УДК 159.9

Социально–психологические особенности наркозависимых

Ахмедов Кирилл Вячеславович – студент магистратуры по направлению “Психология” Российского государственного социального университета.

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме социально–психоло­гического анализа наркотической зависимости мужского населения. Рассмот­рены ведущие социальные, экономические, культурные и личностные факторы, обусловливающие нарастание наркоманизации. Проанализированы психологи­ческих особенности лиц, зависимых от психоактивных веществ и выявлены причины криминализации наркоманов.

Ключевые слова: аддикция, психологическая наркозависимость, делинквентная личность, психические состояния, наркозависимая личность.

Отмечается значительный рост числа лиц, зависимых от психоактивных веществ (далее – ПАВ), особенно среди молодежи. Одной из причин этого яв­ления выступает политическая и социально–экономическая нестабильность общества, что обусловливает сложности социально–психологической адаптации многих людей. В свою очередь, социальная дезадаптация значительной части населения провоцирует рост потребления психоактивных веществ, чему способствует развитие химических технологий и наводнения рынка новыми психоактивными стимуляторами, которые находятся в широкой доступности.

Типологии наркоманов разработаны с учетом множества факторов, но наибольший интерес для нас представляет типология, основанная на стаже употребления:

Начинающий потребитель наркотических средств (16,5 %). В подав­ляющем большинстве случаев это подростки и молодые люди, которые только что начали употреблять наркотики или употребляют их непродолжительное время. Наркотики им нужны от случая к случаю, в небольших количествах. Как правило, у них сохранены социально значимые связи; деньги для приобретения наркотиков добыты непреступным путем. Употребление наркотиков обычно начинают из любопытства (спорадическое употребление) и с внешне безобид­ного курения, в дальнейшем многие быстро приобщаются к употреблению иных групп нарковеществ, что ведёт к быстрой деградации личности (в 15–20 раз быстрее, чем алкоголь).

Однако потребитель сохраняет критичность мышления и волевой контроль над своими эмоциями, стремлениями и полагает, что сможет справиться с пагубным пристрастием, как только почувствует симптомы формирования зависимости.

В этот период зарождаются контакты со средой наркоманов, появляется тенденция приобщения к противоправной и криминальной деятельности – эпизодическое приобретение (перевозка, хранение) наркотиков для личного по­требления.

Толерантный наркоман (38,1%) характеризуется тем, что жизнедея­тельность его организма поддерживается на определенном уровне лишь при условии приема дозы наркотического средства. Контроль и критика у него существенно снижаются, он пытается найти какие–либо оправдания своему поведению, но, недостигая душевного равновесия, прибегает к наркотику. Он теряет интерес к работе, учебе, всем социально–полезным занятиям. Связи в среде наркоманов укрепляются, а позитивные связи с семьей, трудовом либо учебном коллективе, наоборот снижаются. Криминализация толерантного наркомана уже неизбежна, он совершает кражи в семье, у соседей, друзей.

Активный наркоман (36,3%) уже стремится только к приобретению и приему наркотика, разрывая все социальные связи. Возникающие финансовые трудности, толкают наркомана на совершение имущественных преступлений (кражи, грабежи, разбои), насильственных действий в отношении лиц, владею­щих наркотиками, близких, знакомых и посторонних. Он активно вовлекает но­вых лиц в употребление наркотиков. Сексуальные потребности побуждают его к насильственным действиям сексуального характера.

Злостному наркоману (9,1%) свойственны полная и всесторонняя деградация личности, снижение витальных функций, вплоть до суицидальных мыслей. Дозы потребляемого препарата становятся критичными, так как необ­ходимы для избавления от мук абстинентого синдрома. В период «ломки» нар­коман социально опасен, способен на любое насильственное действие [5].

Обычно на этой стадии самостоятельный выход из стадии разрушения не возможен, наркоман нуждается в лечении и в изоляции от источника получения наркотика. Именно данное положение наркомана в социуме зачастую провоцируется его стигматизированностью в обществе, которое отвергает его и не прилагает никаких усилий для действенной помощи.

Известно, что лица, злоупотребляющие наркотическими средствами, обладают повышенной виктимностью, часто сами пополняют ряды жертв преступ­лений различной степени тяжести. Виктимное поведение наркоманов обуслов­лено их стилем жизни в кругу наркоманов, наркодельцов, правонарушителей и иных аддиктов и делинквентов. Социальная изоляция наркоманов, их стигматизация социумом становится часто и причиной виктимизации [3].

О том, что именно представляет собой зависимость, говорить сложно, так как наркомания как антисоциальное явление можно рассматривать и с медицинской, и с психиатрической, и с криминологической точек зрения.

И, если с медицинской точки зрения, наркомания – это болезнь, которая в большинстве случаев приводит к летальному исходу, то, с психиатрической – это латентный суицид, а с криминологической – социальное бедствие, отяг­чающее криминальную обстановку.

Можно сформулировать следующие психологические особенности зависимых от ПАВ:

  • неустойчивость, слабость нервной системы;
  • слабость волевой сферы, стремление получить удовольствие, не прила­гая усилий;
  • затруднения в коммуникации и эффективной интеракции;
  • не возможность профессиональной и личностной самореализации;
  • отсутствие социальной поддержки, семейное неблагополучие, про­граммирующее на негативный жизненный сценарий;
  • высокая переносимость ПАВ;
  • агрессивное поведение;
  • акцентуации характера;
  • несформированность увлечений;
  • отсутствие контроля над личной жизнью;
  • низкий уровень интеллекта, профессиональной компетентности;
  • изменение личных качеств (гнев, агрессивность, ненависть к себе);
  • личностная инфантильность;
  • высокий уровень тревожности;
  • невротические черты личности;
  • утрата смысла и цели жизни.

Итак, социально–психологические особенности лиц, принимающих ПАВ, связаны с распадом мотивационной, эмоциональной и личностной сферы, что выражается в серьезных нарушениях здоровья, снижении социальной активности, игнорировании профессиональных обязанностей, ухудшении отношений с окружающими, ухудшении отношений в семье, а также полной подчиненности интересов употреблением наркотиков.

Известно, что человек должен расти, проявлять себя и, если эта тенденция подавляется, энергия, направленная к жизни, подвергается распаду и пре – вращается в разрушительную. В современном информационно насыщенном обществе индивида часто снабжают готовыми моделями мышления и поведения, они легко усваиваются как стереотипы и создают временную иллюзию смысла жизни. Однако, не обладая субъективным значением, внешние стерео – типы постепенно утрачивают свою силу и заменяются индивидом иными иллюзиями, порождениями деструкции. Объяснение данному явлению можно почерпнуть в культурной концепции Фрейда, утверждающей, что между культурой и человеком всегда существует конфликт, так как человек стремится к отдельному эгоистическому счастью, а культура к объединению людей.

Разрешая противоречие, человек приобретает склонность к агрессии, которая становится постепенно влечением, разрушающим общество и, поэтому, подавляется культурными запретами. Учитывая, что каждый человек стремится к счастью, которое, созидательно по своей сути, и переживаемо посредством чув­ства наслаждения, только развитием культуры индивида можно побудить у него чувство вины и страха, порождающее тенденцию к самоконтролю.

Список литературы

  1. Бруснева В. В., Бруснев Л. А., Горбунова В. В. Проблемы совершенст­вования наркомании в молодежной среде // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3.
  2. Вязовова Н. В., Толстошеина В. М. Роль стигматизации в процессе идентификации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Мос­ковского государственного гуманитарно–экономического института. № 4 (16). 2020. С. 63–71.
  3. Емельянов И. Л. Виктимность и виктимизация: понятие, виды, пробле­мы профилактики // Вестник Кузбасского института. 2019. №. 4 (12). С. 128–137.
  4. Кульчицкий В. Психофизиологические аспекты наркоманов в период ресоциализации до ремиссии : Пилотное исследование // Studiapsychologica. 2019.
  5. Токолова А. Ю., Наумочкина О. А. Особенности личности преступника-наркомана // Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы. 2021. С. 425–428.

Интересная статья? Поделись ей с другими: