УДК 342.5

Место и роль прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти

Чепус Алексей Викторович – доктор юридических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Очиров Баин Сергеевич – студент магистратуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье исследуется место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации, анализируется ее конституционного-правовой статус.

Ключевые слова: прокуратура Российской Федерации, система органов прокуратуры, правовой статус.

Прокуратура – один из главных элементов правовой системы РФ в силу своей основной роли – защиты гражданских прав и обеспечения правосудия. В этой статье мы коснемся функций, значения и места прокуратуры в структуре органов государственной власти.

Прокуратура РФ контролирует соблюдение правопорядка в стране, обеспечивает защиту гражданских прав, интересы публичных учреждений и верховенство закона, принимает участие в нормотворчестве и борьбе с коррупцией, занимается координацией работы органов правопорядка.

Функции прокуратуры РФ с самого начала ее существования были строго определены и обусловлены спецификой предназначения и методов воздействия данного органа.

Однако, в течение последних тридцати лет российская прокуратура существует в достаточно неопределенном и даже нестабильном состоянии, хотя Конституция 1993 г. закрепила ее статус. Такое положение этого института не самым лучшим образом влияет на процесс формирования правового государства и на достижение соответствующих целей.

До сих пор вопрос о месте данного надзорного органа в структуре госвласти остается дискуссионным, и для его решения требуется доскональный анализ статуса прокуратуры, провозглашенного в Конституции и закрепленного правовыми актами.

Ст. 10 Конституции РФ определяет, что государственная власть в стране подразделяется на законодательную, судебную и исполнительную. В 2020 году в Конституцию вносились изменения в ст. 129, которая регулирует правовой статус рассматриваемого органа. Одновременно было изменено название седьмой главы Конституции РФ (связанной именно с определением статуса прокуратуры), частью которой является вышеприведенная статья. Первоначальное наименование главы "Судебная власть" не совсем верно интерпретировало место прокуратуры, относя ее к судебной власти, теперь же в названии главы 7 отдельно указана прокуратура. Но даже несмотря на такой пересмотр, вопрос о месте прокуратуры в госмеханизме продолжает оставаться спорным.

На данный момент изменен и конституционно закреплен порядок назначения и освобождения с должности Генпрокурора РФ, а также его заместителей, прокуроров субъектов федерации и иных прокуроров.

Ст. 129 Конституции РФ закрепляет, что порядок работы, организация и полномочия прокуратуры РФ должны определять федеральные нормативные акты. Следуя п. 1 ст. 11 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» в структуру прокуратуры входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, специализированные прокуратуры (например, военные), прокуратуры районов либо городов, иные территориальные прокуратуры.

Как гласит ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, правовая система нашей страны включает в себя общепризнанные нормы права международного, которые закреплены в соответствующих конвенциях, пактах и других документах. Некоторые международные договоры действуют у нас непосредственно, поскольку не требуют для своего практического использования издания отдельных внутригосударственных подзаконных актов. В Законе о прокуратуре РФ закреплено также положение о прокурорском надзоре за соблюдением конституционных норм, по причине того, что наблюдалось немалое количество нарушения этих норм органами как исполнительной, так и законодательной власти в субъектах РФ. Решая данную задачу, прокуроры субъектов федерации действуют от имени Российской Федерации.

Отдельные авторы считают прокуратуру ответвлением от основной законодательной власти. К примеру, Г. Чуглазов пишет: "Законы принимаются законодательной властью, а Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры заботятся о точном и неуклонном исполнении законов. Из этого можно сделать вывод, что полномочия прокуратуры являются одним из инструментов законодательной власти для реализации своих прав" [1,с. 31].

Мы не можем уверенно согласиться с подобной позицией. Да, прокуратура пользуется некоторыми полномочиями, например, проверяя законопроекты на соответствие конституционным нормам либо участвуя в заседаниях власти законодательной, но данное обстоятельство еще не дает повод полностью относить ее к этой ветви власти.

В.С. Нерсесянц, напротив, говорит о том, что прокуратура относится к исполнительной власти, поскольку владеет полномочиями, характерными для исполнительных органов, координируя борьбу с организованной преступностью, надзирая за выполнением законов и взаимодействуя с иными органами данной ветви власти [2, с. 696].

Однако, так как одним из направлений прокурорского надзора является надзор за функционированием органов исполнительной власти, то прокуратуру невозможно относить к тем же органам.

Также в свое время О.Е. Кутафин отмечал, что мнение о прокуратуре, как части судебной власти, которое имело место до пересмотра наименования главы 7 Конституции РФ, является ошибочным [3, с. 69].

Рассмотрев все вышеизложенные точки зрения, мы понимаем (об этом же пишет и Ергашев Е.Р.), что вопрос о месте прокуратуры в структуре госвласти продолжает оставаться весьма спорным, при этом каждая позиция находит свои практические и теоретические обоснования. Наиболее правильным будет считать ее особым элементом структуры государственной власти, который не относится ни к одной из трех ее главных ветвей [4. с.21]. Прокуратура – независимый и самостоятельный орган, способный осуществлять надзор за всеми ветвями власти. Надо сказать, что такая позиция среди современных ученых и юристов наиболее распространена.

Прокуратура – краеугольный элемент в механизме, обеспечивающем соблюдение законности в стране. Ее практическая работа крайне затруднена в силу коррупционности должностных лиц, не очень высокого уровня гражданского правосознания, остро стоящих социальных и экономических проблем [4. с.20].

Мы можем сделать вывод, что прокуратура в ее сегодняшнем виде не относится ни к одной из трех общеизвестных ветвей власти, она стоит обособленно, способствуя формированию правового государства и поддерживая систему разделения властей, баланс сдержек и противовесов.

Список литературы

  1. Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. 2003. № 2. С. 30 - 32.
  2. Проблемы общей теории права и государства: учебник / под общ.ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 816 с.
  3. Кутафин О. Е. Избранные труды / сост. В. В. Комарова. - М.: Проспект, 2016. 368 с
  4. Ергашев, Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации : учебник для вузов / Е. Р. Ергашев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 474 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: