УДК 336.22
Обеспечение налоговой безопасности и управление налоговыми рисками
Попырина Анастасия Александровна – студентка очно-заочной формы обучения по направлению подготовки «Юриспруденция» Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Мальцев Олег Валерьевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры Гражданско-правовых дисциплин Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Аннотация: Налоговая безопасность является важным составляющим элементом экономической безопасности. При этом у государства и налогоплательщиков в ее обеспечении разные цели. Хозяйствующие субъекты стремятся к снижению налоговой нагрузки, что неизбежно сопряжено с налоговыми рисками. Поэтому эффективное управление ими является основой обеспечения экономической безопасности компании.
Ключевые слова: экономическая безопасность, налоги, налоговая безопасность, налоговые риски.
Налоги являются основным источником доходов бюджета страны. Обязанность их уплаты закреплена в ст. 57 Конституции РФ [1]. При этом размер налогов должен быть достаточным для обеспечения государством его функций, а с другой стороны – посильным для налогоплательщиков. Соблюдение данного баланса обеспечивает развитие экономики. Это является одной из задач налоговой безопасности, которая является составляющей экономической безопасности в целом. При росте потребности государства в финансовых ресурсах хозяйствующие субъекты, напротив, заинтересованы в снижении налогового бремени. В соответствии с этим, выделяют налоговую безопасность на уровне государства и его субъектов, а также на уровне предприятий.
Единства в трактовке понятия «налоговая безопасность» отсутствует. Рассмотрев разные подходы, налоговую безопасность государства можно определить, как регулярное поступление налоговых платежей в бюджет в том размере, который необходим для обеспечения содержания государственного аппарата и финансирование функций государства.
Обобщив и проанализировав различные определения налоговой безопасности хозяйствующих субъектов, можно согласиться с трактовкой А. И. Кравцова, который под налоговой безопасностью организации понимает налоговую оптимизацию, при которой обеспечивается жизнестойкость налогоплательщика и возможность сохранять признаки полноценного экономического субъекта в условиях изменяющейся налоговой среды, с эффективными механизмами управления налоговыми рисками [7].
Обеспечение налоговой безопасности на всех уровнях основывается на законодательных актах РФ. При этом они прежде всего имеют целью регламентацию отношений в сфере государственного управления налогообложением, а не составляют отдельную подсистему законодательства [8].
В основе нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения безопасности в целом лежит Федеральный закон от 28. 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Однако, данный документ не содержит конкретных норм, касающихся налоговой безопасности, а только устанавливает возможность применения социально-экономических мер для обеспечения безопасности [5].
В основе правовой базы, обеспечивающей налоговую безопасность, лежит Налоговый кодекс РФ, а также федеральные законы, регулирующие деятельность налоговых органов, таможни, органов законодательной и исполнительной власти субъектов России, а также правовые акты, устанавливающие ответственность за правонарушения и преступления налогового характера.
Часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определяет сферу его действия, налоговую систему РФ, права, обязанности налоговых органов, порядок исполнения налоговых обязательств и прочие общие вопросы налогообложения [2]. Часть 2 НК РФ регламентирует порядок исчисления и уплаты конкретных налогов налоговой системы РФ. Следует отметить, что ч. 1 и ч. 2 НК РФ не содержат ни определения понятия «налоговая безопасность», ни устанавливают ответственность налоговых органов за ее обеспечение [3].
В рамках обеспечения налоговой безопасности на уровне государства необходимо не только пресекать неисполнение налоговой обязанности, что приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет и создаст угрозу, но и повышению эффективности налогового управления. Принципы обеспечения налоговой безопасности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Принципы обеспечения налоговой безопасности государства.
Размер налогов, уплачиваемых компанией, способны оказать серьезное влияние на ее деятельность и формирование финансовых ресурсов. Следовательно, с целью обеспечения налоговой безопасности необходимо предпринимать меры по оптимизации налоговой нагрузки. Однако, необходимо учитывать возникающие при этом налоговые риски.
Официально закрепленного в законодательстве о налогах и сборах понятия налоговых рисков нет. Для бизнеса налоговые риски – это возможные неблагоприятные имиджевые, финансовые и другие последствия, связанные с ошибками в применяемых методах налоговой оптимизации [9].
Обход или игнорирование требований налогового законодательства РФ ведет к возникновению опасности финансовых потерь, а допущенные нарушения могут привлечь внимание налоговых органов и увеличит вероятность внеплановой проверки организации.
Существует достаточно много видов налоговых рисков. Например, риски налогового контроля, риски повышения налогового бремени, риски уголовного преследования и др.
Одной из причин для проведения налогового контроля могут стать действия налогоплательщиков по уменьшению налогооблагаемой базы. В данном случае действия компании направлены на сокращение суммы налогов, перечисляемых в бюджет. Эти действия содержат угрозу налоговой безопасности государства, т. к. ведут к сокращению доходов бюджета и, как следствие, размера финансовых нарушений, допущенные, как умышленно, так и по неосторожности. По его результатам в соответствие со ст. 116-135 НК РФ могут быть произведены доначисления налогов, пени, и наложены штрафы [2].
Всегда существует риск роста налогового бремени. Одной из причин может стать полная отмена налоговых льгот или изменение условий их предоставления, рост ставок налогов, отмена специальных налоговых режимов и др. Например, часть 2 НК РФ содержала такой специальный налоговый режим, как Единый налог на вмененный доход, который в регионах вводился на основании решений местных органов власти [3]. Его могли использовать, как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица, осуществляющие определенные виды деятельности, при выполнении ряда условий. Он давал возможность сократить налоговую нагрузку компаниям, однако доходы бюджета от этого страдали. С отменой данного специального налогового режима в большинстве случаев налоговое бремя организаций возросло, т. к. они не имеют право использовать патентную систему налогообложения, введенную как альтернативу ЕНВД для предпринимателей.
Риски криминального характера связаны с тем, что для управляющих компаний-налогоплательщиков, нарушающих налоговое право, имеется возможность возбуждения уголовного процесса, а также привлечения к уголовной ответственности.
Кроме того, в случаях установления фактов неуплаты налогов в крупном или особо крупном размерах в соответствии со ст. 198-199 Уголовного Кодекса Российской Федерации наступает уголовная ответственность для юридических и физических лиц [4].
Внутренние налоговые риски могут быть связаны с выбором системы налогообложения, контрагентами, кадрами компании, их квалификацией и др.
Налоговый риск может возникнуть до возникновения спора с налоговыми органами, в ходе налоговой проверки или процессе споров с налоговыми органами.
Более высокие налоговые риски возникают у организаций, которые, например, игнорируют изменения законодательства РФ, пренебрегают проверками добросовестности контрагентов, искажают данные о реальных доходах и расходах, используют искусственное дробление бизнеса, некорректно ведут документацию и др.
Для их своевременного выявления, оценки потенциального ущерба и минимизации потерь в случае их наступления важную роль играет грамотное управление ими.
Существует три наиболее популярных направления управления налоговыми рисками: избежание, снижение степени (уровня) и принятие риска [10].
Избежание налогового риска посредством отказа будет выражаться в отказе от реализации планируемого мероприятия. Снижение уровня налогового риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь, с помощью превентивных мер по его минимизации. Принятие риска выражается в покрытии возможных потерь собственными средствами в случае невозможности избежать или снизить риски.
В крупных компаниях создаются отдельные подразделения, в задачи которых входит выявление и оценка рисков, в т. ч. налоговых, разработка мероприятий по снижению их негативного влияния.
Также в качестве мер по снижению рисков следует рассматривать оценку добросовестности контрагентов, осуществление внутреннего контроля и повеление аудита отчетности и др.
Для определения добросовестности контрагента с целью минимизации налоговых рисков следует проводить в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Во внимание берутся такие критерии, как уровень налоговой нагрузки ниже среднего по отрасли, убытки в течение нескольких подряд периодов, и их рост, уровень выплачиваемой заработной платы ниже среднего отраслевого дохода, доля вычетов по НДС свыше 89 % от суммы исчисленного налога, частая смена юридического адреса и др. Проведение такой проверки снизит для налогоплательщика налоговый риск и позволит избежать обвинений в отсутствии должной осмотрительности при ведении предпринимательской деятельности со стороны налоговых органов [6].
Подводя итог, можно сделать вывод, что вопросам обеспечения налоговой безопасности в нормативно-правовых актах не уделено должно внимания. Сама налоговая безопасность рассматривается как элемент экономической безопасности. При этом у государства и хозяйствующего субъекта разные интересы к ее обеспечению, т. к. налогоплательщик заинтересован в снижении налоговой нагрузки, а для бюджета это создает угрозу по причине сокращения финансовых ресурсов. Для оптимизации налоговых рисков, которые возникают по причине стремления хозяйствующих субъектов к снижению суммы уплачиваемых налогов, необходимо прибегать к управлению ими. Оно позволит не только выявлять риски, но и грамотно оценивать их и разрабатывать эффективную систему мер по снижению их негативного воздействия и угроз деятельности компаний.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1, от 30.07.1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 21.11.2022 г.)
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2, от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 21.11.2022 г.)
- Уголовный Кодекс Российской Федерации, от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 08.12.2022 г.)
- Федеральный закон от 28. 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (с изм. от 09.11.2020 г.)
- Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. (ред. от 10.05.2012 г.) № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
- Зайцева Н. В. Налоговые риски и их влияние на экономическую безопасность организации// Аллея науки. 2019. Т. 1. № 2 (29). С. 337-341.
- Маслов К. В. Нормативные правовые акты в системе обеспечения налоговой безопасности государства// Правоприменение. 2021. Т. 5. № 4. С. 148-158.
- Налоговые риски для бизнеса. URL: https://kontur-f.ru/news/nalogovye-riski/
- Пушкарева Л. В., Ерёменко А. Р. Налоговые риски в обеспечении экономической безопасности предпринимательских структур// Заметки ученого. 2021. № 2. С. 400-403.