УДК 37

Формирование речевых компетенций у детей с тяжелыми нарушениями речи как предпосылок читательской грамотности

Бондаренко Ирина Сергеевна – учитель-логопед детского сада «Родничок» (Хабаровский край, район Солнечный, рабочий посёлок Солнечный)

Аннотация: Данная статья обсуждает важность формирования основ читательской грамотности у детей дошкольного возраста для обеспечения успешного обучения в школе. Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи. В настоящее время родители чаще отдают предпочтение компьютерным играм и телепередачам, что приводит к утрате традиции чтения в семье. Книга перестала быть ценностью для многих молодых семей из-за распространения экранной культуры, социальных сетей и развлечений. Это приводит к снижению важности чтения как источника информации. В случае, если у ребенка возникают сложности с речевым развитием, важно, чтобы педагоги активно взаимодействовали с образовательной программой по формированию компетенции в области «речевого развития». Тем не менее, если у ребенка присутствуют серьезные нарушения в речи, то вследствие особенностей его речевого дефекта и особенностей психических процессов (например, низкое зрительное и звуковое восприятие, замедленная переработка сенсорно-перцептивной информации, недостаточный уровень мыслительных процессов), в будущем могут возникнуть трудности с формированием навыков чтения в начальной школе, если не будет проведена систематическая работа на уровне дошкольного образования.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ребенок с тяжелыми нарушениями речи, предпосылки читательской грамотности, речевая среда, методы и приемы формирования читательской грамотности.

Развитие речевой грамотности у детей дошкольного возраста является одним из ключевых аспектов их всестороннего развития. От того, насколько ребенок освоит навыки устной и письменной речи до школы, во многом зависит его академический успех и легкость адаптации в образовательной среде. Речевая грамотность не просто даёт детям возможность общаться, но также способствует развитию мышления, памяти и внимания.

Дошкольный возраст – важный период для формирования фонематического слуха, расширения словарного запаса и освоения грамматики родного языка. Это время, когда дети наиболее восприимчивы к изучению языка. Недостаточное внимание к развитию речевой грамотности может привести к затруднениям в обучении в школе и проблемам в социальной адаптации.

Грамотная речь – ключ к успешному обучению чтению и письму, помогает нам эффективно и точно выражать свои мысли и идеи. К тому же, умение чётко и ясно выражать свои мысли способствует повышению самооценки ребёнка и улучшению его взаимодействия с окружающими. Поэтому задача взрослых – создать благоприятные условия для полноценного развития речевой грамотности, обеспечить разнообразный речевой опыт.

У обучающихся с общим недоразвитием речи (ОНР) недостаточно сформированы лексико-грамматические категории, нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, связная речь значительно отстает от возрастных норм, дети испытывают трудности в овладении грамотой [2].

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи опираюсь на целевые ориентиры Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, которые предполагают формирование у детей необходимых речевых компетенций в рамках ОО «Речевое развитие» как предпосылок читательской грамотности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Грамматическая компетенция означает знание грамматических правил и умение их применять в речи. Дети осваивают синтаксические единицы и научаются выбирать языковые средства для конкретных ситуаций [4].

Овладение средствами звуковой выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, ударение) является частью развития речевого слуха и восприятия звуковой системы языка.

Предполагается, что ребенок, обладающий речевыми компетентностями, может успешно действовать в различных ситуациях и решать предложенные задачи.

Сформированность диалогических умений является основой для конструктивного общения с окружающими людьми. Эта компетентность включает в себя разговорную речь, понимание связного текста, умение отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор [1].

Развитие монологической компетентности предполагает усвоение навыков активного слушания и понимания текстов, умение строить связные высказывания различных типов и умение осуществлять пересказ. Важным элементом развития этой компетентности является умение рассказывать о личном опыте, описывать события на основе сюжетных картин и выражать свои творческие идеи [3].

Коммуникативная компетентность означает способность эффективно применять вербальные и невербальные методы коммуникации, включая жесты, мимику, позу и т.д. Важно иметь умение адаптироваться к конкретным социально-бытовым ситуациям, а также уметь оценивать и ориентироваться в ситуации общения [5].

Эти компетентности, интегрированные в ежедневные игры и занятия, позволяют детям постепенно овладеть речевыми навыками, необходимыми для успешного общения и обучения в школе.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи развитие коммуникативных и речевых навыков является одним из ключевых аспектов формирования читательской грамотности. Эффективное взаимодействие с окружающим миром и последующее усвоение чтения начинаются с умения общаться и правильно использовать речь.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. С точки зрения Л. С. Выготского, именно в игровой деятельности, которая характеризуется наличием свободы, новизны, интереса, дети учатся воспринимать мир, формировать представление о времени и пространстве, регулировать свои эмоции и поведение.

  • Ролевые игры являются мощным инструментом в формировании речевой грамотности у детей дошкольного возраста. В процессе игры, имитируя различные социальные роли, дети активно используют и расширяют словарный запас, учатся правильно строить предложения и развивают навыки диалогической речи. Взаимодействуя с окружающими, малыши осваивают нормы и правила общения, учатся грамотно и четко выражать свои мысли и эмоции.

При этом важную роль играет обратная связь взрослых, которые могут направлять процесс обучения, корректировать произношение и грамматические ошибки. Родители и педагоги могут обогащать сюжеты игр, предлагая новые слова и выражения, вводя элементы сказки или театрализации, что стимулирует творческое и лингвистическое развитие детей.

Таким образом, ролевые игры не только способствуют формированию коммуникативных умений, но и позволяют детям понять и усвоить грамматические структуры языка в ненавязчивой и увлекательной форме. Создавая естественную среду для языковой практики, они создают прочную основу для будущей языковой компетентности каждого ребенка.

  • Чтение и знакомство с литературой играют важную роль в формировании речевой грамотности у детей дошкольного возраста. Регулярное чтение вслух способствует расширению словарного запаса, знакомит ребенка с правильной грамматической структурой предложений и моделями фразеологических оборотов. Книги также помогают развивать фонематический слух, важный для осознания звуковой структуры слов и последующего овладения навыками грамотного письма.

Через сопереживание героям, дети учатся понимать эмоциональную окраску слов и выражений, что способствует развитию коммуникативных навыков. Дополнительно, литература знакомит дошкольников с различными стилями речи и жанрами, варьируя от простых сказок до детских стихов, что обогащает их языковую компетенцию.

Иллюстрации в детских книгах служат не только для привлечения внимания, но и для улучшения визуального восприятия текста, помогая детям устанавливать связь между изображением и словом. Родительское участие в процессе чтения, задавание вопросов и обсуждение прочитанного поддерживает интерес к книгам и стимулирует критическое мышление.

Таким образом, чтение и знакомство с литературой являются ключевыми элементами в подготовке детей к школьному обучению и общей культуре речи.

  • Практические методики и упражнения для развития речевой грамотности у детей дошкольного возраста включают игры и задания, направленные на расширение словарного запаса и правильное употребление слов в речи. Важно создавать естественную среду для общения, где ребенок мог бы учиться через повседневный разговор.
  • Одним из эффективных подходов является использование картинок с изображением предметов и действий, которые ребенок должен назвать, описать или составить с их помощью предложение. Такие занятия стимулируют мышление и память.
  • Рассказывание и пересказ сказок, коротких историй также способствуют развитию связной речи. Взрослым следует задавать вопросы по содержанию прочитанного, побуждая малышей к выражению своих мыслей.
  • Игры на соответствие картинок словам, составление рассказов по серии изображений, дополнение и изменение сюжета — все это помогает детям учиться строить предложения и развивать грамматические навыки. Пение песен и чистоговорок, скороговорок обогащает словарный запас и тренирует правильное произношение звуков.

Регулярные занятия, в игровой форме, создают положительную мотивацию и способствуют постепенному, но уверенному формированию речевой грамотности у дошкольников.

Таким образом, комплексный подход, сочетающий развитие слухового восприятия, словарного запаса, связной речи и мелкой моторики, создает прочную основу для последующего овладения читательской грамотностью.

Роль родителей и педагогов в формировании предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ОНР является ключевой. Родители должны создать богатую языковую среду, регулярно читать детям вслух, обогащая их словарный запас и стимулируя интерес к книгам. Включение ребенка в диалог, обсуждение прочитанного способствует развитию навыков понимания и анализа текста.

Совместная работа родителей и педагогов, направленная на постоянное стимулирование коммуникативных навыков и поддержку интереса к чтению, создает фундамент для развития читательской грамотности у дошкольников с ОНР и обеспечивает более успешную адаптацию ребенка к школьным условиям обучения.

Список литературы

  1. Бакалейко М. Ю., Неволина В. В. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. № 11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-dialogicheskoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1.
  2. Жукова Н. С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2-e изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. 239 с.: ил.- ISBN 5-09-001259-8.
  3. Измайлова Р. Г., Шейнова Т. Г., Тимохина Т. В. РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-monologicheskoy-rechi-detey-pri-podgotovke-k-shkolnomu-obucheniyu.
  4. Карасёв А. А. К вопросу о смысловом содержании понятия «Грамматическая компетенция» // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-smyslovom-soderzhanii-ponyatiya-grammaticheskaya-kompetentsiya.
  5. Недбаева С. В., Недбаев Д. Н., Ткаченко В. В. Коммуникативная компетентность: содержание и структура // Здоровье и образование в XXI веке. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-soderzhanie-i-struktura.

Интересная статья? Поделись ей с другими: