УДК 316

Этапы развития социологии

Ли Ино – бакалавр Китайского университета нефти.

Аннотация: В статье обосновываются комплексные критерии периодизации истории социологии, включающие временные, пространственные и содержательные (в том числе личностные) характеристики каждого этапа социологического развития. Рассматривается классический этап развития социологии (с 30-х годов 19 века до 10-20-х годов 20 века) с выделением раннего и позднего периодов. Раскрываются особенности развития социологии современного этапа (с 1920-х годов по настоящее время). В рамках современного этапа характеризуются четыре периода: 20-30-е годы, 40-60-е годы, 70-е годы, первая половина 80-х годов, вторая половина 80-х годов, начало 21 века.

Ключевые слова: периодизация, история социологии, классический этап, современный этап.

История социологии является важной частью социологической науки и вместе с социологической теорией и методологией образует полный корпус социологического знания. В современном виде историю социологии можно разделить на доктринальную историю, которая фокусируется на общих закономерностях развития теорий, идей и доктрин социологического понимания с интеллектуальной точки зрения, и страноведческую историю, которая фокусируется на состоянии социологических исследований и их развитии в различных регионах и народах с точки зрения хронологии событий. Последняя фокусируется на состоянии социологических исследований и их развитии в разных регионах и у разных народов с точки зрения хронологии событий [1]. В международном академическом сообществе принято считать французского философа-позитивиста А. Конта тезкой термина "социология" и основателем дисциплины. Период от публикации "Курса позитивистской философии" Комте в 1830-х годах до возникновения различных позитивистских социологий в Европе во второй половине девятнадцатого века, таким образом, называется периодом основания социологии. Дюркгейма "Теория общественного разделения труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Трактат о самоубийстве" (1897) и "Элементарные формы религиозной жизни" (1912), которые заложили основу социологической теории и методологии; развитие эмпирических социологических исследований в США в 1920-1930-х годах положило начало развитию прикладной социологии и заложило основу современной социологии. как теоретических, так и прикладных исследований, институционализировав социологические исследования. Период после Второй мировой войны стал периодом современного развития социологии. Кроме того, философские взгляды, этические и политические размышления по социальным вопросам двух поколений мыслителей до Комте можно также назвать доисторическим периодом социологии, который обеспечил богатую интеллектуальную подпитку и непосредственное вдохновение для возникновения социологии в различных аспектах [2].

За 150 лет своего развития с момента возникновения в 1830-х годах социология сформировалась из широкого спектра теорий, доктрин и школ мысли. Они отражают траекторию человеческого исследования и размышления о сложных и постоянно меняющихся социальных явлениях и представляют собой результаты социологического понимания на разных этапах развития. Среди этих теоретических перспектив некоторые канули в Лету, некоторые постепенно теряют свою полезность, а другие прошли проверку социальной практикой и оказались более правдивыми, постоянно совершенствуются и развиваются, и являются мощным оружием для людей в понимании и изменении общества. Эти теоретические взгляды неоднократно аргументировались социологическими мыслителями и прямо или косвенно связаны со многими современными социологическими теориями с различных точек зрения, характерных для социальной жизни, а также сознательно или бессознательно применяются в практической работе большинством социологов. Если эти теоретические взгляды упорядочить, классифицировать и обобщить, то можно вывести следующие взгляды на социальную жизнь: Дихотомия структура-процесс, т.е. взгляд на сопримативное и эфемерное. Это основная дихотомия, которой придерживаются социологи с тех пор, как Конт разделил социологию на социальную статику и социальную динамику. Взаимосвязь между индивидом и обществом. Ранние дебаты между социальным номинализмом и социальным реализмом, а также современные дебаты между социальным атомизмом и социальным холизмом – все они проистекают из различного понимания и интерпретации этой взаимосвязи, и влияние этого идеологического разделения все еще можно увидеть в современном противостоянии между микро-социологией и макро-социологией [3]. Предпосылка равновесия-конфликта является предпосылкой. Она определяет различное отношение к интеграции и дифференциации социальных структур и функций и к управлению обществом, причем теория социального равновесия и теория конфликта являются ее современными образцами, а теория социальных систем – ее интегрированной формой. Теоретические размышления и дебаты вокруг этих трех пар противоположных категорий составляют основные элементы различных школ и доктрин в истории социологии. Они одновременно являются объектом социологического исследования и по существу определяют различие между социологией и другими науками.

История возникновения и развития социологии как самостоятельной эмпирической науки в Европе и США и других странах. Развитие социологии на Западе можно в общих чертах разделить на три относительно независимые, но взаимосвязанные фазы, а именно: фаза основания с 1830-х годов до Первой мировой войны, фаза институционализированного развития во время двух мировых войн и фаза современного развития после Второй мировой войны [4].

В конце XIX века социология распространилась в США и в сочетании с прагматической тенденцией в Соединенных Штатах постепенно сместилась в сторону прикладных исследований, которые перенимали передовые техники и методы естественных наук, стремились к точному измерению социальных явлений и фокусировались на решении практических социальных проблем. В 1892 году А.В. Смолл стал инициатором создания первой кафедры социологии в Чикагском университете, а в 1895 году он основал Американский социологический журнал. В 1920-х годах Чикагская школа в лице Р.Э. Паркера провела множество эмпирических исследований проблем урбанизации, иммиграции, расовых конфликтов, нищенства и преступности в США, что сделало социологию эффективной в решении практических социальных проблем. Сотрудничество В.И. Томаса и Ф.В. Знанецкого, которые использовали метод исследования, похожий на экспериментальный процесс естественных наук, для изучения положения польских фермеров в Европе и США, стало образцом научного метода сбора и анализа данных в социологии.

Общепризнано, что социология является эмпирической наукой, основанной на прикладных исследованиях. В построении дисциплины сочетание прикладных и теоретических исследований доказало свою эффективность в послевоенной практике социологии во всем мире и является надежным способом содействия здоровому развитию дисциплины.

Дебаты между натуралистами и гуманистами, берущие начало в классической социологической теории, стали более интенсивными с точки зрения теории и методологии и охватывают все более широкий и глубокий спектр содержания. В ходе теоретических и практических дебатов растет консенсус в отношении того, что объект социологического исследования – это сложная, изменчивая и многомерная структура, и что одномерный солипсизм позитивизма и субъективизма и различные формы редукционистских взглядов в социологическом понимании все больше отвергаются. Доминирование позитивизма в социологическом развитии на ранних и средних этапах карьеры пошло на убыль, и наблюдается относительный рост гуманистических тенденций в современной социологической теории. В свете реалий современного социального развития теоретическое и практическое исследование разрушения традиционной дихотомии "действие-порядок" с использованием сильных сторон всех пионерских мыслителей стало важным вопросом современного теоретического синтеза и привлекает все больше внимания и обсуждений со стороны ученых; работы Маркса, Дюркгейма и Вебера, представителей трех основных традиций в социологической мысли, получили широкое внимание. внимание.

В развивающихся странах для изучения и освоения социологических знаний и более эффективного служения развитию собственного народа необходимо решить проблему сочетания теорий и концепций, заимствованных из западной культуры, с социальной реальностью собственных регионов и народов. В более широком смысле, развитие социологии в настоящее время также сталкивается с серьезной проблемой сочетания универсальных общих принципов, категорий и концепций со сравнительным изучением мультикультурного фона различных народов мира, т.е. с проблемой "локализации" социологии, которая в настоящее время привлекает широкое внимание [5].

Список литературы

  1. Новикова С. С. История развития социологии в России. – 1996.
  2. Романовский Н. В. О современном этапе развития социологии //Социологические исследования. – 2007. – №. 1. – С. 22-31.
  3. Шураева Л. Ю. Развитие цифровой социологии в современной науке //Вестник университета. – 2020. – №. 3. – С. 174-177.
  4. Елисеев С. Политическая социология. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – Litres, 2022.
  5. Бабосов Е. и др. Социология. – Litres, 2021.

Интересная статья? Поделись ей с другими: