УДК 37

Исследование и профилактика экстремистских наклонностей у школьников и студентов профессиональных образовательных организаций Республики Мордовия

Литяйкина Ольга Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Государственно-правовых дисциплин Саранского кооперативного  института – филиала Российского университета кооперации

Аннотация: В статье актуализируется проблема распространения молодежного экстремизма в Российской Федерации, дается обоснование подверженности молодежной аудитории накоплению и реализация негативного протестного потенциала, радикальных взглядов и убеждений. Внимания заслуживают основные причины, порождающие экстремизм и способствующие его росту: распространение в средствах массовой информации экстремистских материалов, негативные тенденции в сфере правоохранительного противодействия экстремистской преступности в Российской Федерации, недостаточность профилактической работы в сфере экстремистской преступности. В статье представлены результаты исследования экстремистских наклонностей школьников и студентов  профессиональных образовательных организаций Республики Мордовия, проведенного в феврале 2024 года, а так же раскрываются современные профилактические подходы, рекомендуемые для использования в работе с молодежью.  

Ключевые слова: экстремизм, экстремистские наклонности, терроризм, профилактика.

Различные формы проявления экстремизма – одна из самых серьезных угроз для общественной безопасности и государственной целостности. Наиболее жестокое экстремистское проявление – терроризм сегодня превращается в глобальную общечеловеческую проблему, поскольку его очаги возникают буквально во всех частях планеты. Наиболее тревожным симптомом становится поддержка экстремистских веяний в среде молодежи, подверженной отрицательному влиянию различных информационных каналов и психологической обработке, которая проводится представителями различных экстремистских групп. Подростки и молодые люди гораздо острее воспринимают перемены в окружающей их действительности, очень быстро, находясь в среде себе подобных, формируют радикальные убеждения и накапливают энергию для протестов, пытаясь реализовать ее на практике. Данная статья знакомит с результатами исследования экстремистских наклонностей школьников и студентов профессиональных образовательных организаций Республики Мордовия, проведенного в феврале 2024 года, а также раскрывает современные профилактические подходы, рекомендуемые для использования в работе с молодежью.  

Противостояние экстремистским настроениям части молодежной среды в большинстве стран рассматривается как общегосударственная задача, которая должна решаться с учетом всех ее основных аспектов. Главный из них – к росту экстремизма ведут различные социально-культурные и экономические дисбалансы и кризисные явления. Молодежный максимализм в кризисных ситуациях превращается в благоприятную почву для роста агрессии и озлобленности. Среди характерных признаков экстремистского поведения современной молодежи специалисты называют следующие: «возрастающая организованность, сплоченность группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур, усиление мер конспирации, применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий» [1].

Молодежь мы рассматриваем как особую социальную подгруппу, со специфическими психосоциальными и возрастными характеристиками, определяемыми тем фактом, что юношеско-подростковое мировоззрение, духовные и личностные качества, социальное и экономическое положение находятся в фазе активного развития и становления. Большинство ученых-социологов к молодежи причисляют граждан в возрастном промежутке 15-30 лет.

Основными причинами роста экстремистских настроений специалисты считают такие феномены развития цивилизации, как глобализация постиндустриального общества, столкновения цивилизационных идентичностей, экономические потрясения, природные катаклизмы, вызванные антропогенным влиянием. Современные общественные процессы не только в нашей стране, но и во всем мировом сообществе характеризуются переменчивостью, нестабильностью, развитию тенденции к активным миграционным движениям, вызывающим частичную ассимиляцию культурных норм и традиций. Подобная интеграция чаще всего протекает достаточно болезненно и создает немало острых ситуаций для всех сторон процесса, неважно, несут ли они с собой новые веяния или хранят вековые устои. При этом экстремистско-террористические явления имеют давние исторические корни, поскольку веронетерпимость, неприятие чужих культурных ценностей и норм поведения сопровождает человеческий социум с самого начала его зарождения.

