УДК 37.013

Педагогическое образование в России (от истоков до настоящего времени)

Ноздрина Раиса Михайловна – преподаватель Губкинского филиала Белгородского государственного института искусств и культуры

Аннотация: Статья посвящена  вопросам  педагогического образования в России, в ней рассматриваются достоинства и недостатки современного образования, проблемы и перспективные направления для дальнейшего развития, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Ключевые слова: достоинства и недостатки, подготовка специалистов, формирование системы педагогического образования.

Система педагогического образования прошла многовековой путь развития, в процессе которого педагогика трансформировалась от комплекса идей в отдельную науку об образовании» [1].

Изучение истоков становления и развития педагогического образования в России, которые отходят к XVIII веку, позволяет оценить происходящую трансформацию системы образования, а также определить проблемы и перспективные направления для дальнейшего развития, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Многообразным и противоречивым было и развитие образовательно-воспитательных институтов, и всё же развитие этой системы не стояло на месте. Происходили значимые изменения. Московский университет, особенно в эпоху руководства М.В. Ломоносова, сыграл ключевую роль в подготовке преподавателей.

Петр I,  несмотря на  понимание  потребности в  профессиональных учителях,  действий,   необходимых для  их подготовки, не предпринимал.. Первым шагом в  подготовке профессиональных учителей была аттестация домашних учителей, введённая  императрицей  Елизаветой в 1757 году. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, неоднозначным, противоречивым, а результаты развития системы становились более значимыми и существенными.

Московский университет, особенно в эпоху руководства М.В. Ломоносова, сыграл ключевую роль в подготовке преподавателей.

Первая в России  учительская семинария, в которой готовили преподавателей для университета и его гимназий,  была открыта в 1779 году при Московском университете, а спустя 4 года, в 1783 году  открылось Петербургское главное народное училище. Обучение в семинарии  было трёхлетним, а  в  рамках народного училища  функционировала  учительная семинария, подготовившая 400 учителей [2]. В 1786 году был принят документ об  общеобразовательной подготовке -  «Устав народным училищам».

Несмотря на начало формирования системы педагогического образования в период XVШ–XIX веков подготовка учителей являлась элементом самообразования, а возможности для реализации творческого потенциала были ограничены, что оказывало влияние на эмоциональное выгорание учителей. Начало XIX века характерно рядом реформ, которые в совокупности привели к созданию Петербургского педагогического института вместо Петербургской учительской семинарии.

В 1804 году был принят новый Университетский устав, в рамках которого создания педагогических институтов при каждом университете с трехгодичным сроком обучения. Выпускникам институтов обязывались служить учителями не менее шести лет [3].

В 1860-ых годах произошли реформы в системе государственного управления, которые привели к изменениям в школьной системе. В этот период учительские семинарии и школы стали наиболее распространенным типом педагогических учебных заведений. В 1861 году К.Д. Ушинским был разработан план устройства данных учебных заведений – «Проект учительской семинарии» [4].

В настоящее время педагогическое образование также не стоит на месте и проходит дальнейшую трансформацию. Особый акцент в образовании сделан на применение современных способов обучения – использование новейших информационных технологий, дистанционное обучение и прочее, что обусловлено необходимостью систематического профессионального обучения и развития.

Новая российская система образования будет уникальной, объединяя специалитет и двухуровневый формат бакалавриата и магистратуры. Структура бакалавриата и магистратуры сохранится, но появятся новые программы  [5].

Таким образом, система образования в России, в том числе и в области педагогического образования постоянно трансформируется и направлена на повышение качества образовательного процесса.

Изучив особенности развития системы педагогического образования нельзя не отметить как активное его развитие, так и периоды,  когда образованию не уделялось внимание, и работа институтов прекращалась. Однако, современное педагогическое образование в нашей стране, имея такие сильные стороны,  как  надлежащее  качество  подготовки  преподавателей и значимость образования в современном мире,  позволило создать систему систематичности и непрерывности обучения, связи обучения  с наукой, высокий уровень требовательности не только к обучаемым, но и к обучающим.

Педагогическое образование представляет собой важнейшую определенную систему в сфере образования, способствует развитию общества, а также является важным элементом управления государства.

Современная система педагогического образования представлена разнообразными и высококвалифицированными педагогическими работниками, включая как молодых, так и опытных специалистов. Неравномерность возрастного распределения, особенно среди преподавательского состава в высшем образовании, подчеркивает необходимость системной поддержки молодых кадров и передачи им опыта преподавателей старшего поколения

 Рост выпуска специалистов в образовании свидетельствует о стабильном интересе к этой сфере, но вопросы поддержки выпускников аспирантуры требуют дополнительного внимания.

По указу президента России 2023 год  был Годом педагога и наставника, цель которого - упрочение престижа преподавательской деятельности, улучшение уровня профессионального образования в сфере педагогики, укрепление института наставничества в качестве важнейшего стимула передачи знаний и навыков от  опытных к начинающим специалистам. Реализуется национальный проект «Образование», который направлен на повышение качества образовательного процесса, а также обеспечивает доступ к качественному педагогическому образованию и направляет внимание на реализацию возможностей для работников данной сферы. образовательного процесса, а также обеспечивает доступ к качественному педагогическому образованию и направляет внимание на реализацию возможностей для работников

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ N 273-ФЗ // «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и дополнением 25.12.2023 № 685-ФЗ).
  2. Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985-2005 гг.) // Педагогика. 2006. № 7. С. 3-16.
  3. Буторина, Т.С. История педагогики и образования / Т.С. Буторина, З.И. Васильева, Н.В. Седова. – М.: Academia, 2016. –  384 c.
  4. Профессиональная социализация педагога в условиях непрерывного образования: традиции и новации: монография / А. А. Волков, А. Л. Коблева, Т Ф. Маслова [и др.]. – Ставрополь: СГПИ, 2023. – 141 с. 
  5. Статистический сборник «Образование в цифрах 2023» – Электронный ресурс – Режим доступа: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/856367924.pdf – Дата доступа: 10.01.2024.

Интересная статья? Поделись ей с другими: