УДК 3.37.378

Андрагогический подход к формированию профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного профессионального образования

Кравцова Юлия Евгеньевнастарший преподаватель Волгоградского Аграрного Университета,

Власюк Ирина Вячеславовнадоктор педагогических наук, Профессор Волгоградского Государственного Университета.

Аннотация: в статье проведен анализ проблем дополнительного профессионального образования с использованием андрагогического подхода. Андрагогический подход означает учет особенности обучающихся взрослых и управление образовательным процессом с учетом их потребностей. Андрагогический подход позволяет более эффективно обучать взрослых людей, учитывая их опыт, мотивацию, потребности и индивидуальные особенности. Андрагогические концепции являются важной методологической основой дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: андрагогический подход, государственный и муниципальный служащий, компетентность, непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование.

Для повышения роли андрагогики в дополнительном профессиональном образовании выявлен ряд причин, среди которых можно назвать увеличение числа обучающихся взрослых, необходимость адаптации к быстро меняющимся требованиям рынка труда и общества, а также признание дополнительного профессионального образования взрослых как фактора непрерывного саморазвития и личностного роста.

Взрослые люди должны постоянно обновлять и развивать свои навыки и знания, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В исследовании актуализируется проблема образования взрослых людей как фактора непрерывного саморазвития.

Сформулированы принципы андрагогического образования, включающие учет потребностей и интересов обучающихся взрослых, взаимодействие и партнерство между преподавателем и обучающимися, активное, а также практическое обучение, гибкость и индивидуализацию образовательного процесса.

Обозначены новые виды формального, неформального и информального образования взрослых. Формальное образование - учеба в учебных заведениях, неформальное образование - самообразование и обучение в рабочих группах, а информальное образование - получение знаний, навыков в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Дополнительное профессиональное образование становится мощным средством развития взрослых людей, предлагая различные траектории саморазвития, самообразования и самореализации. Оно становится ключевым инструментом обеспечения профессионального развития и успешной карьеры взрослых людей.

В настоящее время требуется уделять особое внимание обучению, как процессу непрерывному и адаптивному современным требованиям среды, социальной сферы человека, диктует раскрываться человеку на протяжении всей жизни. Часть людей раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный практический для него как индивидуума опыт социального поведения, особенности профессиональной деятельности и т.д. Но этот опыт теряет актуальность или трансформируется в иные схемы, индивидуальные модели входят в противоречие с личными или корпоративными целями, навыками и требованиями, что вызывает сложности в обучении взрослого человека.

Чтобы обеспечить должный уровень профессионализма, государственный и муниципальный служащий обязан поддерживать высокий уровень своей компетентности и периодически повышать квалификацию. На заседании Государственного Совета 27 декабря 2023 года по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника» Путин В.В. сказал: «Кроме того, учебные курсы и модули по наставничеству, изучение лучших практик должны быть включены в программы повышения квалификации не только работников реального сектора экономики, но и учителей, врачей. И конечно, управленцев, которые работают на предприятиях, в регионах и муниципалитетах» [1].

Актуальность андрагогического подхода в обучении взрослых людей определена его целостностью, системностью, синергетизмом, субъект-субъектным характером взаимодействия, сочетанием различных подходов для теории и практики образования взрослых [3; 4].

Принцип андрагогики основывается на знаниях педагогической теории и практики. Следует обратить внимание на несколько подходов, которые определяют специфику педагогической деятельности:

  • философский подход создает основу для точного понимания взаимодействия субъекта с окружающим миром. Он основан на принципе субъект-субъектного взаимодействия и организует теории и концепции, позволяющие стратегически разработать индивидуальную образовательную траекторию человека и представить системную модель его образования в соответствии с требованиями времени и личности;
  • психологический подход позволяет обосновать изменения психических структур и внутреннего образа человека в процессе образования. Он предлагает создание перспективных, разнообразных моделей и технологий, которые помогут изменить внутренний статус человека. Этот подход помогает выявить закономерности изменения внутреннего образа человека, сформулировать принципы организации таких процессов и помочь взрослым людям обогатить свою жизнедеятельность новыми смыслами;
  • андрагогический подход служит основой для разработки теории образования взрослых, которая охватывает социальную и профессиональную сферы жизнедеятельности взрослого человека. Он акцентирует внимание на специфических целях, методах и способах обучения в разные возрастные периоды жизни человека, учитывает факторы развития и саморазвития, идеи гуманизации образования и достижения науки о человеке. Андрагогический подход имеет гуманистическую функцию;
  • методологический подход основан на синергетике и сочетает системный анализ с синтезом. Он раскрывает многомерность и многоуровневость использования научной методологической базы для описания различных аспектов жизнедеятельности взрослых людей. Методологический подход выполняет методологическую функцию;
  • технологический подход предлагает создание андрагогических моделей обучения и условий для удовлетворения потребностей определенных групп специалистов. Он предлагает использование существующих и разработку новых технологий обучения взрослых. Этот подход выполняет тактическую функцию.

Перечисленные подходы ориентируют педагога-андрагога на реализацию определенных ценностей, целей, принципов и методов педагогической деятельности, соответствующих гуманистической образовательной парадигме. И хотя все эти подходы вносят вклад в рассмотрение проблемы дополнительного профессионального образования взрослых, андрагогический подход все же занимает ведущую позицию благодаря своей специфике, конкретности и уникальности.

В реальных условиях наиболее эффективным подходом к организации образования взрослых является андрагогический подход. Он предоставляет оптимальные условия для развития личности, такие как самостоятельность, ответственность, самоуправление и независимость в принятии решений. Также обеспечивается смысловой контекст деятельности в новых условиях, освоение новых социальных ролей, применение полученных знаний на практике с опорой на опыт прошлой деятельности и учет профессиональных, временных и социальных факторов, способствующих развитию. В процессе обучения также гарантируется защищенность от ограничений и барьеров, а также сохранность интеллекта.

В настоящее время актуализируются новые формы образования взрослых: дистанционное обучение, образовательные контент-платформы, курсы при занятости, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, тьюторские интернет-контенты и другие. Новые формы образования позволяют осознать новый смысл дополнительного профессионального образования, охватывающие все виды образовательной деятельности, в которые включается взрослый человек на пути к новой профессии или профессиональному росту: формальное, неформальное и информальное. Дополнительное профессиональное образование становится необходимым, так как его потенциал помогает решить широкий комплекс проблем социального, бытового и профессионального характера. В процессе обучения происходят изменения взрослого человека, его мировоззрения, основанного на обогащении ценностного поля. Появляются новые задачи самореализации, которые становятся выражением новых потребностей. Дополнительное профессиональное образование, в андрагогическом подходе, обеспечивает развитие взрослой личности во всех аспектах: культурном, профессиональном, творческом и социальном.

Развитие техники и технологий производства приводит к необходимости качественного обновления профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. В современной ситуации реформирования взрослое население, как наиболее ответственная часть общества, нуждается в квалифицированных, научно обоснованных образовательных услугах.

Проблема андрагогики как науки связана также с языком описания знания. Приходится констатировать, что язык методических рекомендаций и управленческий язык не является научным языком андрагогики. Предназначение языка педагогики и андрагогики — обретение смыслов и содержаний, причем таких, которые могут претендовать на научность и стать средством коммуникаций и понимания внутри педагогической и деловой общественности. Поиск предмета андрагогики не заканчивается только определением объекта и языка. Предмет андрагогики - это актуальная проблемная тематика, а также методы ее исследования.

Различием обучения взрослых на разных ступенях взросления занимался американский ученый М. Ш. Ноулз. В семидесятых годах XX столетия, соглашаясь с М. Ш. Ноулзом, ученые Э. Ф. Холтон и Р. А. Свенсон широко анализировали понятие андрагогики, граничащей с отраслью педагогики [5]. Андрагогику описывали как теорию, философию, набор указаний и предложений. Ученый С. Д. Брукфилд, восьмидесятых годах XX столетия, подчеркивая глобальность и многогранность вопроса учения взрослых, отражающих сложность этого педагогического явления и поддерживая идеи ученых-андрагогов, опубликовал несколько статей по вопросам формирования андрагогической структуры процесса обучения [2].

Во второй половине XX века М. Ш. Ноулз издал свой труд «От педагогики к андрагогике» [6]. В своей работе он разделил две модели обучения: педагогическую и андрагогическую, обозначив их различные принципы. Система зависимых от образовательной ситуации личностей учеников - педагогическая модель. Система обучения личностей, самостоятельно выстраивающих свою линию обучения - андрагогическая модель. Эти представления подтвердили исследования американских ученых, которые установили, что взрослые учатся с повышенной степенью мотивации, выбирая содержания, педагогов и способы обучения самостоятельно. Следует отметить, что эти утверждения справедливы и сейчас [2; 6].

Современные исследователи продолжают обогащать принципы обучения взрослых, учитывая новые теории и представления андрагогики. Непрерывное профессиональное образование является мощным средством развития взрослого человека, выходит на доминирующие социальные позиции в отношении воспроизводства личностных ресурсов людей для экономики государства.

1

Рисунок 1. Андрагогическая модель обучения.

Андрагогический подход к обучению взрослых раскрывает его когнитивные и творческие способности, помогает самоопределению, развивает самостоятельность, сотрудничество, использование личного опыта, учет возрастных особенностей, элективность профессиональной переподготовки и повышения квалификации, индивидуализации обучения.

В системе дополнительного профессионального образования андрагогическая модель обучения базируется на следующих принципах:

  • взрослые активно и осознанно приобретают знания, а не транслируемые знания;
  • самоактуализация и самореализация взрослого, его стремление к самостоятельности и самоопределению;
  • опора на личный жизненный, социально-бытовой и профессиональный опыт взрослых в процессе обучения и взаимодействие внутри учебной группы;
  • результативность и достижение конкретных целей, мотивация обучения повышается, взрослый получает уверенность необходимую для решения профессиональных задач;
  • положительная оценка или конструктивная критика должны быть своевременными и корректными;
  • обучающийся взрослый недоверчиво относится к выбору преподавателя, который должен быть компетентным специалистом и профессионалом, способным расширить образовательные потребности взрослого и заинтересовать его [7].

Следовательно, педагогическому коллективу, работающему в системе дополнительного профессионального образования, требуется постоянный профессиональный рост, а также формирование его андрагогической компетентности. Система профессиональной переподготовки и повышения квалификации должна устанавливать квалификационные требования к государственным и муниципальным служащим, стимулировать их профессиональный рост. Развитие и профессиональный рост андрагога-педагога, а также смена подхода к обучению взрослых, представляет собой совместную когнитивную и креативную деятельность, основанную на взаимодействии обучаемого и обучающего.

На основании вышеизложенного, обучение взрослых, основанное на принципах непрерывного профессионального образования, является многоаспектной системой, позволяющей эффективно подходить к профессиональной переподготовке и повышению квалификации взрослых людей в контексте профессионального развития. С возрастом, андрагогическая модель становится все более соответствующей образовательным потребностям и способностям взрослых людей, их стремлению к самореализации в различных сферах деятельности.

Принципы андрагогического обучения дополняют и развивают дидактические принципы педагогики, делая их применимыми в различных образовательных ситуациях.

Список литературы

  1. Путин В.В. Стенограмма заседания Государственного Совета «О повышении роли и престижа педагога и наставника» от 27 декабря 2023 года. Москва Кремль.
  2. Brookfield S. Developing critical thinkers / S. Brookfield. Milton Keynes: Open University Press, 1987
  3. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых : учебное пособие / М. Т. Громкова.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 495 с
  4. Кукуев А. И. Андрагогический подход в образовании взрослых / А. И. Кукуев. – Ростов н/Д. : Булат, 2008. – 176 с.
  5. Knowles M. S., Holton E. F., Swanson R. A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6 th. edition / M. S. Knowles, E. F. Holton, R. A. Swan son. London, New York, etk.: ELSEVIER Butter worth Heinemann, 2005.
  6. Ноулз М. Ш. От педагогики к андрагогике / М. Ш. Ноулз. ‒ М., 1980. ‒ 248 с.
  7. Фролова Н.Х. Особенности обучения взрослых / Н.Х. Фролова // Тезисы докладов НПК: «Современные тенденции в развитии системы ДПО государственных гражданских служащих». – Н.Н.: ЦПП ФНС России, 2011. – С. 118-121