Разные формы экстремистских действий отдельных личностей и целых социальных общностей проявлялись в любой исторической эпохе, однако острота их выраженности обусловливалась степенью соответствующей социально-экономической трансформации, ослабляющей ощущение единства со своей узкой социальной средой. Среди подобных трансформаций привычного уклада можно назвать: общее снижение уровня жизни, смена нравственных ориентиров, разрушение традиционных внутрисемейных взаимоотношений, усиление агрессивности подростково-юношеских групп, попавших в жесткие условия существования. Если рассматривать современную ситуацию, то к причинам роста экстремизма добавились следующие тенденции: недостаточность воспитательных воздействий в рамках образовательных учреждений; неэффективность профилактической работы по предупреждению формирования экстремистских настроений и поведения; приоритетность применения органами правопорядка методов запретов и репрессий;  нерезультативность профилактической работы по предупреждению преступных действий подростков; нехватка в регионах специалистов по работе с молодежью; низкая эффективность методов реабилитации несовершеннолетних, которые уже понесли ответственность за совершенные преступления. Стремление к экстремальным поступкам можно считать сущностной характеристикой лиц в возрасте от 15 до 30 лет, выражающейся в различных максималистских проявлениях и поведенческих крайностях как на личностном, так и на групповом уровнях [1].

На нынешнем этапе общественного развития подобная экстремальность вполне может регулироваться и контролироваться. Однако в кризисных условиях, во время каких-либо потрясений, существования в неопределенной и рискованной обстановке она способна приобретать достаточно спонтанные и обостренные формы. Психологи выделяют экстремальный подтип человеческого сознания, проявляющийся в определенных поведенческих реакциях, в импульсивности действий, частых проявлениях агрессии и эпатажности, склонности к риску и несоблюдению общепринятых норм. Обратная сторона проявлений данного типа сознания выражается в депрессивности, подавленности и общей пассивности. Подобные настройки сознания ведут к негативному отношению к официальным государственным структурам, убеждению о ведущей роли молодежи в общественной жизни, формированию специфических представлений о жизненных ценностях и о приемлемых стандартах поведения. Все перечисленные мировоззренческие установки нередко используют в своих интересах различные радикальные движения: фашизм, национализм, религиозный фундаментализм, радикалистские формы либерализма или изоляционизма [2].

Можно выделить несколько главных причин роста и распространения экстремистских настроений в РФ:

  1. Противодействие экстремизму со стороны российских органов правопорядка только в виде запретов и репрессий.
  2. Проникновение в СМИ материалов экстремистского толка (выступления фундаменталистов и националистов на страницах печатных и интернет-изданий, на телевидении, экстремистские видео- и фотоматериалы в сети Интернет и т. д.).
  3. Недостаточная профилактика преступных действий экстремистской направленности [3].

Среди других причин распространенности экстремистских молодежных течений специалисты также называют: «недостаточную социальную зрелость; желание самоутвердиться; недостаточный профессиональный и жизненный опыт; невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус» [3].

Для исследования и выявления экстремистских наклонностей представителей молодежной среды нами была осуществлена диагностика школьников и студентов в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях Республики Мордовия в период с 1 февраля 2024 года по 29 февраля 2024 года.

Диагностика проведена в 234 общеобразовательных организациях и в 27 профессиональных образовательных организациях при помощи педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей и кураторов групп.

Первоначально в образовательных организациях были повторно проанализированы результаты ежегодного Всероссийского тестирования социально-значимых характеристик личности (СПТ), проводившегося в октябре 2023 года, выделены группы обучающихся и студентов, находящиеся по результатам тестирования в «красной зоне» и ставшие объектами особого контроля педагогов-психологов. Кроме того, в образовательных организациях были выделены для диагностирования учащиеся, которые стоят на профилактическом учете (КДН, ПДН и внутренние списки самого учреждения). Выборка составила 1 990 респондентов.

Для диагностики использовался опросник «Индекс толерантности» (авторы О. А. Кравцова, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Е. Хухлаев) и тест Е. Мерзляковой, определяющий степень подверженности внушению.

Основное целеполагание первой методики: определить уровень общей толерантности, отдельно выявить уровень развития ее социального, этнического, внутриличностного подтипа. В опросник были включены утверждения, которые отражают и общее отношение к окружающей действительности, и установки, зависящие от конкретной области взаимодействия. Отдельные вопросы призваны выявить отношение опрашиваемого к непопулярным социальным подгруппам (психически нездоровым, представителям меньшинств, бедным, бомжам и другим) и личностную коммуникативную направленность (способность уважать точку зрения оппонента, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, устанавливать полезные и взаимовыгодные контакты). Особо пристальное внимание в опроснике уделялось толерантности к этническим общностям (отношение к представителям разных рас и национальностей, внутри собственного этноса, оценивание социально-культурной дистанции). Три субшкалы диагностировали, помимо этнической, еще социальную и внутриличностную толерантность (существующую как неотъемлемая личностная характеристика). Обучающиеся должны были оценивать уровень согласия с предлагаемыми 22 утверждениями, выставляя галочку напротив близкой им формулировки ответа.

Ответам на прямое утверждение присваивался балл от одного до шести (один балл - «абсолютно не согласен», шесть баллов - «полностью согласен»). Соответственно, ответам на обратное утверждение были присвоены баллы с обратным счетом (шесть баллов - «абсолютно не согласен», один балл -  «полностью согласен»). Все получаемые баллы складывались в итоговую оценку, имеющую следующие ступени: 22-60 – низкая степень толерантности; 61-99 – средняя степень; 100-132 – высокая степень.

Результаты диагностики выявили у 47,9 процентов опрошенных (954 человека) высокую степень толерантности, у 37,4 процентов опрошенных (745 человек) – среднюю, у 14,7 процентов – низкую.

Вторая методика должна была выявить индивидуальную степень подверженности внушению, поскольку данный показатель определяет вероятность вовлечения в деятельность экстремистско-террористического плана. Респондентам предлагалось ознакомиться с формулировками теста и на каждое из 20 утверждений ответить «нет» либо «да». Набор менее семи баллов означал низкую степень подверженности внушениям, от восьми до четырнадцати баллов – среднюю, пятнадцать баллов и более – высокую внушаемость. 

По результатам диагностики низкая степень подверженности внушению определена у 25,3 процентов респондентов (503 человека). Это означает, что у них есть собственная ценностная система принципов и правил поведения, четкое понимание жизненных целей и личных интересов, а такие люди практически не подвержены манипуляциям. Вероятность того, что они последуют за апологетами экстремистских действий, ничтожна мала.

У 55,6 процентов респондентов (1108 человек) определилась средняя степень внушаемости, означающая так называемый серединный оптимум – такие люди могут поддаться внушению только в определенном ослабленном или стрессовом состоянии, а также в сложной или тяжелой значимой для них ситуации. Возможен их кратковременный случайный переход на позиции экстремистов, но вероятность стабильного и глубокого системного погружения в подобную деятельность очень мала.

У 19,1 процентов опрошенных (379 человек) определена высокая степень внушаемости. Риск вовлечения их в экстремистско-террористические группировки или в другие тоталитарные объединения достаточно высок. 

Всё отмеченное выше позволяет сделать вывод о том, что количественный показатель несовершеннолетних с низкой степенью развития толерантности – 14,7 процентов от общего числа респондентов (291 человек) и количественный показатель несовершеннолетних с высокой степенью внушаемости – 19,1 процента от общего числа респондентов (379 человек) не являются критичными. Повышенная внушаемость является довольно типичной психологической чертой подросткового и юношеского возраста (14-18 лет). Тем не менее необходимо обратить особое внимание на профилактическую работу с несовершеннолетними, относящимися к данной группе.

Профилактическая работа с данной категорией школьников и студентов должна включать следующие меры:

  • создание окружающей атмосферы сотрудничества, дружбы и конструктивного взаимодействия;
  • контроль сфер общения в образовательной организации и за ее пределами;
  • мониторинг личных аккаунтов в социальных сетях (публикации, заметки, фото, видео, подписки, список друзей, частота посещений социальных сетей);
  • вовлечение в совместную с ровесниками общественно-полезную работу (волонтерская деятельность, благотворительность, социальное проектирование, педагогические отряды);
  • вовлечение в сферу внеурочной деятельности и дополнительного образования (кружки, секции, студии, клубы, конкурсное движение, профильные лагерные смены);
  • содействие в трудоустройстве;
  • проведение педагогами-психологами образовательных организаций и психологами ГБУ «Республиканский гражданско-патриотический центр молодежи» информационных встреч и тренинговой работы, направленной на формирование у несовершеннолетних устойчивости эмоциональной сферы, уверенности в себе, критического мышления, умения делать выбор и принимать решения, самостоятельно планировать собственное будущее.

Автор выражает благодарность директору Координационного центра по вопросам формирования у молодёжи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» Гладышеву С. Н. за содействие, оказанное при подготовке данной статьи.

Список литературы

  1. Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов / А. В. Мартыненко [и др.] ; под общей редакцией А. В. Мартыненко, Л. А. Потаповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16077-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539662.
  2. Кафтан, В. В. Противодействие терроризму: учебное пособие для вузов / В. В. Кафтан. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 261 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00322-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536401.
  3. Константинов В. В. Психология экстремизма и терроризма: учебное пособие для вузов / В. В. Константинов, Р. В. Осин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 211 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17251-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544991.

Интересная статья? Поделись ей с другими: