УДК 612.821.33

Тревога и депрессия у студентов колледжа

Брелякова Вероника Юрьевна – студентка Педиатрического факультета Ижевской государственной медицинской академии Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Малкова Алла Аркадьевна – кандидат медицинских наук, ассистент Ижевской государственной медицинской академии Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматривается ситуация развития тревожных и депрессивных расстройств у студентов в возрасте от 16 до 18 лет в одном из российских колледжей. Оценка психоэмоционального состояния респондентов проводилась на основе анонимного анкетирования посредством заполнения опросников и интерпретации результатов с помощью госпитальной шкалы оценки тревоги и депрессии. Подсчитывалась сумма баллов по каждой шкале отдельно шкала «Д» (депрессия) и шкала «Т» (тревога). При подсчёте результатов учитывался суммарный показатель по каждой подшкале , при этом выделялось 3 области его значений: 0-7-норма (отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии),8-10-субклинически выраженная тревога /депрессия, 11 и выше- клинически выраженная тревога/депрессия.

Ключевые слова: тревога, депрессия, психоэмоциональное состояние обучающихся, госпитальная шкала тревоги и депрессии, расстройства тревожного спектра, студенты, колледж.

Актуальность

Расстройства тревожного спектра остаются важнейшей медико-социальной проблемой. Актуальность темы тревожных расстройств обусловлены высокой распространенностью и ранним дебютом заболевания, часто в наиболее активном работоспособном возрасте. Студенты колледжа, страдающие депрессией, чаще думают о прекращении учебы, у них снижена критика к состоянию собственного здоровья, что, отчасти, связано с эмоциональной неустойчивостью организма подростка.

Цель

Определить частоту и степень развития тревоги и депрессии у студентов колледжа.

Задачи

Определить частоту и степень выраженности тревоги и депрессии у студентов колледжа в зависимости от пола, возраста, наличия хронических заболеваний, перенесенного COVID-19 и вакцинирования. 

Материалы и методы

Данные были получены методом статистического анализа анкет 57 студентов колледжа в возрасте от 16 до 18 лет ,16 из которых девочки и 41 мальчики. Оценка данных проводилась с помощью госпитальной шкалы тревоги и депрессии (HADS).

1

Рисунок 1. Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS).

Результаты

Из 57 студентов колледжа 16 человек оказались с симптомами тревоги и 15 человек с симптомами депрессии.

Распределение по полу показало следующие результаты:

  • с симптомами депрессии-10 мальчиков и 5 девочек: 3 девочки и 4 мальчика с клинически выраженной депрессией, с субклинически выраженной депрессией 2 девочки и 6 мальчиков.
  • с симптомами тревоги 9 девочек, трое из которых с умеренной степенью тревоги и 6 с лёгкой степенью тревоги. 1 мальчик с выраженной тревогой, 4- с умеренной степенью тревоги и 2- с лёгкой степенью тревоги.
  • Сочетание тревоги и депрессии выявлено у 7 человек из них 4 девочки и 3 мальчика.

2

Рисунок 2. Диаграмма количество девочек с Т и Д.

3

Рисунок 3. Диаграмма количество мальчиков с Т и Д.

В анкетировании принимали участие студенты, достигшие 18, 17 и 16 лет.

Распределение по возрасту показало следующие результаты:

  • 6 студентов достигли 18 лет и из них 1 человек с лёгкой степенью тревоги и 1 с клинически выраженной депрессией.
  • 22 человека достигли 17 лет, причём у троих студентов субклинически выраженная депрессия, у 3-клинически выраженная депрессия; 1 студент с легкой степенью тревоги, 3- с умеренной степенью , 1 студент - с выраженной тревогой.
  • 16 лет достигли 29 человек: у 4 студентов -субклинически выраженная депрессия, у 3 -клинически выраженная депрессия; у 6 студентов -лёгкая тревога и у 4 студентов -выраженная тревога.
  • Учащихся 16 лет, с тревогой и депрессией 59%, 17 лет-50%, а 18 лет -33%.

4

Рисунок 4. Диграмма количество студентов 16,17 и 18 лет с Т и Д.

Распределение по наличию хронических заболеваний показало следующие результаты:

  • Из 57 студентов колледжа хроническими заболеваниями страдают 15 человек. Лица с хроническими заболеваниями с тревогой и депрессией составили 53%.
  • 2 студента с субклинически выраженной депрессией, 3- с клинически выраженной депрессией; у 3 студентов - лёгкая степень тревоги, у 3 умеренная степень тревоги.

5

Рисунок 5. Диаграмма наличие хронических заболеваний у людей с Т и Д.

Распределение по наличию перенесённого COVID-19:

  • Из 57 студентов колледжа, принявших участие в анкетировании, 2 человека имели подтверждённый COVID-19 и у одного из них клинически выраженная депрессия и умеренная тревога.
  • Два студента получили вакцину "Спутник V" и у одного из них выраженная депрессия и умеренная тревога.

Выводы

Из 57 студентов у 54% были выявлены симптомы тревоги и депрессии. В исследуемой группе установлено 26 человек с отсутствием достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии.У 7 респондентов есть склонность к клинически выраженной депрессии и у 1 к выраженной тревоге. Доля девочек с признаками тревоги и депрессии составила 93%, а мальчиков 48%.Эти результаты могут свидетельствовать о том, что девочки более подвержены тревоге и депрессии. Распределение по возрасту показало следующие результаты, учащихся 16 лет, с тревогой и депрессией 59%, 17 лет-50%, а 18 лет -33%.Соответственно, у студентов в возрасте 16-17 лет тревога и депрессии выражена более значительно. Лица с хроническими заболеваниями с тревогой и депрессией составили 53%.Отмечена прямая корреляция хронической заболеваемости с наличием тревоги и депрессии. Закономерности с наличием вакцины и подтвержденного анализа на COVID-19 обнаружено не было.

Список литературы

  1. Журнал: Профилактическая медицина. 2021;24(7): 43‑49
  2. Задорожная О.В., Кушнерев И.С. Тревожные и депрессивные расстройства у студентов медицинских университетов в контексте особенностей поколения Z // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
  3. Иванец Н. Н., Тюльпин Ю. Г., Чирко В. В., Кинкулькина М. А. Психиатрия и наркология: учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 832 с.
  4. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия. Учебник для медицинских вузов. — М.: МЕДпресс-информ, 2008. — 576 с.
  5. Психиатрия. Национальное руководство / под ред. Т. Б. Дмитриевой. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 624 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: