УДК: 72; 728.51

Социально-архитектурные аспекты как фактор повышения уровня отелей по результатам социологического опроса

Черныш Наталья Алексеевна – кандидат архитектуры, доцент Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан

Дарибай Ардак Смагулулы – магистрант Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: Целью работы является определение социально-архитектурных аспектов, влияющих на уровень комфортабельности отелей в городе Астана. В процессе проведения исследования были решены следующие вопросы: выявлены основные группы интересов посетителей отеля; выявлены основные принципы формирования; выявлены основные аспекты повышения уровня. Среди различных специально построенных сооружений, которые постоянно нужны обществу, здания гостиниц занимают особое место. Их форма менялась на протяжении веков, но характер и суть оставались неизменными. Развитие архитектурной формы гостиницы демонстрирует тесную связь между этим типом здания и развитием общественной жизни. В период расцвета создавались сложные, богатые по форме здания; в периоды застоя примитивная хижина была почти единственной формой. Необходимо подчеркнуть, что в целях развития гостиничного фонда на территории города Астана и в целом всех регионов Казахстана в частности необходима комплексная программа развития гостиниц республики. В этом смысле важнейшей целью реорганизации отелей является устранение социально-экономических и внутренних различий между отелями. Коренные изменения в процессе формирования гостиниц, ориентированных на социально-архитектурную часть, а также принципиально новая методология являются практическими аспектами этой проблемы.

Ключевые слова: анкетирование, инфраструктура, условия, социально-экономическая доступность, потребности, комфортабельность, социальный опрос, территория рекреации, функциональная потребность, месторасположение.

Материалы и методы

Методологической основой исследования является комплексное изучение существующих отелей города Астана. Комплексность исследования учитывает следующие этапы:

  • натурные исследования;
  • социологические исследования;
  • выявление прогрессивных критериев развития отелей.

В процессе натурного исследования было посещено более 12 отелей города Астана с фотофиксацией и сбором статистического материала.

Социологические исследования проводились в 8 отелях города Астана в виде опроса и анкетирования населения и персонала отелей. Для опроса населения и персонала были разработаны два типа анкет, включающих социально-архитектурные аспекты развития отелей. В общей сложности было опрошено около 120 человек. Метод выявления прогрессивных критериев развития современных отелей использовался на завершающем этапе при определении основных факторов, влияющих на развитие отелей [1].

Результаты и обсуждения

В процессе исследования социологический опрос был проведен в следующих отелях города Астана:

  1. Alanda, Алматинский район, проспект Тауелсиздик, 33.
  2. Ibis, Алматинский район, проспект Тауелсиздик, 38.
  3. KEL inn, Алматинский район, проспект Шакарим Кудайбердыулы, 26.
  4. Гостиница Азамат, Алматинский район, проспект Шакарим Кудайбердыулы, 7.
  5. Ncity Hotel, Есильский район, улица Сарайшык, 40.
  6. Пекин Палас Soluxe Hotel Astana, Есильский район, улица Сыганак, 64/1.
  7. Sheraton Astana Hotel, Есильский район, улица Сыганак, 60/1.
  8. Hilton Garden Inn Astana, район Нура, проспект Кабанбай батыр, 15.

Социологические исследования велись с помощью «Анкеты-интервью», включающей в себя 15 вопросов. Анкета состоит из следующих разделов: частота пребывания в гостиницах одной и той же семьи (рисунок 1), характеристика номерного фонда и степень удовлетворенности условиями (рисунок 2), причины неудовлетворенности (рисунок 3) и общие вопросы.

image001

Рисунок 1. Годовая заселяемость (в % от опрошенных) [материал автора].

Оценивая текущую ситуацию в Астане, важно отметить неудовлетворенность посетителей гостиниц развитием социальной сферы, а также отсутствием условий для отличного время пребывания, связанных с ценами номерного фонда, медицинским обслуживанием, общественным предоставлением услуг и культурные потребности - все это влечет за собой не рентабельность отелей [2].

image002

Рисунок 2. Степень удовлетворенности условиями отелей (в % от опрошенных) [материал автора].

В результате проведенного социологического исследования выявлено несколько групп интересов посетителей отелей, важнейшими из которых являются:

  • наличие рекреационных зон;
  • экономическая доступность;
  • наличие зон для досуга детей;
  • уровень быта и благоустройство зоны отеля;
  • медицинское обслуживание;
  • удовлетворение культурных потребностей, отдых и спорт;
  • комфортабельность;
  • удобное месторасположение.

image003

Рисунок 3. Причины неудовлетворенности (в % от опрошенных) [материал автора].

В результате рассмотрения факторов, влияющих на повышения уровня отелей, можно сделать вывод, что существенную роль в его росте играет социальный фактор. Большее значение приобретает архитектурный фактор и рекреационные соображения; более заметным становится переход к интегрированным трансформируемым формам номерного фонда отелей. В результате историческая структура расположения, а также ее территориальная организация отражают современного социально-экономического положения [3].

Наличие комфортабельных и благоприятных условий, а также наличие мест рекреационных зон резко повышают социальный престиж отеля, что было установлено по результатам выездных обследований и социологического опроса жителей в отелях с более высоким уровнем, благоустроенного номерного фонда, пространств культурно-бытового назначения и здравоохранения. Кроме того, отели становятся все более привлекательными за счет непосредственной связи с природой, пешеходной доступности ко всем составляющим элементам городской структуры, приемлемых санитарно-гигиенических и экологических условий. Все это обуславливает необходимость разработки архитектурно-планировочной структуры, отражающей все преимущества жизни с учетом плотности и этажности, а также степени благоустройства и обслуживания отеля [4].

Исследование показывает, что локации отелей, а также их архитектурно-планировочная структура должны соответствовать следующим критериям:

  • эстетическим.
  • социально-экономическим.
  • организационно-функциональным.
  1. Социально-экономические требования должны обеспечивать рентабельность и эффективность организации номерного фонда отеля. К ним относятся:
  • обеспечение связи с иными пространствами для нужд жителей (торгово-развлекательными, оздоровительными и т.п.);
  • наличие коммуникаций на высшем уровне (транспорт, водоснабжение).
  1. Эстетические:
  • функциональная организация территории отелей;
  • формирование благоприятной планировочной структуры с учетом ряда факторов (необходимая территория, транспортное сообщение, озеленение территории и др.);
  • создание комфортной среды проживания;
  • -проработать детально внешний облик здания.
  1. Организационно-функциональные:
  • создание динамических контуров, решение выразительного въезда в отель, общественные пространства, формирование рекреационных зон на территории;
  • организация взаимодействия с другими объектами нужды жителей;
  • территориальное устройство в соответствии с функциональными требованиями.

В настоящее время ключевой задачей является создание единого материала для создания разных типов отелей с учетом трансформируемых апартаментов под индивидуальные жилые ячейки. Развитие отелей и проработка внешнего облика, а также внедрение отелей в населенных пунктах и развитие инфраструктуры [5].

Заключение

В результате проведенного социологического исследования был сделан вывод о том, что деятельность, происходящая в городе Астана, не способствует росту отелей в целом.

В настоящее время требуется творческий подход к развитию отелей, который охватывает все области экономических, социальных, структурных и планировочных аспектов проектирования.

Изменения в плане социальной-доступности:

  • создание новых сетей гостиниц с рассмотрением основных критериев для проектирования;
  • максимальное использование пространств при планировании;
  • влияние интеграции номерного фонда с жилой ячейкой.

В архитектурно-планировочной сфере:

  • значительное использование всей территории отеля во благо жителей;
  • внедрение трансформируемых ячеек жилой структуры;
  • рост роли отелей путем создания хороших условий.

Список литературы

  1. Ольхова А.П. Гостиницы. – Москва: Стройиздат, 1983, – 175 с.
  2. Лоусон Ф. Отель: планирование, дизайн и реконструкция Технологический университет Далянь. – Далянь, 2003.
  3. Мержиевская Н.Ю. Архитектурно-планировочная реорганизация гостиниц 4-5 звезд в исторических зданиях центра города (на примере г. Одесса): дис. канд. арх: 18.00.02 / Н.Ю. Мержиевская. – Киев. КНУСА, 2013. – 196 с.
  4. Веркалец И.М. Принципы и методы архитектурно-планировочной организации рекреационных ландшафтов с учетом эстетики природной окружающей среды // Architecture and Modern Information Technologies. – 2014. – № 1 (26) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2014/1kvart14/verkalets/abstract.php.
  5. Панченко Т.Ф. Туристическая среда: архитектура, природа, инфраструктура: монография». – Киев: 2009. – 176 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: