УДК 347.91

Медиация и субъекты медиативной деятельности

Кузнецова Мария Олеговна – студентка Юридического института Томского государственного университета

Аннотация: Цель исследования заключается в исследовании проблем, возникающих при разрешении вопросов разрешении споров с помощью примирительных процедур. Особое внимание уделяется процедуре медиации, которая снижает уровень конфликтности при споре, а также повышает качество правосудия за счет оптимизации судебной нагрузки.

Ключевые слова: спор, урегулирование споров, медиация, конфликт.

Медиация является новым способом урегулирования споров, который только начинает внедряться в Российской Федерации и еще находится на стадии развития.

Верным будет высказывание Чарльза Ликсона, что «конфликты – это норма жизни», а значит, конфликты нужно уметь принимать и разрешать.

Под медиацией понимается способ альтернативного урегулирования различных конфликтов и спорных ситуаций с непосредственным участием медиатора, как третьей нейтральной стороны.

Институт медиации, после принятия на территории нашего государства ФЗ от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», получил совершенно новый этап своего развития.

Так под рассматриваемым термином понимают «способ, направленный на урегулирование споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон для достижения ими взаимоприемлемого решения».

Однако многие исследователи понимают медиацию по-разному. К примеру, исследователь Г. Н. Давыдов под медиацией понимает «систему последовательно совершаемых юридически значимых и важных действий, а также и возникающих в результате отношений, направленных на взаимовыгодное решение проблемы» [1, c. 108].

По мнению исследователя Карпенко А.Д. институт медиации следует понимать как «урегулирование спора сторонами при содействии нейтрального посредника, призванного способствовать примирению двух сторон, а также и достижению ими соответствующего соглашения, которое ориентировано на полное прекращение всех разногласий самими сторонами конфликта (спора) при непосредственном руководстве над данной процедурой медиатором» [3, c. 11].

Действующие медиаторы также вносят свои коррективы в исследуемое понятие. Так, руководитель практики Центра медиации при РСПП Галина Суркова рассматривает медиацию как способ, посредством которого удается урегулировать споры при непосредственном содействии медиатора, основываясь на добровольном соглашении сторон для достижения ими взаимовыгодного решения. Помимо этого она указывает, что медиация помогает понять мотивы возникшего спора. Следовательно, медиация – это добровольный переговорный процесс.

Медиацию следует понимать в нескольких аспектах:

  • философский;
  • медиативный подход;
  • процедура.

При философском подходе есть правило пяти «НЕ»: медиатор НЕ оценивает, НЕ обещает, НЕ судит, НЕ объединяется, НЕ учит. Философский подход указывает на то, что стороны сами могут решить возникший спор.

Таким образом, в медиации важно, чтобы участники спора сами выработали удовлетворяющее их решение.

Медиативный подход предполагает отделить в конфликте личность и помочь разобраться в интересах каждой стороны и исходит из того, что можно решать практически любые споры, преследуя цель совместного поиска и совместного нахождения сторонами удовлетворяющего решения.

По причине того, что медиация является добровольной процедурой, то никто не имеет право принуждать к участию в ней. Подчеркивается, что сторона спора должна направить посреднику соответствующее письменное уведомление о желании проведения данной процедуры.

Выработаны определенные условия, при которых показана медиация. К подобным условиям относятся следующие: наличие интенсивности конфликтной ситуации и значительность спора (иными словами, когда обе стороны самостоятельно не могут прийти к разрешению конфликта).

Однако не всегда исследуемая процедура может быть достаточно эффективной. Стоит учитывать, что степень конфликта может быть такова, что медиация может оказаться бессильной. Следовательно, медиация должна осуществляться «при умеренной выраженности конфликта: там, где необходим посредник для достижения нарушенного межличностного равновесия» [5, c. 12]; наличие у сторон желания урегулировать спор и прийти к компромиссу и разрешить спор.

Таким образом, предпосылками для начала медиации является наличие мотивации у сторон, готовность к открытому обсуждению и принятию решения, заинтересованность участников в преодолении конфликта. 

Рассматриваемая процедура включает в себя несколько основных этапов.

Вступительное слово медиатора. В рамках данного этапа медиатор разъясняет ход и процесс проведения рассматриваемой процедуры, а также объясняет принципы данного процесса, свои основные функции и обязанности, а также знакомиться с каждой из сторон спора.

Презентация сторон. Медиатор предоставляет каждой стороне возможность высказать свое мнение о сути возникшего спора и озвучить свои требования. Иными словами, на данном этапе осуществляется озвучивание и выслушивание мнений сторон конфликта.

Дискуссия. Стороны обмениваются мнениями по поводу возникшего спора, высказывают некоторые замечания.

Этап «кокус» предполагает беседу с каждой из сторон конфликтной ситуации в отдельности. Следует подчеркнуть, что время, которое затрачивается на кокус одной стороны, в обязательном порядке должен быть равен времени, которое затрачивается на кокус другой стороны.

Формирование повестки дня. Посредник предлагает двум сторонам конфликта сформулировать ряд тех вопросов, по которым они хотят достичь соответствующего соглашения в возникшем споре.

Выработка предложений. Каждая из сторон конфликтной ситуации вносит свои предложения и свое видение по решению возникшего спора. Посредник, в свою очередь, оказывает соответствующую помощь сторонам в случае, если им нужно «услышать» друг друга для того, чтобы прийти к соответствующему решению вопроса, который будет наиболее оптимальным и выгодным для всех.

Подготовка и подписание медиативного соглашения. В случае если стороны конфликтной ситуации выработали общее предложение по разрешению возникшего спора, то тогда они переходят к заключению медиативного договорного соглашения. Стоит отметить, что все выработанные предложения вносятся в упомянутое соглашение и подписываются каждой из сторон.

Выход из медиации. Основная задача медиатора состоит в получении полной обратной связи от каждой из сторон о результатах работы дальнейшего урегулирования ранее возникшего спора.

Медиация – сложный процесс, при котором посредник в обязательном порядке должен выслушать стороны и помочь им достичь взаимовыгодного решения.

На территории нашего государства, действующий закон предусматривает возможность проведения медиации с непосредственным участием нотариуса. При такой ситуации, в качестве медиатора (посредника) в отдельно взятом споре будет выступать именно нотариус.

В.П. Лебединская указывает, что «нотариус по своей сути – медиатор на генном уровне. Ведь он, представляя интересы сторон, выступает примирителем при удостоверении всевозможного рода соглашений, договоров. Нотариус обеспечивает уравновешивание гражданского оборота. Именно за счет этого нотариус способствует снижению нагрузки на судебные органы, освобождая государство от всевозможных дополнительных финансовых инвестиций в судебную систему страны» [4, c. 43].

Однако, считается, что функцию медиаторов могут осуществлять адвокаты. Здесь можно не согласиться с таким подходом.

Дело в том, что адвокат – это лицо, доказывающее и защищающее, а значит оно в самом начале спора уже настроено на разрешения конфликта в пользу своего доверителя, то есть он зависим от своего доверителя. Посредник, напротив, выступает в качестве независимого лица, которое настроено на благополучное разрешение возникшей конфликтной ситуации для каждой из сторон.

Медиатор – нейтральная сторона, способствующая переговорам между спорящими сторонами. Иными словами, медиатор не выступает в качестве агента или посредника отдельно взятой стороны конфликта. На основании действующего законодательства, медиатор не осуществляет предпринимательскую деятельность, то есть получение прибыли при разрешении конфликтной ситуации не является его основной целью.

Опять же в законодательстве нашего государства, в рамках которого осуществляется регулирование деятельности адвокатов, право адвокатов быть медиатором отсутствует, но при этом противоречить нормам закона никак не может. Нигде четко не урегулировано, может ли адвокат выступать в качестве посредника в рамках проведения процедуры медиации.

Верно указала в своей работе Е.Л. Трифонова, что «посредник в процедуре медиации осуществляет и юридическую деятельность, но в отличии адвоката его деятельность не связана с конкретной задачей по защите прав и интересов стороны спора» [6, c. 360].

Именно поэтому, я думаю, что адвокат никаким образом не может осуществлять функции посредника, поскольку это не входит в перечень его основных функций.

Следовательно, под медиатором понимается независимое физическое лицо, которое привлекается сторонами конфликта для обеспечения содействия в выработке сторонами соответствующего решения по существу возникшего спора.

Медиатор реализует свою деятельность в полном соответствии с законодательством РФ, международными нормативно-правовыми актами, общепринятыми нормами морали, при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон.

Следует подчеркнуть, что медиаторы не являются судьями или представителями одной из сторон конфликта. Иными словами, медиаторы не принимают никакого решения. Медиаторы только способствуют урегулированию возникшей конфликтной ситуации, а кроме того оказывают сторонам, в процессе дискуссии, соответствующую поддержку в поиске того решения, которое будет удовлетворять обе стороны.

Закон о медиации устанавливает конкретный возрастной ценз для медиатора, который составляет 25 лет, а также квалификационные требования: наличие высшего профессионального образования и прохождение курса обучения по специальной программе подготовки медиаторов.

Медиатор в обязательном порядке должен уметь оценить возникший конфликт и выявить проблемы в отдельно взятом споре.

Таким образом, медиация представляет собой альтернативный метод, направленный на урегулирование конфликтной ситуации при непосредственном участии посреднической стороны. Она представляет такой институт, который вырабатывается посредством различных наук – юриспруденция, психология и иные.

Развитие медиации в России позволит снизить нагрузку на суды и разрешать конфликты. Однако недостаточное законодательное закрепление процедуры медиации и широкая сфера применения процедуры находят определенные сложности единообразного понимания этого института. Поэтому необходимо дальше модернизировать законодательство в сфере медиативной процедуры.

Список литературы

  1. Давыдова Г.Н. Медиация как юридическая наука / Г.Н. Давыдова // Вестники экономики, права и социологии. 2011. № 2. С. 107-109.
  2. Еремин Д.А. К вопросу о медиации в семейных спорах // Правовая наука и современность Сборник материалов 2-го ежегодного международного круглого стола. 2017. С. 72-74.
  3. Карпенко А.Д. Примирительные процедуры в суде: монография / А.Д. Карпенко. – Спб.: Аргус, 2014. 127 с.
  4. Лебединская В.П. Семейная медиация как новый для Российской Федерации способ защиты прав и интересов детей // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2017. №14. С. 42-48.
  5. Романова Н.М. Медиация: социально-психологические аспекты: учеб. пособие для студ. фак. психологии, обучающихся по спец. «Психология». – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. – 49 с.
  6. Трифонова Е.Л. Субъекты осуществления медиативной деятельности // Вопросы студенческой науки. 2022. № 11 (51). С. 356-360.

Интересная статья? Поделись ей с другими: