УДК 377

Формирование профессиональных компетенций у студентов медицинских колледжей через опытно-проблемное обучение

Романова Жанна Олеговна – преподаватель высшей квалификационной категории, заместитель директора по учебной работе Медицинского колледжа Управления делами Президента Российской Федерации.

Комиссарова Ольга Евгеньевна – преподаватель высшей квалификационной категории, руководитель отделения Медицинского колледжа Управления делами Президента Российской Федерации.

Сулейманова Лариса Анатольевна – преподаватель высшей квалификационной категории, социальный педагог Медицинского колледжа Управления делами Президента Российской Федерации.

Аннотация: статья посвящена исследованию методов формирования профессиональных компетенций у обучающихся в ФБПОУ «Медицинский колледж» с использованием опытно-проблемного обучения. Авторы рассматривают эффективность данного подхода в контексте подготовки будущих специалистов здравоохранения. Основываясь на результативных педагогических практиках в разрезе исторических событий, статья выделяет ключевые аспекты опытно-проблемного обучения, способствующие развитию не только теоретических знаний, но и практических навыков.

Ключевые слова: компетенции, метод опытно-проблемного обучения, медицинский колледж, медицинские сотрудники, сестринское дело.

Формирование профессиональных компетенций у студентов колледжа является актуальной задачей, требующей инновационных методов обучения.

Одним из подходов, способствующих эффективному усвоению знаний, навыков и опыта, является опытно-проблемное обучение (ОПО) [6]. Этот метод основан на активном вовлечении студентов в решение реальных профессиональных задач, что способствует формированию компетенций, необходимых для успешной практики, в том числе и в медицине. Метод опытно-проблемного обучения активно применяется в обучении студентов медицинских вузов, поскольку активно вовлекает их в процесс обучения и стимулирует развитие критического мышления, проблемного решения и коммуникативных навыков.

Ключевыми аспектами этого метода обучения являются создание ситуаций, максимально приближенных к реальной медицинской практике, стимулирование самостоятельной работы студентов, а также развитие критического мышления и умения принимать обоснованные решения при помощи симуляционных технологий [6]. Для закрепления практических навыков студенты колледжа походят практическую подготовку на базах лечебно-профилактических.

Исследования показывают, что применение метода ОПО в медицинском образовании способствует улучшению академических результатов, повышению мотивации студентов и развитию профессиональных компетенций. Студенты, обученные с использованием данного метода, обладают лучшими навыками диагностики, принятия решений и коммуникации с пациентами.

Современные подходы к применению метода опытно-проблемного обучения в медицинском образованию включают в себя: интерактивные кейс-методы, симуляционное обучение и проблемно-ориентированные проекты.

С помощью включения интерактивных кейс-методов, клинических случаев и кейсовых историй в учебный процесс позволяет студентам применять теоретические знания на практике и развивать навыки диагностики и принятия решений. Использование медицинских симуляторов и сценариев симуляционных ситуаций позволяет студентам практиковать навыки проведения медицинских процедур и взаимодействия с пациентами в контролируемой среде. Работа в группах над решением реальных клинических проблем способствует развитию коллективной работы, коммуникационных навыков и умения применять интегративный подход к решению задач.

Отметим, что важным элементом этого метода является коллективная работа студентов, что способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде. Вот несколько способов, как опытно-проблемное обучение способствует обучению медицинских студентов:

  1. Активное участие. Вместо пассивного прослушивания лекций студенты активно участвуют в процессе обучения. Они анализируют кейсы, решают проблемы, работают в группах и обсуждают различные аспекты заболеваний и методов лечения.
  2. Стимулирование критического мышления. ОПО ставит перед студентами реальные клинические ситуации и проблемы, требующие анализа и принятия решений. Это способствует развитию критического мышления, оценке информации и принятии обоснованных решений в клинической практике.
  3. Развитие навыков коммуникации. Студенты работают в группах или симулируют врачебные консультации, что помогает им развивать навыки коммуникации с пациентами, коллегами и другими специалистами в здравоохранении.
  4. Интеграция знаний. ОПО позволяет студентам интегрировать знания из различных областей медицины и применять их на практике для решения комплексных клинических ситуаций.
  5. Мотивация к самостоятельному обучению. Участие в активном обучении стимулирует интерес студентов к предмету и мотивирует их к самостоятельному изучению материала для более эффективного решения проблем.
  6. Подготовка к реальной клинической практике. ОПО помогает студентам развить навыки, необходимые для успешной работы в реальной клинической среде, такие как диагностика, планирование лечения, сотрудничество с другими специалистами и эффективное управление временем.

В целом, метод опытно-проблемного обучения является эффективным инструментом для обучения студентов медицинских вузов, поскольку он способствует развитию широкого спектра навыков и компетенций, необходимых для успешной клинической практики. Подробнее остановимся на таком способе опытно-проблемного обучения, как интеграция знаний.

Примеры из истории медицины могут эффективно использоваться для обогащения опытно-проблемного обучения. Опыт военно-исторических событий может оказать значительное влияние на развитие практических навыков студентов в различных областях.

Студенты изучают сложности, с которыми сталкивались врачи прошлого, анализируют принятые ими решения и извлекают уроки для современной медицинской практики. Такой подход позволяет студентам понимать, какие навыки и знания были критически важными в прошлом, и как они могут быть применены в настоящем.

Интеграция знания об истории военных конфликтов может служить для студентов примером успешного сотрудничества и командной работы. Изучение таких событий может вдохновить студентов на развитие навыков работы в команде, эффективного взаимодействия с коллегами и решения задач в коллективе. В результате изучения исторических аспектов военных конфликтов могут развиваться аналитические и исследовательские навыки студентов, что может быть полезно в различных областях, от исследований до анализа данных в научных исследованиях.

Немаловажную роль в изучение военно-исторических событий играет участие в симуляции боевых действий, при которых необходимо проанализировать поведение военных врачей, их тактические действия по отношению к спасению жизней больных и раненных. Воссоздание исторического контекста способствует развитию навыков принятия решений в экстремальных ситуациях и эмоциональной стойкости. В результате у студентов медицинских вузов не только формируется представление о правильном врачевании, но и развиваются лидерские качества и умение эффективно управлять стрессом.

Кроме того, история военных конфликтов также может служить примером умения эффективно общаться с различными культурами и группами людей, проявлять эмпатию и сострадание к людям с разными физиологическими и психоэмоциональными состояниями.

В целом, опыт военно-исторических событий может оказать положительное влияние на развитие практических навыков студентов, помогая им развивать лидерские качества, сотрудничество, стратегическое мышление и аналитические способности, эмпатию.

Активно метод опытно-проблемного обучения применяется в обучении студентов ФГБПОУ «Медицинский колледж». Например, в условиях пандемии студенты старших курсов оказывали помощь среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических учреждений Управления делами Президента Российской Федерации.

Кроме того, изучение исторических событий, связанных с сестринским делом, даёт студентам возможность понять, как изменялась практика медицинской сестры с течением времени и какие принципы были основополагающими для развития этой профессии. Исторический контекст позволяет студентам увидеть великие достижения медсестер в прошлом, их героические поступки в условиях войн, эпидемий и других вызовов, а также понять, какие навыки и качества были необходимы для успешной работы в тех условиях [5].

Одним из ярких примеров является роль российских медсестер и медиков во время Великой Отечественной войны. Несмотря на огромные трудности и опасности, с которыми им пришлось столкнуться, эти медицинские работники неустанно трудились, оказывая необходимую медицинскую помощь раненым солдатам, зачастую в тяжелейших условиях.

 Знаковая фигура в истории отечественной медицины - Евгения Евграфовна Руднева, советская военная медсестра, известная своими выдающимися героическими поступками во время Второй мировой войны. Несмотря на постоянные опасности и обстрелы, Руднева бесстрашно ухаживала за ранеными солдатами на передовой, демонстрируя удивительное мужество и стойкость в разгар военных действий.

Героизм российских медсестер и санитаров в военное время выходит за рамки Великой Отечественной войны, и примеров их исключительной самоотверженности и храбрости множество. Например, в настоящее время выпускники медицинского колледжа отправляются в зону Специальной Военной Операции и проявляют там необычайное мужество и сострадание, оказывая медицинскую помощь нуждающимся, часто в разгар напряженных боевых действий. Обучающиеся и преподаватели оказывают гуманитарную помощь участникам СВО.

Немаловажную роль в деятельности педагогического персонала медицинского колледжа играет аспект патриотического воспитания, целью которого является воспитание достойных и ответственных граждан, патриотов своей Родины, профессионалов, преданных своему делу, занимающих активную гражданскую позицию.

В колледже регулярно проводятся занятия «Разговоры о важном», которые позволяют обучающимся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым актуальным темам. Воспитание гражданина и патриота происходит через бережное отношение к семейной истории, традициям колледжа, приобщение к наследию Кремлевской медицины, культурному пространству города Москвы. Сегодняшнее поколение студентов колледжа принимает активное участие в волонтерских движениях на платформе «Добро.ру», цель которой сделать гражданскую активность удобной и привлечь в неё миллионы россиян.

Уроки, извлеченные из исторических событий, помогают привить студентам глубокое чувство сопереживания и сострадания - важнейшие качества для оказания качественной помощи пациентам. Изучая опыт медсестер прошлого, студенты лучше понимают проблемы и этические дилеммы, с которыми медсестры могут столкнуться в своей профессиональной деятельности.

Кроме того, исторический контекст дает представление об эволюции сестринского образования и практики, позволяя студентам оценить достижения и улучшения, которые были сделаны в этой области с течением времени. Понимая исторические корни сестринского дела, студенты могут лучше понять богатое наследие профессии и постоянное стремление обеспечить высококачественный уход за пациентами [1].

Эти реальные примеры мужества и самопожертвования играют решающую роль в формировании у студентов понимания ценностей и этики, которые являются основой сестринской практики.

Также можно обратить внимание на историю развития медицинских технологий. Анализируя, какие проблемы и трудности преодолевали медики в прошлом, студенты получают возможность анализировать текущие методы и технологии, а также предлагать свои инновационные решения. В течение истории развития медицинских технологий произошли значительные изменения, которые оказали глубокое влияние на современное преподавание медицинских дисциплин. История медицины обладает множеством примеров, которые могут эффективно использоваться для обогащения опытно-проблемного обучения. Обратимся к примерам.

История открытия структуры ДНК является примером успешного научного исследования и сотрудничества. Студенты могут рассмотреть проблему, с которой столкнулись ученые в процессе поиска, а также различные методы и эксперименты, которые они использовали для ее решения. Этот пример может стимулировать студентов к развитию аналитических и исследовательских навыков.

История медицины полна примеров борьбы с инфекционными заболеваниями, такими как чума, оспа и холера. Студенты могут исследовать причины эпидемий, методы профилактики и лечения, а также социальные и экономические последствия этих заболеваний. Этот пример может помочь студентам понять важность гигиены, вакцинации и общественных программ по борьбе с инфекционными заболеваниями.

История развития анестезиологии и хирургии может быть использована для обсуждения этических и юридических аспектов медицинской практики. Студенты могут изучить эволюцию методов обезболивания, риски и побочные эффекты различных анестетиков, а также влияние анестезии на развитие хирургии и медицинской практики в целом.

История клинических исследований содержит множество примеров как успешных, так и провальных исследовательских проектов. Студенты могут исследовать принципы этики и конфликты интересов в исследованиях на людях, а также последствия нарушений этических норм в прошлом и настоящем.

История медицины также предлагает увлекательные примеры о том, как менялись представления о болезнях и методах их лечения со временем. Это может включать в себя историю развития хирургии, психиатрии, генетики и других областей медицины.

История медицины также предлагает увлекательные примеры о том, как менялись представления о болезнях и методах их лечения со временем. Это может включать в себя историю развития хирургии, психиатрии, генетики и других областей медицины.

Например, для медицинского работника стало крайне важным внедрение электронных медицинских записей и телемедицинских технологий, которые улучшили доступность, эффективность и координацию медицинской помощи. В настоящее время учебные программы в колледже направлены на обучение информационным технологиям для управления информацией о пациентах и взаимодействия медицинских работников с использованием телемедицинских платформ [9].

Описанные примеры могут быть использованы для создания интересных и образовательных сценариев для опытно-проблемного обучения, способствуя активному участию студентов в обсуждении и анализе различных аспектов медицины и здравоохранения.

Таким образом, опытно-проблемное обучение через призму исторических событий не только обогащает образовательный процесс, но и формирует у студентов медицинских колледжей необходимые профессиональные компетенции. Активное взаимодействие с историческим опытом помогает обучающимся лучше понимать особенности своей профессии, развивает критическое мышление и способствует формированию глубокого понимания медицинских наук.

Использование исторических примеров сестринской практики прошлых столетий в образовательном процессе медицинских колледжей представляет собой эффективный метод формирования у студентов любви и уважения к сестринскому делу. Анализ героических поступков медсестер в условиях войны, эпидемий и других экстремальных ситуаций позволяет понять ценность профессиональной ответственности, эмпатии и бескорыстного служения, которые являются краеугольными камнями сестринской практики.

Метод опытно-проблемного обучения является эффективным инструментом для обучения студентов медицинских вузов, поскольку он способствует развитию широкого спектра профессиональных компетенций и подготавливает будущих врачей к успешной работе в клинической практике. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь уточнить методы применения ОПО и повысить его эффективность в медицинском образовании.

Список литературы

  1. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. [Электронный ресурс]. URL:https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/023/688/original Протокол_№13_Приложение_3а.pdf?1423140528 (дата обращения 12.03.2024)
  2. Медицинский колледж Управления делами Президента Российской Федерации . [Электронный ресурс]. URL: https://mcud.ru/ (дата обращения 12.03.2024)
  3. Бермус, А. Г. Практическая педагогика: учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 127 с.
  4. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 248 с.
  5. Лутовинов В.И. Военно-патриотические объединения (клубы): концептуальные и организационно-методические основы функционирования и развития Уч. – метод. пособие. – М., Сотис. – 2019. – 312 с.
  6. Маврин С. А., Бурмистрова Е. В. Понятие целостности воспитания и его развитие в современной педагогической науке. М., 2017, С. 266.
  7. Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: сборник материалов научно-практической конференции, 12-13 апреля 2018 г., г. Евпатория / Ред. кол.:Н. А. Глузман, Я. А. Ивлева, И. Б. Каменская, Ю. К. Картавая, В. Н. Раскалинос. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. – 356 с.
  8. Рожков, М. И. Социальная педагогика: учебник для вузов / М. И. Рожков, Т. В. Макеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 287 с.
  9. Уколова Е. М., Кудрявая Н. В., Смирнова Н. Б., Зорин К. В., Волошина Е. А. Педагогика для медицинских вузов: учебное пособие. — Москва: КноРус, 2021. – С. 20 – 30.
  10. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 319 с.