УДК: 72; 728.51
Социально-архитектурные аспекты как фактор повышения уровня отелей по результатам социологического опроса
Черныш Наталья Алексеевна – кандидат архитектуры, доцент Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан
Дарибай Ардак Смагулулы – магистрант Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан
Аннотация: Целью работы является определение социально-архитектурных аспектов, влияющих на уровень комфортабельности отелей в городе Астана. В процессе проведения исследования были решены следующие вопросы: выявлены основные группы интересов посетителей отеля; выявлены основные принципы формирования; выявлены основные аспекты повышения уровня. Среди различных специально построенных сооружений, которые постоянно нужны обществу, здания гостиниц занимают особое место. Их форма менялась на протяжении веков, но характер и суть оставались неизменными. Развитие архитектурной формы гостиницы демонстрирует тесную связь между этим типом здания и развитием общественной жизни. В период расцвета создавались сложные, богатые по форме здания; в периоды застоя примитивная хижина была почти единственной формой. Необходимо подчеркнуть, что в целях развития гостиничного фонда на территории города Астана и в целом всех регионов Казахстана в частности необходима комплексная программа развития гостиниц республики. В этом смысле важнейшей целью реорганизации отелей является устранение социально-экономических и внутренних различий между отелями. Коренные изменения в процессе формирования гостиниц, ориентированных на социально-архитектурную часть, а также принципиально новая методология являются практическими аспектами этой проблемы.
Ключевые слова: анкетирование, инфраструктура, условия, социально-экономическая доступность, потребности, комфортабельность, социальный опрос, территория рекреации, функциональная потребность, месторасположение.
Материалы и методы
Методологической основой исследования является комплексное изучение существующих отелей города Астана. Комплексность исследования учитывает следующие этапы:
- натурные исследования;
- социологические исследования;
- выявление прогрессивных критериев развития отелей.
В процессе натурного исследования было посещено более 12 отелей города Астана с фотофиксацией и сбором статистического материала.
Социологические исследования проводились в 8 отелях города Астана в виде опроса и анкетирования населения и персонала отелей. Для опроса населения и персонала были разработаны два типа анкет, включающих социально-архитектурные аспекты развития отелей. В общей сложности было опрошено около 120 человек. Метод выявления прогрессивных критериев развития современных отелей использовался на завершающем этапе при определении основных факторов, влияющих на развитие отелей [1].
Результаты и обсуждения
В процессе исследования социологический опрос был проведен в следующих отелях города Астана:
- Alanda, Алматинский район, проспект Тауелсиздик, 33.
- Ibis, Алматинский район, проспект Тауелсиздик, 38.
- KEL inn, Алматинский район, проспект Шакарим Кудайбердыулы, 26.
- Гостиница Азамат, Алматинский район, проспект Шакарим Кудайбердыулы, 7.
- Ncity Hotel, Есильский район, улица Сарайшык, 40.
- Пекин Палас Soluxe Hotel Astana, Есильский район, улица Сыганак, 64/1.
- Sheraton Astana Hotel, Есильский район, улица Сыганак, 60/1.
- Hilton Garden Inn Astana, район Нура, проспект Кабанбай батыр, 15.
Социологические исследования велись с помощью «Анкеты-интервью», включающей в себя 15 вопросов. Анкета состоит из следующих разделов: частота пребывания в гостиницах одной и той же семьи (рисунок 1), характеристика номерного фонда и степень удовлетворенности условиями (рисунок 2), причины неудовлетворенности (рисунок 3) и общие вопросы.
Рисунок 1. Годовая заселяемость (в % от опрошенных) [материал автора].
Оценивая текущую ситуацию в Астане, важно отметить неудовлетворенность посетителей гостиниц развитием социальной сферы, а также отсутствием условий для отличного время пребывания, связанных с ценами номерного фонда, медицинским обслуживанием, общественным предоставлением услуг и культурные потребности - все это влечет за собой не рентабельность отелей [2].
Рисунок 2. Степень удовлетворенности условиями отелей (в % от опрошенных) [материал автора].
В результате проведенного социологического исследования выявлено несколько групп интересов посетителей отелей, важнейшими из которых являются:
- наличие рекреационных зон;
- экономическая доступность;
- наличие зон для досуга детей;
- уровень быта и благоустройство зоны отеля;
- медицинское обслуживание;
- удовлетворение культурных потребностей, отдых и спорт;
- комфортабельность;
- удобное месторасположение.
Рисунок 3. Причины неудовлетворенности (в % от опрошенных) [материал автора].
В результате рассмотрения факторов, влияющих на повышения уровня отелей, можно сделать вывод, что существенную роль в его росте играет социальный фактор. Большее значение приобретает архитектурный фактор и рекреационные соображения; более заметным становится переход к интегрированным трансформируемым формам номерного фонда отелей. В результате историческая структура расположения, а также ее территориальная организация отражают современного социально-экономического положения [3].
Наличие комфортабельных и благоприятных условий, а также наличие мест рекреационных зон резко повышают социальный престиж отеля, что было установлено по результатам выездных обследований и социологического опроса жителей в отелях с более высоким уровнем, благоустроенного номерного фонда, пространств культурно-бытового назначения и здравоохранения. Кроме того, отели становятся все более привлекательными за счет непосредственной связи с природой, пешеходной доступности ко всем составляющим элементам городской структуры, приемлемых санитарно-гигиенических и экологических условий. Все это обуславливает необходимость разработки архитектурно-планировочной структуры, отражающей все преимущества жизни с учетом плотности и этажности, а также степени благоустройства и обслуживания отеля [4].
Исследование показывает, что локации отелей, а также их архитектурно-планировочная структура должны соответствовать следующим критериям:
- эстетическим.
- социально-экономическим.
- организационно-функциональным.
- Социально-экономические требования должны обеспечивать рентабельность и эффективность организации номерного фонда отеля. К ним относятся:
- обеспечение связи с иными пространствами для нужд жителей (торгово-развлекательными, оздоровительными и т.п.);
- наличие коммуникаций на высшем уровне (транспорт, водоснабжение).
- Эстетические:
- функциональная организация территории отелей;
- формирование благоприятной планировочной структуры с учетом ряда факторов (необходимая территория, транспортное сообщение, озеленение территории и др.);
- создание комфортной среды проживания;
- -проработать детально внешний облик здания.
- Организационно-функциональные:
- создание динамических контуров, решение выразительного въезда в отель, общественные пространства, формирование рекреационных зон на территории;
- организация взаимодействия с другими объектами нужды жителей;
- территориальное устройство в соответствии с функциональными требованиями.
В настоящее время ключевой задачей является создание единого материала для создания разных типов отелей с учетом трансформируемых апартаментов под индивидуальные жилые ячейки. Развитие отелей и проработка внешнего облика, а также внедрение отелей в населенных пунктах и развитие инфраструктуры [5].
Заключение
В результате проведенного социологического исследования был сделан вывод о том, что деятельность, происходящая в городе Астана, не способствует росту отелей в целом.
В настоящее время требуется творческий подход к развитию отелей, который охватывает все области экономических, социальных, структурных и планировочных аспектов проектирования.
Изменения в плане социальной-доступности:
- создание новых сетей гостиниц с рассмотрением основных критериев для проектирования;
- максимальное использование пространств при планировании;
- влияние интеграции номерного фонда с жилой ячейкой.
В архитектурно-планировочной сфере:
- значительное использование всей территории отеля во благо жителей;
- внедрение трансформируемых ячеек жилой структуры;
- рост роли отелей путем создания хороших условий.
Список литературы
- Ольхова А.П. Гостиницы. – Москва: Стройиздат, 1983, – 175 с.
- Лоусон Ф. Отель: планирование, дизайн и реконструкция Технологический университет Далянь. – Далянь, 2003.
- Мержиевская Н.Ю. Архитектурно-планировочная реорганизация гостиниц 4-5 звезд в исторических зданиях центра города (на примере г. Одесса): дис. канд. арх: 18.00.02 / Н.Ю. Мержиевская. – Киев. КНУСА, 2013. – 196 с.
- Веркалец И.М. Принципы и методы архитектурно-планировочной организации рекреационных ландшафтов с учетом эстетики природной окружающей среды // Architecture and Modern Information Technologies. – 2014. – № 1 (26) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2014/1kvart14/verkalets/abstract.php.
- Панченко Т.Ф. Туристическая среда: архитектура, природа, инфраструктура: монография». – Киев: 2009. – 176 с.