УДК 343.85

Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы

Биганати Сармат Цезаревич – бакалавр Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы соблюдения прав и свобод несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы. Особое отмечается влияние тюремной среды на социализацию и психологическое состояние несовершеннолетних. При анализе законодательства в сфере исполнения наказания отмечено, что имеется ряд проблем, связанных с размещением несовершеннолетних и влиянию взрослых осужденных, материально-бытовым обеспечением, медико-санитарным обеспечением, а также с удаленностью места заключения от места проживания родных заключенного. Все эти и другие факторы негативно сказываются на физическом, социальном и психологическом состоянии несовершеннолетних. Одной из мер решения данных проблем автор видит в заимствовании зарубежного опыта. Подмечается, что благоприятным вариантом исполнения наказания для несовершеннолетнего является исполнение обязательных работ, так как это исключает фактор социальной изоляции и негативное влияние тюремной среды.

Ключевые слова: несовершеннолетние, права, свобода, осужденный, места лишения свободы, воспитательная колония, законодательство, социализация, тюрьма, ценности.

Правовой статус несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, заключенных под стражу, регламентируется неспециализированным нормативным актом – Федеральным законом от 21 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [3], а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России, утвержденными приказом Минюста России от 12 мая 2000 г. № 148 [9].

Именно от атмосферы, в которой несовершеннолетний осужденный проведет срок своего наказания в виде лишения свободы, в значительной мере зависит, каким он выйдет на свободу и каким станет его постпенитенциарный адаптационный период. Согласно общему мнению, ограничение свободы и внутренняя атмосфера не оказывают благотворного влияния на индивида. Главная задача системы исполнения наказаний в случае с несовершеннолетними – сохранить человеческие качества, здоровые ценности, не нанести вред психическому и физическому здоровью несовершеннолетнего, сохранить связь индивида с семьей.

Обеспечение прав несовершеннолетним в местах лишения свободы предусматривает ряд особенностей: например, должны быть улучшены материально-бытовые условия. В частности, это право реализуется ограничением кол-во несовершеннолетних, которые могут находиться в камере – не более 46, а койки могут быть исключительно одноярусные. Более того несовершеннолетние имеют право на более продолжительные прогулки – более 2 часов. Чтобы поддерживать физическое развитие несовершеннолетним представляется право заниматься спортом в прогулочных дворах, оборудованных площадками для физической культуры, спортивных игр и занятий спортом.

Если осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях, разрешается 6 свиданий, а в обычных – 8, то в облегченных – уже 12 и без ограничения – в льготных. Тем самым нарушается кратность в установлении их количества. Еще более ущербным видится определение законодателем количества длительных свиданий. Так, для осужденных, находящихся на строгих условиях отбывания наказания, данные свидания вообще запрещены, на обычных и облегченных условиях их количество равняется 4, а на льготных – 6 [7].

Несовершеннолетние, подозреваемые и обвиняемые должны содержаться под стражей отдельно от взрослых. Как правило, они размещаются в тех же учреждениях, что и взрослые, подозреваемые и обвиняемые. Для них отводятся изолированные корпуса, секции или этажи. Вместе с тем в интересах поддержания порядка в камеру, где содержатся несовершеннолетние, в исключительных случаях с согласия прокурора могут помещаться совершеннолетние, подозреваемые или обвиняемые. Однако, данное обстоятельство выполнимо только при наличии у совершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого положительной характеристики, либо если совершенные ими преступления не являются тяжкими. 

Но несмотря на эти права влияние со стороны взрослых осужденных се также существенно. Объясняется это тем, что у воспитательных колоний и остальных пенитенциарных учреждений общая организация и правовая связь. Несовершеннолетние в большинстве случаев поступают в воспитательные колонии из общих следственных изоляторов и, достигнув совершеннолетия, переводятся для отбытия оставшегося срока наказания в исправительные колонии общего режима. Подростки, хотя и содержатся в следственных изоляторах отдельно от взрослых, тем не менее испытывают с их стороны значительное влияние, составляя для себя представление о криминальных традициях [6].

Ограничение свободы крайне негативно воздействует на психологическое состояние осужденного, что вытекает в проблемы, связанные с социальной адаптацией. Чаще всего осужденные, отбывшие свой срок наказания, не могут стать частью общества и становятся его изгоями. Это ведет к рецидиву и попыткам вернуть былое социальное признание через деструктивное поведение. Результатом этих негативных процессов после освобождения из мест лишения свободы является формирование у молодого человека чувства растерянности и «ненужности», то есть складывается ситуация «социальной или личностной недостаточности», которая может привести в дальнейшем к «разрушению» маленькой человеческой личности [4].

Особый внутренний мир мест лишения свободы нарушает привычную систему социальной ориентации несовершеннолетнего подростка. В первую очередь, у подростка меняется восприятие нравственности, из-за чего его представления о морально-нравственных ориентирах становятся далекими от тех представлений, которых люди придерживаются в обществе. Формируется положительное мнение о ведении криминального образа жизни, о социальной иерархии, построенной на тюремных ценностях и понятиях «авторитетов», о силовых методах достижения цели. Известны случаи, когда воспитанник колонии после достижения 18 лет требует перевода во взрослую колонию [5]. Этот пример отражает негативную тенденцию влечения несовершеннолетних постигнуть неизвестную им культуру, стать ее частью и добиться определенных успехов, чтобы занять высокое место в иерархии (стать авторитетом). Как показывает практика, на ценностные ориентации лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, влияет характер совершенного преступления, число судимостей, вид режима и срок наказания. Все это усугубляет дальнейшую криминализацию (асоциолизацию) личности, отчуждает ее от абсолютных, принятых в обществе моральных ценностей-норм, формирует нежелание переосмыслить прожитое и вернуться к правопослушному образу жизни.

Актуальной проблемой содержания несовершеннолетних в местах лишений свободы является проблема удаленности места заключения от региона проживания семьи заключенного. Из этой ситуации вытекают следующие проблемы:

  • нет возможности или имеется, но весьма ограниченная возможность реализовать свидание с родными;
  • затруднения или невозможность регулярно получать посылки от родных;
  • неравное положение осужденных, т.к. реализация вышеуказанных прав оказывается доступна лишь только тем, кто отбывает наказание по месту проживания или по соседству с ним [2].

В первом случае итогом может служить утрата связей с семьей, что имеет крайне негативные последствия для психологического состояния заключенного. Во второй случае индивид теряет возможность реализации своих прав на регулярной основе. Все это вытекает в третью проблему, так как нарушается обеспечение и реализация прав несовершеннолетних.

Здесь же следует отметить то, что продуктовом магазине при ВК УФСИН, могут существовать ограничения при покупке продуктов. Во многих письмах речь идет о кондитерских изделиях, предметах личной гигиены и даже конвертах и открытках.

Еще одной актуальной проблемой являются необоснованные взыскания и водворение в ДИЗО. Эти проблемы стоят в одном ряду с другими в рамках одной общей проблемы – к несовершеннолетним применяют те же методы и формы работы, что и к взрослым. В этом прослеживается несовершенство законодательства, к тому же такая форма поведения сотрудников ВК ведет к усугублению социально-психологического состояния индивидов.

Анализ изучаемой проблемы показал, что осужденные сталкиваются с необоснованным отказом в получении медицинской помощи. Согласно общему мнению, это связано с большим количеством участников такой процедуры, которые не всегда могут обладать специальными знаниями в области медицины. Стоит также отметить, что осужденные имеют право на получение медицинских услуг на возмездной основе. Однако, на практике реализации этого права препятствует финансовая необеспеченность, удержания из заработной платы осужденного (на лицевой счет осужденного зачисляется только 25%). Проблема оказания медицинской помощи приводит к появлению заразных болезней, что еще больше усугубляет положение несовершеннолетних. Стоит учесть, что организм несовершеннолетних формируется система кровообращения, растут масса и объем сердца, а также наблюдается ряд иных физиологических особенностей.

Самые распространенные заболевания в местах лишения свободы – психические, от них страдает вдвое больше заключенных, чем от туберкулеза, СПИДа и гепатита. Такую статистику привел директор ФСИН Геннадий Корниенко, уточнив, что в местах лишения свободы насчитывается порядка 59 тысяч психбольных. Следует заметить, что возраст подростка в 16-17 лет является сложным и важным периодом для детей и их родителей. В частности, это вызвано особым состоянием психической структуры индивида, которое усиливает потребность в общении. [8]

Заключая мысль, следует сказать о том, что карательная система в отношении несовершеннолетних является негативным опытом для подростков, влияющим на их последующую жизнь в обществе. Статистика среди осужденных несовершеннолетних показывает то, что отечественная система наказания несовершеннолетних имеет под собой карательную основу. Тем временем, как во многих прогрессивных странах мира задан вектор на ресоциализационный подход к наказанию правонарушений, совершенными несовершеннолетними. В первую очередь, более благоприятным вариантом наказания для несовершеннолетнего является исполнение обязательных работ, так как это исключает фактор социальной изоляции и негативное влияние тюремной среды.

Список литературы

  1. Гришненко М. С. Социально-правовая защита несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы / М. С. Гришненко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 8 (88). – С. 817-819.
  2. Нестеров А.Ю. Актуальные вопросы прав и свобод несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы: социологический аспект. Власть. №1 – c.88.
  3. Федеральный закон от 21 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
  4. Хрущев Я. В. Социальная реабилитация несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы / Я. В. Хрущев, В. Д. Новикова. – Текст: непосредственный // Государство и право: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. – С. 33-37.
  5. См.: Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М.: Юрид. лит., 1990; Он же. Красная мафия. М.: Самоцвет: МИКО «Коммерческийвестник», 1995.
  6. Середа С. П. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. Пенитенциарная наука. 2009. С. 30.
  7. Санташов А.Л. Особенности дифференциации условий отбывания наказания в воспитательных колониях. Пенитенциарная наука. 2008. С. 150.
  8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. Москва: Гардарики, 2005. 349 с.
  9. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России, утвержденными приказом Минюста России от 12 мая 2000 г. № 148. (в ред. Приказа Минюста РФ от02.2002 № 55).

Интересная статья? Поделись ей с другими: