УДК 316

Причины и предпосылки социально-экономической социалистической модернизации

Ван Ханьшо – бакалавр Томского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: Во всех странах модернизация состоит из двух измерений: трансформации и развития: замена традиционных обществ открытыми, цивилизованными современными обществами, а также повышение уровня доходов населения и общей национальной мощи страны. Как трансформация, так и развитие могут быть взаимоисключающими, а для стран, находящихся на поздней стадии развития, проблемы, связанные с ними, еще более серьезны.

Ключевые слова: Китай, модернизация, экономика, причины.

Китай начал свой путь модернизации в 1860 году. Последним крупным влиянием иностранной культуры было внедрение буддизма, на полное усвоение которого ушло более тысячи лет – от династии Хань до династии Сун. [1]

Внешняя политика дала Китаю самый большой флот в Азии – Бэйянскую морскую дивизию. А поражение в китайско-японской войне заставило образованных людей понять, что одними технологиями не обойтись. Однако реставрация Юань Шикая, правление военачальников и гнет великих держав не позволили Китаю выделиться как нация в мире. [2] Победа Октябрьской революции в России заставила их осознать, что пролетарская революция может обеспечить целостное и фундаментальное решение для построения сильного Китая. После образования Китайской Народной Республики Коммунистическая партия Китая повела народ на социалистическую революцию, провела социалистические преобразования и создала новую социалистическую культуру, что значительно продвинуло процесс модернизации в Китае. [3]

Социалистическая революция, которая значительно продвинула процесс модернизации в Китае. В этом процессе большое значение имела земельная реформа.

Старые земельные отношения создавали своего рода личную зависимость, а одним из объектов модернизации является разрушение всех видов политических, социальных и экономических личных зависимостей. Поэтому демонтаж старых аграрных отношений был важнейшим шагом в модернизации аграрных обществ. [4]

После выхода стран Латинской Америки из-под колониального господства проблема чрезмерной концентрации земли не была решена, и власть крупных землевладельцев, таких как владельцы больших поместий, оставалась сильной, что серьезно тормозило развитие этих стран. Земельная реформа в Китае полностью разрушила феодальную систему землевладения и сыграла решающую роль в увеличении производства продовольствия и содействии модернизации и преобразованиям.

Эмансипация женщин также способствовала процессу модернизации. В традиционных обществах статус женщин был очень низким. Большинство стран предоставили женщинам право голоса только после Первой мировой войны. Коммунистическая партия Китая придавала большое значение эмансипации женщин с самого начала своего существования. После основания Китайской Народной Республики и до обнародования Конституции в стране был принят Закон о браке Китайской Народной Республики, который отменил плохие обычаи и институты, которые раньше связывали женщин. Сегодня уровень участия женщин в рабочей силе в Китае поддерживается на уровне более 60%, что намного выше среднемирового показателя в 50%.

Построение новой социалистической культуры имеет огромное значение для модернизации. Как отметил Фэй Сяотун, социальные отношения китайцев подобны камню, брошенному в пруд, который создает рябь, причем отдельные люди находятся в центре, а другие, как рябь, распространяются вокруг них в зависимости от близости географических и кровных связей. На Западе, с другой стороны, религия занимает центральное место в жизни людей, и люди связаны своими религиозными убеждениями и более склонны формировать чувство общности в государстве чужих людей.

Поэтому одной из главных задач модернизации Китая является формирование политической идентичности китайского народа. Организация партии охватила все слои общества, вовлекая каждого китайца в процесс модернизации и революционизируя структуру и функционирование китайского общества на низовом уровне. На этой основе партия еще больше укрепила политическую идентичность народа с государством с помощью различных форм пропаганды, образования и литературного творчества. [5]

После образования Китайской Народной Республики партия объединила народ в социалистической революции и встала на путь индустриализации с передовой тяжелой промышленностью. Одной из причин этого было то, что для того, чтобы избежать ситуации, когда нас будут бить, если мы отстанем, мы должны были построить собственную промышленную систему. Во-вторых, из-за неблагоприятной международной обстановки Китай принял политику "падения на сторону социализма" и принял помощь Советского Союза в строительстве индустриализации. В-третьих, популярный международный совет развивающимся странам заключался в проведении политики импортозамещения.

Улучшение качества жизни населения является краеугольным камнем модернизации. Содействуя экономическому развитию, партия также сосредоточилась на всеобщем образовании и улучшении здоровья населения. Государство уделяло особое внимание всеобщему образованию среди населения, тем самым повышая образовательную мобильность между поколениями. Система базового здравоохранения, основанная на народных коммунах, сделала базовое медицинское обслуживание доступным для всего населения и снизила младенческую смертность; патриотические кампании по охране здоровья и вакцинация устранили многие инфекционные заболевания, и продолжительность жизни населения страны неуклонно росла.

Социалистическая революция молниеносно преобразовала Китай, ввергнув его в исторический процесс социалистической модернизации. Революция подготовила почву для строительства, и Китай достиг высокого уровня социального и политического равенства и более высокого уровня национальной политической идентичности среди населения.

После третьего пленума одиннадцатого Центрального комитета партии партия перенесла акцент на экономическое строительство, и социалистическая модернизация смогла быстро развиваться. Партия объединила лучшие традиции китайской культуры – прагматизм, добродетель и рыночную экономику – с марксистской теорией и практикой социалистической модернизации, заложив основу для экономического взлета, последовавшего за реформой и открытием.

Одной из отличительных черт китайской культуры является прагматизм. Прагматизм начинается с конца, и "теория кошки" Дэн Сяопина является наглядным описанием этого принципа. Прагматизм означает, что истина вырабатывается на практике и что практика является единственным критерием проверки истины. "Слово "практика" в английском языке обычно переводится как "Practice", что не совсем точно. Китайское слово "практика" охватывает цикл "исследовать – строить теорию – применять – исследовать", которому нет эквивалента в английском языке.

Прагматизм открыл дверь и привел в движение процесс реформ. Будь то сельская реформа, реформа государственных предприятий или реформа цен, все они были продуктом практики социалистической модернизации. Дэн Сяопин "непротивление" привел партию к философии действий, ориентированной на результат.

Партия унаследовала традицию отбора добродетельных людей в период реформ и открытости. С начала 1980-х годов, когда было предложено, что кадры должны быть "революционными, молодыми, знающими и профессиональными", партия придавала большое значение подготовке и отбору кадров, что соответствует принципу отбора лучших. Как принцип отбора кадров, он имеет большое теоретическое и практическое значение. Коммунистическая партия Китая состоит из передовых представителей народа, и принцип, которому она следует, – это принцип отбора добродетельных.

Рыночная экономика имеет давние традиции в Китае. Дэн Сяопин говорил, что рыночная экономика не является уникальной для капитализма. На самом деле, Китай завершил строительство рыночной экономики еще во времена династии Северная Сун. Была установлена частная собственность на землю, высоко развиты торговля, промышленность и товарная экономика, даже были изобретены бумажные деньги и торговля ценными бумагами. Внедрение рыночной экономики в Китае после реформы и открытия страны было, с одной стороны, опытом Запада, а с другой стороны, в значительной степени характеризовалось ярко выраженными китайскими чертами.

Список литературы

  1. Ештокин С. В. Переход современных развитых и развивающихся стран к киберэкономике в процессе цифровой модернизации: предпосылки и тенденции //Экономика и социум: современные модели развития. – 2020. – Т. 10. – №. – С. 257-270.
  2. Коледенкова Н. Н. Ежегодная научная конференция Центра социально-экономических исследований Китая ИДВ РАН" 40 лет экономических реформ в КНР" //Проблемы Дальнего Востока. – 2019. – №. – С. 178-185.
  3. Алдашев А. О., Калаганова Н. К. Зарубежный опыт модернизации социально-экономических систем //Баишев университетінің хабаршысы ғылыми журналы. – С. 20.
  4. Грибова Н. В. Финансовая составляющая экономической модернизации Китая //Проблемы национальной стратегии. – 2019. – №. 6. – С. 194-216.
  5. Жилкибаев С. Н. Уроки КНР для СССР 2.0: левый дискурс //Между перспективами новых идентичностей и вызовами войн памяти. Часть I: Материалы международной научной конференции аспирантов и студентов. – 2021. – С. 36.

Интересная статья? Поделись ей с другими: