УДК 37.01, 39

Игровое физическое воспитание коренных народов Кольского Севера

Тушина Олеся Павловна – старший преподаватель кафедры Общих дисциплин филиала Мурманского арктического университета в г. Апатиты

Адамская Полина Николаевна – учитель начальных классов Средней образовательной школы № 4 в г. Апатиты, студентка специальности «Геология» филиала Мурманского арктического университета в г. Апатиты

Аннотация: Актуальность статьи обуславливается тем, что в условиях современного общества и влияния современных технологий коренных молодежь Кольского Севера все меньше занимается традиционными физическими активностями. Исследования в области игрового физического воспитания народов Кольского Севера могут помочь в возрождении, сохранении и передаче опыта традиционных физических занятий среди детей и молодежи. Цель статьи состоит в исследовании и оценке эффективности игрового физического воспитания народов Кольского Севера. В ходе исследования был проведён обзор литературы, связанной с историей и культурой народов Кольского Севера. В ходе анализа источников были рассмотрены и оценены народные игры, зависящие от климатических условий и региональных особенностей, а также их влияние на физическую подготовку и здоровье народов Кольского Севера. Результаты исследования показали, что игры народов Севера, проводимые на открытом воздухе и требующие физической активности, способствуют укреплению здоровья, развитию координации движений, улучшению физической выносливости и формированию групповых навыков. Они учат детей ключевым навыкам и качествам, необходимым для выживания в условиях Севера – решительности, смелости, находчивости. Выявление эффективных практик, даёт возможность интегрировать их в современные методики обучения.

Ключевые слова: физическое воспитание, игра, коренные народы, саамы, ненцы, коми, народы Севера.

Физическое воспитание является одним из важных аспектов здоровья и развития человека в любом возрасте. Особенно важно оно для народов, проживающих в условиях суровой северной природы, где выживание часто зависит от физической подготовки и умений. Народы Кольского Севера, такие как саамы,ненцы и коми-ижемцы, являются непосредственными жителями данной окружающей среды и традиционно полагаются на свои физические навыки для охоты, рыбалки, собирательства и передвижения по территории региона.

Традиционно спортивные игры и игры коренных народов Арктики проводились с использованием местных материалов из окружающего ландшафта. Их использование предполагает широкое представление о качествах, полезности, и свойств различных природных материалов, таких как снег, лед, кости и шкура животных. Местные знания о ресурсах ландшафта были глубоко укоренены в культуре, образе жизни, восприятии и мировоззрении [1]. В 1674 году Николаус Лундиус, сам будучи саамом, писал о своём народе: «они хорошо бегают; они перепрыгивают ручьи шириной около трёх сажен (5,38 м); обладают умением плавать в холодной воде». Это может свидетельствовать о высоком уровне физической подготовки и выносливость народов Севера [2].

 Инструменты и аксессуары для традиционных игр изготавливались из таких материалов, как рога, кости, трава, шкуры и дерево [3]. Участники обычно сами создавали оборудование, используя знания предыдущих поколений и собственное воображение.

Широко распространены среди народов Кольского полуострова были активные сюжетно-ролевые игры с опорой на оленеводство. Любимыми играми саамов были «чуэз-чуэз» («стадо») и «пуадз-пуадз» («олени»). В первой игре могло принимать участие большое количество игроков разных возрастов, так как для игры необходимо обилие игровых образов. Двое пастухов, которые гонят оленей на пастбище, запрягая в нарты двоих из них. Один пастух «едет» впереди, второй – позади стада. Собаки, помогают пастухам гнать стадо на пастбище, следят за тем, чтобы олени не разбежались. Волки – участники игры, которые нападают на стадо, им должны помешать пастухи и собаки. И, непосредственно, олени, которых ведут на пастбище. По приходу на обозначенное пастбищем место, игроки меняются ролями [4]. В игре «пуадз-пуадз» было всего двое игроков – хозяин и олень. В ходе игры «проживался» опыт охоты на оленя. В роли «оленя» нужно было максимально точно изобразить оленьи повадки: скок, храп, верчение головой, убегание от охотника, увёртки и упирание рогами. «Охотник» должен был выследить оленя и заарканить его [5]. В ненецкой игре «тыбэртя» («олеводы») прослеживалась похожая сюжетная линия – несколько «пастухов-оленеводов» должны были набросить аркан на «оленей», затем запрячь их в самодельные нарты. Побеждал тот пастух, который быстрее соберёт совою упряжку [6]. У коми-ижемцев распространённой игрой была «морт кёр» («человек-олень») - имитация поездки на оленьей-упряжке. От 3 до 5 игроков «оленей» связывались верёвкой вместе, на вожака стаи «оленевод» набрасывал вожжи. Таким образом запрягалось несколько нарт, которые устраивали между собой состязание на скорость, впереди бегут своеобразно хоркающие «олени», позади них бежит «оленевод», который прикрикивает и погоняет экипаж. Побеждает самая быстрая упряжка [7]. Данные сюжетно-ролевые игры развивали в детях желание заниматься промысловой деятельностью своего народа, воспитывали характер и поддерживали постоянную активность детей народов Кольского Севера.

Нередко в своих играх народы Арктики использовали элементы метания предметов. У саамов это проявлялось в игре «чуэрвь-чуэрвь» («олений рог»). На земле или снегу чертили небольшой круг с углублением. Внутрь круга каждый игрок ставил 1-2 оленьи кости, называемые бабками. Затем с расстояния 15 метров каждый игрок метал прямой тяжёлый олений рог в круг, стараясь выбить за его пределы как можно больше бабок [4]. Коми-ижемцы предпочитали метать топор. В «чэр вугзэны» («метание топора») играли, как правило, у реки. От обозначенной на песке линии играющий бросает лёгкий топор вверх-вперед. На месте удара топором о землю ставится метка, побеждает тот, кто кинул топор дальше всех [8]. Метание предметов помогало совершенствовать координацию движений и меткость, что в последствии пригождалось во время охоты.

Дети северных народов с раннего детства учились держать в руках аркан – главное оружие оленевода [5]. Саамские дети накидывали аркан на воткнутые в снег оленьи рога, а те, кто постарше, арканил пробегающих мимо девушек. Эта игра называлась «ляшшк-ляшшк» («ловля арканом») [4]. У ненцев дети учились набрасывать аркан на носы ездовых нарт. По правилам игры «кану пыимана вялкулолкма» («метание аркана на носы нарт») нарты устанавливались на расстоянии 1 метра друг от друга, от заранее намеченной черты каждый участник игры набрасывал на них аркан. Если поймал оба носа нарт, то зарабатывал 1 очко, если ближайший к себе нос – 2 очка, если удалось заарканить задний нос – 3 очка. Иногда игра проводилась в несколько кругов, побеждал игрок, набравший наибольшее количество баллов. Играть в аркан могли и без особой подготовки, наматывали аркан на левую руку в направление от кисти к локтю и при разгибании плеча набрасывали на любой предмет-цель (дерево, шест, сани). Эта забава называлось «тынзям моёпава» («игра в аркан») [9]. Набрасывание аркана развивало глазомер и ловкость рук.

Скорость реакции и умение стратегически мыслить развивали игры с элементами стрельбы. Для самых маленьких детей Заполярья изготавливали безопасные стрелы с тупым наконечником. Наконечник вымазывали смесью из печной сажи и рыбьего жира. Ребёнок кидал стрелу в любой движущийся объект (домашних животных, старших родственников), оставляя на нем отчетливо заметную черную метку. Старшие дети упражнялись в метании стрел в цель. У саамов - это игра «юккс-юккс» («лук») [10], у ненцев - «пявсу кохома» («стрельба из лука на меткость»). В игре «нын» («игра в лук») дети ненцев соревновались в стрельбе не на меткость, а на дальность. Два игрока, стоящих на одной линии, держа лук в левой руке, одновременно запускают стрелу вдаль к флажку. В зависимости от возраста детей, флажок устанавливали на большем или меньшем расстоянии от игроков. Побеждал тот, кто пустил стрелу дальше флажка [6]. Игры со стрелами влияли на выработку у подрастающего поколения профессиональных навыков охотника.

Для игр с мячом народы Кольского Севера изготавливали специальные мячи из бересты или плотно скрученной оленьей кожи, набитой сеном, оленьей шерстью или тряпками. В игру «сурмас-сурмас» («кольцо») играли преимущественно саамские юноши. В «сурмас-сурмас» берестяной мяч пинали в детей, бегающих рядом. Новым водящим становился тот, в кого попадал мяч [9]. Другая саамская игра «коабпа-куабпа» («яма») предполагала 2 водящих, каждый из которых, стоя напротив друга друга, рыл в земле или снеге ямку. В эту ямку нужно было закатить мяч с помощью рук. Первый игрок, достигший поставленной задачи, хватал мяч и бросал его в остальных играющих. Тот, в кого попали, выбывал из игры [11]. У коми-ижемцев пользовалась популярностью игра «кручстыс педкедны» («выжигание из круга»), в скором времени эту игру переняли ненцы. Правила чем-то напоминают английскую игру «горячая картошка». Для «кручстыс педкедны» на земле чертился круг, диаметром приблизительно 5 метров, в круг становились играющие. Двое водящих, находящихся вне круга, неожиданно бросали мяч в игроков внутри круга, которые должны от него увернуться. Тот, в кого попали, выбывает из игры. Если, стоящий внутри круга игрок поймал мяч в руки, все выбитые из круга игроки возвращаются назад [12]. Игры с мячом тренируют ловкость, силу и быстроту. Так же, доказано, что игры в мяч способствуют гармоничному развитию центральной нервной системы [13].

За полярным кругом в различных вариациях встречаются игры с прыжками. Например, у саамов были широко распространены «нюччке паяс» («прыжки в длину»), где, соревнуясь, дети с разбега прыгали как можно дальше от определённой черты. И «нюччке пэйель кэлт» («прыжки через палку»), в которой два саама держат в руках палку или верёвку, через которую необходимо перепрыгивать всем игрокам. С каждым новым кругом игроков, палка поднималась на уровень выше. Побеждал прыгнувший выше всех [9]. Коми-ижемцы и ненцы традиционно играли в «няхар янгор санарма» («тройные прыжки»). Целью игры было за три прыжка прыгнуть как можно дальше от места старта, прыгать нужно было отталкиваясь одновременно двумя ногами [6]. Игры на прыжки разогревают все группы мышц и суставов, развивают способность координации в пространстве и равновесие.

В обзоре Ч. Хиллмана, Ф. Томпоровски, Д. Касстелибыли были обнаружены доказательства, существеннея связи между физическими упражнениями, физической подготовкой, когнитивными способностями и академической успеваемостью детей. Было выявлено, что проведение физических активностей во время учебных занятий обычно приводит к улучшению успеваемости [14]. Что может свидетельствовать о том, что использование подвижных игр в процессе как воспитания, так и обучения приводит к повышению уровня активности работы мозга ребёнка. Кроме прочего, играя в командные игры на улице дети учатся налаживать коммуникативные связи между собой, сопереживать, помогать друг другу, проявлять инициативу и оттачивать лидерские качества [15].

Для перевода названий игры были использованы следующие ресурсы: «Саамско-русский словарь» С. Андроновой [16], «Практическое руководство к изучению ижемско-зырянского языка. Зырянско-русский словарь по ижемскому наречию» П. Михайлова [17], «Русско-ненецкий словарь» Н. Терещенко [18].

Список литературы

  1. Lidström I., Svanberg I., Ståhlberg S. Traditional sports and games among the Sámi people in Northern Fennoscandia (Sápmi): an ethnobiological perspective // Journal of Ethnobiology and Ethnomedicine. 2022. № 18. P. 1-14. DOI:  https://doi.org/10.1186/s13002-022-00517-9
  2. Lundius N. Nicolai Lundii Lappi Descriptio Lapponiæ. Uppsala:  Uppsala univ., 1905. 41 p.
  3. Łuczaj L., Kujawska M. Botanists and their childhood memories: an underutilized expert source in ethnobotanical research // Botanical Journal of the Linnean Society. 2012. № 168 (3). P. 334-343. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1095-8339.2011.01205.x
  4. Иванов-Дятлов Ф. Г. ред. Д. А. Золотарева, члена Совета Русск. географич. о-ва; Госуд. русск. географич. о-во. Карельско-Мурманск. комиссия Наблюдения врача на Кольском полуострове (11 января - 11 мая 1927 г). Ленинград : Государственное русское географическое общество, 1928. 126 с.
  5. Алымов В. К. Лопари Кольского полуострова // Доклады и сообщения. Мурманск: Мурманское Общество Краеведения, 1927. С. 7-18.
  6. Прокопенко В. И. Воспитательно-образовательный потенциал традиционных промыслово-охотничьих игр лесных ненцев // Вестник угроведения. 2021. Т. 11 № 1. С. 158–167. DOI: 30624/2220-4156-2021-11-1-158-167
  7. Куцюбанская О. М. Коми игры. 1-е изд.. Нарьян-Мар: ООО "Красный город", 2011. 23 c.
  8. Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. 1-е изд. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2005. 416 c.
  9. Голов В. А. Национальные виды спорта и игры финно-угорских народов. 1-е изд.. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2021. 79 c.
  10. Харузин Н. Н. Русские лопари (очерки прошлого и современного быта). 1-е. — Москва: Товарищество Скоропечатни А.А. Левенсонъ, 1890. 472 c.
  11. Кожевников А. В. Солнце ездит на оленях. 1-е изд.. Москва: Детская литература, 1972. 448 c.
  12. Красильников В. П. Игры и состязания в воспитательном процессе финно-угорских и самодийских народов : Учеб. Пособие. 1-е. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2004. 86 c.
  13. Вдовина А. С. Влияние игр с мячом на психофизическое развитие ребенка // Молодой ученый. 2023. № 22 (469). С. 385-387. URL: https://moluch.ru/archive/469/103661/ (дата обращения: 16.01.2024).
  14. Donnelly J., Hillman C., Castelli D., Etnier J., Lee S., Tomporowski P., Lambourne K., Szabo-Reed A. Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review. Med Sci Sports Exerc. 2016; № 48 (6): 1197-1222. DOI: 1249/MSS.0000000000000901
  15. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания развития ребёнка: Учеб. Пособие. 2-е. Москва: Издательский центр «Академия», 2006. 364 c.
  16. Антонова А. А. Саамско-русский словарь. 1 изд.. Мурманск: ООО Издательство "ЛЕМА", 2014. 376 c.
  17. Михайлов П. Практическое руководство к изучению ижемско-зырянского языка. Зырянско-русский словарь по ижемскому наречию. 1-е изд.. Архангельск: Губернская типография, 1873. 170 c.
  18. АН СССР. Ин-т языка и мышления им. Н. Я. Марра Русско-ненецкий словарь. 1-е изд. Москва: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1948. 408 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: