УДК 376

Психофизиологические особенности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Гайдовская Ксения Евгеньевна – магистрант Нижневартовского государственного университета.

Юсупова Светлана Николаевна – учитель-логопед МАДОУ ДС №10 «Белочка», г. Нижневартовск.

Научный руководитель Раймова Елена Григорьевна – кандидат психологических наук, доцент Нижневартовского государственного университета, председатель отделения психологической безопасности секции геополитики и безопасности Российской академии естественных наук Нижневартовского государственного университета.

Аннотация. В статье рассматриваются психологические и физиологические особенности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а также возникающие трудности, связанные с недостаточностью высших психических функций: речи, мышления, памяти, восприятия, внимания. Дети, имеющие тяжелые нарушения в речевом развитии представляют собой сложную группу детей, которые имеют определённые, специфические отклонения в развитии. Знание и учет демонстрируемых психофизиологических особенностей в работе психологов и педагогов оказывает положительное влияние на формирование социальной компетентности детей с тяжелыми нарушениями речи. Слаженная работа комплекса сенсорно-перцептивных, речевых и интеллектуальных функций представляет значительный научный интерес в аспекте взаимодействия речи и других психических функций.

Ключевые слова: дети, старший дошкольный возраст, тяжелые нарушения речи, психофизиологические особенности, нарушения поведения.

Дети с нарушением речи разной тяжести относятся к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии. Также на данный фактор могут влиять и другие заболевания и отклонения в развитии. Данные дети имеют сохраненный интеллект и слух. Ключевой особенностью является низкая концентрация, быстрая переменчивость интересов, отсутствия нормального уровня мотивации обучения, а также различные психологические факторы в виде заниженной самооценки, раздражительности, неусидчивости и повышенным агрессивным фоном.

Также возникновение таких проблем может возникнуть из-за различных факторов или сложной комбинации:

  • когда ребенок с нормальным слухом не может правильно воспроизводить звуки;
  • при рождении малыша может быть повреждена зона, отвечающая за речь;
  • различные дефекты строения голосового аппарата - короткая уздечка под языком, неровное строение зубов, губ, неба, не правильная твердость.
  • подвижность губ или языка недостаточна;
  • нарушение в физическом или психологическом развитии;
  • при наличии в окружении ребенка родственников с дефектами речи.

Еще одной причиной может быть неправильное развитие во время беременности женщины:

  • когда ребенок не получает достаточного количества кислорода внутри матери или при других тяжелых заболеваниях матери - сахарном диабете, при заболеваниях сердца или сосудов, нефритах.
  • во время беременности у женщины было вирусное заболевание. Это может быть краснуха, простуда, вирусные заболевания, корь или скарлатина, ветряная оспа, туберкулез и другие.

Еще один опасный вирус герпеса – цитомегаловирус. При заболевании женщины этим вирусом в первом триместре беременности плод может погибнуть и произойти выкидыш. Но если с таким вирусом удалось спасти плод, то плод развивается с различными пороками.

  • любая травма во время беременности.
  • при злоупотреблении беременной алкоголем, наркотиками или курением;
  • при рождении ребенка недоношенным - менее тридцати восьми недель или, наоборот, после срока.
  • при несовпадении групп крови ребенка и матери. При этом возникают различные нарушения.

Конечно, есть некоторые дефекты речи, которые со временем исчезают, и иногда родителям следует обратиться за помощью к специалисту – логопеду. Логопед обычно работает с ребенком с помощью специальных упражнений. Но если проблемы очень сложные, следует обратиться к неврологу, который выявит причину нарушения речи. И чем раньше родители смогут помочь ребенку с помощью специалистов, тем скорее проблема будет решена, а не закреплена.

У ребенка с нарушением речи проходит процесс развития иначе. Часто это обособляется замедленным развитием локомоторных функций, а также двигательной сферы. Это влечет за собой проблемы с координацией движений и пониженной ловкости. Для дошкольников характерной чартой является нарушение психических функций, данным детям сложно выстраивать коммуникацию с окружающими, это влечет за собой отсутствие мотивации, неадекватной самооценки. Данному ребенку также характерно закрытое поведение, так как ребенок переживает внутренний дискомфорт и сравнивает себя со сверстниками. Речь является организационным фактором в поведении человека, при отсутствии здоровой формы речи и коммуникации, ребенок с проблемами с речью перестает интересоваться новым материалом, так как формат обучения влечет за собой аудиальный контакт с учителем и необходимость диалога.

В частности, внимание детей с тяжелыми нарушениями речи обладает рядом специфических особенностей: неустойчивость, низкий уровень произвольности, трудность или невозможность планирования своих действий в речевом в речевой форме. Детям трудно сосредотачивать внимание на анализе условия, поиске способов решения сложной ситуации, соблюдение инструкции, а также ему сложно сохранять внимание дольше чем сохраняется интерес к тому или иному объекту [2].

Задача родителей, педагогов и педиатров — как можно раньше выявить нарушения психологического развития ребенка с последующим направлением на лечение. Для определения направления терапии сперва следует разобраться, каким видом расстройства страдает ребенок.

Задержка развития характеризуется снижением восприятия информации, избирательностью в запоминании материала, поверхностным вниманием, нарушением речевого развития, дети часто тревожны и эмоционально-лабильны.

Терапия задержки психического нарушения должна включать:

  • наблюдения у различных специалистов (педиатр, психотерапевт, логопед, невролог);
  • обучение детей проходит в специальных коррекционных школах;
  • любая информация подается небольшими порциями, с уклоном на зрительное восприятие;
  • коррекция речи происходит с индивидуальным подходом;
  • применение игровой терапии;
  • медикаментозное лечение назначается в случае, если есть церебральные нарушения.

Также дети с нарушение речи могут страдать дефицитом внимания. Признаки такого расстройства — высокая активность, неспособность концентрировать внимание долгое время на одном занятии, плохое усвоение информации, но нет отсталости в умственном развитии.

Для лечения данного синдрома существует два подхода:

  • медикаментозная терапия с применением психостимуляторов;
  • не медикаментозная терапия, направленная на коррекцию психологического расстройства путем семейной психотерапии, для формирования личности ребенка.

Аутизм может быть причиной задержки в развитии речи. Первые признаки такого заболевания можно заметить у малыша на ранних этапах физического и психоэмоцианального развития. Малыш часто увлечен однообразными действиями (встряхиванием рукой, пружинистые покачивания, прыжки), свое внимание долгое время удерживает на одном предмете, не желает устанавливать контакт с близкими людьми, резко реагирует на смену привычной обстановки. В раннем проявлении аутизм можно скорректировать с помощью высококвалифицированных специалистов.

Основная задача в лечении детей с таким заболеванием — максимальная адаптация в социуме. Для этого необходимо:

  • развитие речи;
  • устранить из окружения факторы, вызывающие агрессию у ребенка;
  • обучение общению с помощью ролевых игр;
  • выявление за любыми изменениями в развитии и поведении.

Типичными для многих детей с речевыми нарушениями являются повышенная агрессивность, застенчивость, неуверенность в себе, обидчивость, зависимость от окружающих [3].

Проблемные формы межличностных отношений связаны с особенностями самосознания ребенка: излишней фиксированностью на своих предметных качествах, преобладанием оценочного отношения к себе и другим. Излишняя фиксация детерминирует постоянную оценку себя, демонстрацию своих достоинств, самоутверждение [7].

Следует заметить, что у детей с тяжелыми нарушениями речи, в отличие от их сверстников с нормальным речевым развитием, отмечается специфическая реакция на неудачи. После успешно выполненного задания они переходят не к более трудному, а к более легкому заданию. Такое поведение детей с нарушениями речевого развития можно рассматривать как защитную реакцию, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне [10].

Важно понимать, что нарушения в познавательной и эмоционально-личностной сферах у детей с тяжелыми нарушениями речи могут влиять не только на обучение, но и приводить к изменениям в поведении и явлениям социальной дезадаптации. В связи с этим актуальным становится определение наиболее характерных социально-психологических особенностей детей с нарушениями речевого развития с целью проведения эффективной психологической профилактики и коррекции.

Список литературы

  1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 400 с.;
  2. Волкова Л.С. Логопедия: учеб. для студентов дефект. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 384 с.;
  3. Дубова Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. 2006. № 3. С. 36-38.;
  4. Июдина Л. В. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Логопед. 2007. № 3. С 44-50;
  5. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного. возраста. – М.: Перспектива, 2006. – 144 с.;
  6. Кузнецова Л.В. Специальная психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2005. – 480 с;
  7. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 320 с.;
  8. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка». — Государственное учебно-педагогическое издательство, Москва — Ленинград, 1932. – 526 с.;
  9. Селиверстов В. И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность. М.: Владос, 2010. 318 с.;
  10. Усанова О.Н., Слинько О.А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи: коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи М.: Изд-во МПГУ, 1987. 215 с.;
  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 224 с.;
  12. Шипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1993. № 4. С. 8-13.

Интересная статья? Поделись ей с другими: