УДК 347

Правовая характеристика нотариального акта в гражданском судопроизводстве

Носикова Екатерина Романовна – студент Северо-Западного филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»

Аннотация: Нотариат – один из важнейших институтов современной правовой системе России. Деятельность нотариусов оставляет основу защиты прав и законных интересов человека и гражданина, а также основу формирования и поддержания правопорядка в государстве. В рамках своей деятельности нотариусы совершают различные нотариальные действия. В рамках настоящей работы будут рассмотрены особенности и содержание нотариального акта.

Ключевые слова: нотариат, нотариальные действия, нотариальный акт, защита прав и свобод человека и гражданина.

В доктрине права не сформировалось единого понимания сущности содержания понятия «нотариальный акт». Такая неопределенность связана. Прежде всего, с тем, что в действующем законодательстве отсутствует легальное определение данного понятия.

Так, ряд исследователей под нотариальным актом понимают процедурно оформленное, выражающее волю государства решение специально уполномоченного субъекта, основанное на диспозиции нормы материального права и официально подтверждающее субъективное право конкретного лица или юридический (доказательственный) факт [1]. То есть в рамках данного подхода нотариальный акт представляет собой особое решение государства, которое оформляется в законом определенном порядке. При таком подходе нотариусы выступают как представители государства ввиду того, что именно они составляют данные акты. Однако детальный анализ Основ и иных нормативных правовых актов показывает, что органы нотариата не относятся к числу государственных органов, а нотариусы не являются государственными служащими. Следовательно, данное определение, по нашему мнению, не совсем точно отражает специфику нотариального акта и создаёт основы для его смешения с нормативными правовыми актами.

Л.В. Шадрина рассматривает нотариальный акт как особую разновидность правового акта [2]. Шадрина приходит к такому выводу, изучая сущность правового акта. Так, она указывает на то, что правовой акт призван порождать юридически значимые последствия, и издается в случаях и порядке, которые установлены законом. Кроме того, Шадрина обращается внимание на то, что такие акты издаются управомоченными субъектами, которые обладают определенными правоохранительными функциями. Действительно, как было указано ранее, одной из задач современного нотариата выступает защита прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, нотариат можно отнести правоохранительным институтам.

Кроме того, Шадрина указывает на то, что нотариальный акт представляет собой особый юридический документ, который обладает рядом характерных особенностей, определенными его содержанием и назначением.

Некоторые исследователи отмечают, что нотариальный акт представляет собой подлинный акт официального лица, уполномоченного производить письменные акты, который выступает доказательством правомерности какого-либо действия [3]. То есть нотариальный акт, с точки зрения данного подхода, выступает актом, подтверждающим правомерность и допустимость действий сторон.

В 2015 году в Государственную Думу был внесен Проект федерального закона № 398234-6 «О нотариате и нотариальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] (далее – Законопроект о нотариате), однако данный законопроект принят не был. Среди прочего Законопроект о нотариате подразумевал нормативное закрепление понятия «нотариальный акт». Так, ч. 1 ст. 63 Законопроекта о нотариате закреплял, что нотариальный акт – это документ, подтверждающий совершение нотариального действия и обстоятельства, при которых оно было совершено. То есть предполагалось, что нотариальный акт будет подтверждать не только совершенные действия сторон, но и указывать, каков был порядок совершения того или иного нотариального действия.

Необходимо разграничивать такие понятия как охрана права и защита права. По нашему мнению, правильной является позиция С.В. Скрябина, считающего, что охрана права определяется как совокупность всех норм гражданского права, обеспечивающих нормальное развитие экономических отношений, а защита права – совокупность гражданско-правовых средств, которые применяются в связи с совершением конкретного гражданско-правового нарушения [5]. Таким образом, понятие охрана права будет являться более широким по сравнению с понятием защита права. О защите мы говорим тогда, когда право уже фактически нарушено и необходимо применение каких-то определенных гражданско-правовых механизмов восстановления такого права. Охрана же предполагает, что фактически нарушения права не произошло, но уже сформированы определенные механизмы, которые направлены на последующую защиту такого права. Следовательно, охрана права будет представлять собой постоянный, непрерывный процесс в то время, как защита права будет носить ситуативный характер.

Все развитые страны, в том числе и Российская Федерация, устанавливают, что права и свободы человека и гражданина является высшей ценностью и государство предпринимает все меры к их охране и защите. Именно гарантии их защиты являются важным условием формирования и развития демократического, правового государства. Уполномоченные органы разрабатывают различные модели защиты прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время, данное направление государственной политики является наиболее важным.

Ст. 2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека высшей ценностью, а защиту прав человека – главной задачей государства.

Права человека являются основой формирования его свободы, которая представляет собой одну их главных человеческих ценностей. Высокая роль свободы, как социального блага, раскрывается во Всеобщей декларации прав человека (далее - Декларация). В декларации свобода трактуется как «возможность делать все, что не приносит вред другому». Человек не может существовать без свободы, она составляет основу его существования. Именно этим обусловлена великая роль права, в том числе и в рамках регулирования деятельности нотариата.

Права представляют собой меру дозволенного поведения человека в обществе и государстве. То есть права устанавливают, как именно человеку и гражданину дозволено вести себя в отношениях с иными членами общества и с государством. Кроме того, права можно рассматривать в качестве установленных границ осуществления власти. Действительно, человек и гражданин имеет власть в пределах предоставленных ему прав: он самостоятельно определяет своё поведение и отношение.

Свобода же представляет собой естественное состояние человека [6]; это, что возможность поступать по собственному усмотрению. Категория свобода является более абстрактной, нежели права, так как ее сложно определить с точностью. Кроме того, свобода предполагает более широкие полномочия, нежели права, так как они не определены с такой точностью как последние. Также свободы можно рассматривать как своеобразные сферы жизни человека, в которые государство не имеет права вмешиваться. Ограничения свобод рассматриваются именно как пределы такой свободы, а не вмешательство со стороны государства. Невмешательство государства обусловлено тем, что данные сферы имеют решающее значение при определении правового статуса личности.

Впервые особую значимость нотариата подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, который указал, что нотариат, в целом, служит реализации и защите публично-правовых интересов [7]. То есть нотариусы, совершая определенные нотариальные действия и составляя нотариальные акты, прежде всего, защищают публичные интересы, которые состоят в обеспечении режима законности и правопорядка на территории России. Режим законности – условия, при которых функционирует закон, а не результат этого функционирования. Правопорядок же – результат, итог осуществления норм права (законов) в режиме законности. Одним словом, законность обеспечивает исполнение законов, а правопорядок – результат такого исполнения.

Важно отметить, что нотариальные акты имеют строгую форму, которая регламентируется специальными правилами. Так, Приказ Минюста России от 30.09.2020 г. № 226 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления» [8]. Нотариусы при составлении нотариальных актов руководствуются данными правилами и не могут от них отступать.

Таким образом, нотариат исполняет возложенные на него обязанности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина посредством разработки разнообразных нотариальных актов.

Можно выделить следующие признаки нотариального акта:

  1. Разрабатываются специальными уполномоченными лицами – нотариусами, которые наделены полномочиями по удостоверению юридически значимых фактов.
  2. Направлен на охрану и защиту прав и законных интересов человека и гражданина.
  3. Подтверждает правомерность действия сторон гражданского оборота.
  4. Выступает особым доказательством в случае возникновения правовых споров.
  5. Имеют установленную законом и иными нормативными и ненормативными правовыми актами форму.
  6. Выступает основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
  7. Обязателен для исполнения, как сторонами правоотношений, так и третьими лицами.

Таким образом, в рамках доктрины права отсутствует единый подход относительно содержания понятия «нотариальный акт». По нашему мнению, нотариальный акт – это особенный правовой юридический документ, который подготавливается уполномоченным субъектом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина.

Список литературы

  1. Ларина О. В., Щербинина Н.С. Сущность нотариата и статус нотариального акта в российском законодательстве // The Scientific Heritage, 2019. № 39-3 (39). – С. 66.
  2. Шадрина Л. В. Нотариальный акт как разновидность правового акта: понятие, сущность, классификация // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2018. № 3 (13). – С. 37.
  3. Ходакова С. О. Особенности правового статуса нотариуса и правовая сущность нотариальных актов в зарубежных странах // Актуальные проблемы правоведения. 2022. № 1 (73). – С. 60.
  4. Проект федерального закона № 398234-6 «О нотариате и нотариальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен 25.05.2015 г. депутатами ГД П.В. Крашенинниковым, А.В. Кретовым). – URL: https://base.garant.ru/57720535/ (дата обращения: 20.04.2023 г.).
  5. Защита гражданских прав: Монография / Отв. Ред. М.К. Сулейменов. – Алматы. 2011. – С. 133.
  6. Лисина О. В. Конституционное ограничение прав и свобод человека и гражданина: понятие и пределы // Вестник ПАГС. 2019. № 3. – С. 11.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18805/ (дата обращения: 20.04.2023 г.).
  8. Приказ Минюста России от 30.09.2020 г. № 226 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления» (вместе с «Формами реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах», «Порядком оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах», утв. решением Правления ФНП от 16.09.2020 г. № 16/20) (Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2020 г. № 60215) (ред. от 24.11.2021 г.). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364051/ (дата обращения: 20.04.2023 г.).

Интересная статья? Поделись ей с другими: