Светлана Гусмановна, Подболотова Светлана Дмитриевна Формирование музыкального мышления посредством фортепианных произведений патриотической направленности // StudNet. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-muzykalnogo-myshleniya-posredstvom-fortepiannyh-proizvedeniy-patrioticheskoy-napravlennosti (дата обращения: 22.04.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: