УДК 34

К вопросу о проблемах получения показаний несовершеннолетнего свидетеля

Мошев Денис Станиславович – студент Юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина.

Аннотация: В статье рассматривается актуальная и сложная проблема получения показаний от несовершеннолетних свидетелей в уголовном процессе. В статье обсуждаются основные проблемы, связанные с этой темой, а также возможные пути их решения. Автор подчеркивает, что несовершеннолетние свидетели являются наиболее уязвимой категорией участников судебного процесса и требуют особого внимания со стороны законодательства и правоохранительных органов. Для решения этой проблемы необходимо создание специальных условий и обеспечение соответствующей квалификации и обучения для сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: несовершеннолетние свидетели, показания, уголовный процесс, следователь.

В современном обществе вопросы правосудия и защиты прав несовершеннолетних являются одними из наиболее актуальных и сложных. Одной из таких проблем является получение показаний несовершеннолетнего свидетеля в судебном процессе. В данной статье мы рассмотрим основные проблемы, связанные с получением показаний от несовершеннолетних свидетелей, а также возможные пути их решения.

В силу своего возраста несовершеннолетние свидетели считаются наиболее уязвимой категорией участников судебного процесса. В связи с этим законодательство предусматривает ряд особенностей в отношении несовершеннолетних свидетелей. Например, по закону, несовершеннолетние свидетели могут давать показания только при наличии одного из родителей или законного представителя.

Однако, несмотря на такие меры защиты, получение показаний от несовершеннолетних свидетелей остается сложной задачей. Во многих случаях несовершеннолетние свидетели испытывают страх, стресс и тревогу, что может сказаться на их показаниях.

Одной из основных проблем является трудность в определении достоверности показаний несовершеннолетнего свидетеля. Несовершеннолетние свидетели могут вводиться в заблуждение, например, в результате влияния взрослых, давления со стороны среды общения или подвергаться воздействию страха и тревоги.

Кроме того, существует проблема недостаточной квалификации сотрудников правоохранительных органов, занимающихся получением показаний от несовершеннолетних свидетелей. Необходимо обеспечить соответствующую квалификацию и обучение для сотрудников правоохранительных органов, чтобы они могли правильно взаимодействовать с несовершеннолетними свидетелями и получить от них достоверные показания.

Одним из основных способов решения проблемы является создание специальных условий для получения показаний от несовершеннолетних свидетелей. Например, можно проводить допросы несовершеннолетних свидетелей в специально оборудованных помещениях с использованием психологической поддержки.

Кроме того, необходимо обеспечить соответствующую квалификацию и обучение для сотрудников правоохранительных органов, занимающихся получением показаний от несовершеннолетних свидетелей. Также важно сотрудничество с психологами и специалистами в области детской психологии для обеспечения оптимальных условий для допроса несовершеннолетних свидетелей.

Следственные действия, проводимые в отношении несовершеннолетнего свидетеля, не ограничиваются только допросом, но он является наиболее распространенным. При этом следует отметить, что в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ) нет четкого определения понятия "допрос", однако для несовершеннолетних свидетелей он регулируется особым порядком в связи с их особым правовым статусом.

Статья 280 УПК РФ определяет особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, а статья 191 УПК - Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего. Допрос с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день [1].

Допрос является процессуальным, криминологическим и этическим следственным действием, направленным на сбор доказательственной информации и выяснение обстоятельств, необходимых для доказывания в суде. При проведении допроса следователь или дознаватель задает вопросы свидетелю и получает от него ответы. Однако при допросе несовершеннолетнего свидетеля существуют определенные особенности, связанные с их возрастом и психологическим состоянием. Например, допрос несовершеннолетнего свидетеля должен проводиться в присутствии его родителей или законного представителя, а также может проводиться с использованием специальных методов, например, игровых техник или анимации, чтобы создать комфортную обстановку и снизить тревожность свидетеля.

Важно отметить, что при допросе несовершеннолетнего свидетеля необходимо строго соблюдать принципы законности, права на защиту, человеческого достоинства и уважения к личности. Это помогает не только получить достоверные показания, но и защитить интересы несовершеннолетнего свидетеля в судебном процессе.

В целом, следственные действия в отношении несовершеннолетнего являются особыми и требуют особого внимания со стороны следователя или дознавателя. Важно помнить, что цель следственных действий не заключается только в выяснении вины несовершеннолетнего, но и в защите его прав и интересов, а также в предотвращении совершения преступлений в будущем.

Допрос является не только процессуальным и криминологическим, но и психологическим действием, так как он зависит от личностных особенностей и психического взаимодействия между допрашивающим и допрашиваемым лицом. Допрос несовершеннолетнего является особенно сложным, так как протекает в условиях конфликтной ситуации, которая может создать противоборство между следователем и подростком.

Психологическая специфика допроса подростка связана с тем, что в этом возрасте формируются его личностные качества и установки, а также психологический статус. При проведении допроса следователь должен учитывать все эти особенности, чтобы не нанести ущерба психическому здоровью допрашиваемого, не применять к нему незаконные методы допроса и не навредить расследованию дела. Он также должен иметь достаточно психологических знаний и навыков, чтобы установить эмоциональный контакт с подростком и добиться от него правдивых показаний.

Если следователь игнорирует криминалистические рекомендации, связанные с сбором и хранением физических доказательств, то это может привести к ошибкам экспертизы [2]. В процессе допроса несовершеннолетнего могут возникнуть различные ситуации, включая полный отказ от показаний, вымышленные или неполные показания, а также правдивые показания, направленные на помощь следствию. Чтобы избежать ошибок и снизить вероятность неправильного исхода дела, следует уделять особое внимание подготовительной стадии допроса. Важно также помнить, что допрос несовершеннолетнего должен проводиться с учетом особенностей его психики и возраста, а также с участием психолога или педагога.

Таким образом, получение показаний от несовершеннолетних свидетелей является сложной задачей, которая требует особого внимания со стороны законодательства и правоохранительных органов. Для решения проблемы необходимо создание специальных условий и обеспечение соответствующей квалификации и обучения для сотрудников правоохранительных органов. Также важно сотрудничество с психологами и специалистами в области детской психологии для обеспечения оптимальных условий для допроса несовершеннолетних свидетелей [3]. В целом, решение проблемы получения показаний от несовершеннолетних свидетелей должно быть направлено на обеспечение справедливости и защиты прав детей.

Получение показаний от несовершеннолетнего свидетеля может столкнуться с рядом проблем, связанных с возрастными, психологическими и социальными особенностями детей. Вот некоторые из них:

  1. Стресс и тревога. Несовершеннолетние свидетели могут испытывать стресс и тревогу, вызванные ситуацией допроса, особенно если они сталкиваются с незнакомыми людьми, необычной средой и серьезным вопросом, который рассматривается на допросе. Это может привести к тому, что ребенок начнет отвечать неправдиво или забывать детали.
  2. Недостаточная развитость речи. Несовершеннолетние свидетели могут иметь проблемы с языком, связанные с недостаточной развитостью речи. Они могут испытывать трудности в объяснении своих мыслей и чувств, что может привести к неправильному пониманию информации.
  3. Недостаточное знание общественных норм и правил. Несовершеннолетние свидетели могут не знать общественных норм и правил, что может привести к неправильному пониманию ситуации, а также к искажению информации, которую они предоставляют на допросе.

Чтобы решить эти проблемы, следует учитывать следующие факторы:

  1. Подготовка. Важно подготовить несовершеннолетнего свидетеля к допросу, объяснить ему, что произойдет, и предоставить возможность задать вопросы. Это поможет снизить уровень тревоги и стресса.
  2. Привлечение опытных специалистов. Допрос должен проводиться опытным специалистом, который понимает особенности общения с детьми и умеет задавать вопросы в доступной форме.
  3. Использование специальных методов допроса. Для получения более точной информации можно использовать специальные методы допроса, например, игровые техники, которые помогут детям лучше выразить свои мысли и чувства.
  4. Предоставление комфортных условий. Допрос должен проводиться в комфортных условиях, которые способствуют созданию атмосферы доверия и спокойствия. Несовершеннолетний свидетель должен чувствовать себя в безопасности и защищенности, чтобы было легче открыто и правдиво рассказать о своих наблюдениях и восприятии произошедшего.
  5. Использование подходящего языка и форматов. Следователь должен использовать язык, который понятен несовершеннолетнему свидетелю, избегая сложных терминов и конструкций. Кроме того, необходимо учитывать возрастную категорию свидетеля и использовать подходящие форматы допроса, такие как игровые техники, рисование или моделирование, чтобы улучшить понимание происходящего и облегчить показания.

Список литературы

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ, 2001, № 52, ст. 4921.
  2. Ушаков, О. М. Социальные сети и мессенджеры как источник доказательственной информации / О. М. Ушаков // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 9(213). – С. 176-179. – DOI 10.47643/1815-1337_2022_9_176. – EDN LAWMRY.
  3. Ушаков, О. М. О проблемных вопросах доказывания по уголовным делам частного обвинения / О. М. Ушаков // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 1(50). – С. 318-322. – DOI 10.25683/VOLBI.2020.50.113. – EDN LHGUHO.

Интересная статья? Поделись ей с другими: