УДК 34

Право и интернет в Китае

Ма Чжэньчао – бакалавр Российского университета дружбы народов.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового регулирования сети Интернет в Китае. Указывается на жесткую политику власти в отношении вопросов оппозиционной информации, если она противоречит нормам нравственности и принятому политическому курсу государства. Особое внимание уделяется анализу нормативно-правовых актов КНР, дающих правоохранительным органам право на блокировку контента и привлечение интернет-провайдеров к уголовной ответственности. Отмечаются серьезность подхода руководства Китая к регулированию интернет-индустрии и использование государственными органами КНР радикальных мер по предотвращению попадания в Сеть информации, подрывающей основы безопасности государства.

Ключевые слова: Китай, сеть интернет, интернет-технологии, информационная безопасность, законодательное регулирование.

С быстрым развитием и применением сетевых информационных технологий ситуация с кибербезопасностью становится все более сложной и серьезной. Интернет должен работать на основе верховенства закона, верховенство закона в киберпространстве является важной гарантией кибербезопасности, а наличие закона, которому можно следовать, является необходимым условием для управления сетью в соответствии с законом [1]. В этой статье сравнивается практика и состояние законодательства Китая, связанного с кибербезопасностью, с целью извлечения пользы для читателей [2]. После 2000 года люди постепенно осознали мощные медийные атрибуты, коммерческие возможности и социальную ценность Интернета, и один за другим были приняты такие нормативные акты, как Правила телекоммуникаций и Меры по управлению информационными услугами Интернета, а различные ведомства стали придавать большое значение участию в управлении онлайновой информацией. В то же время Закон об электронной подписи способствовал развитию электронной коммерции, а Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей о защите безопасности Интернета уделяло особое внимание кибербезопасности [3].

С ростом популярности интернет-приложений интернет из виртуального пространства превратился в незаменимую и важную часть реального общества, открыв этап всесторонней социализации интернета в Китае. 27 февраля 2014 года была создана Центральная руководящая группа по сетевой безопасности и информатизации, и Китай начал двигаться в направлении координации, разработки на высшем уровне и всестороннего правового управления интернетом. Наряду с необходимостью управления Интернетом, в Китае достигнут большой прогресс в сетевом законодательстве.

В октябре 2014 года в Решении Центрального комитета Коммунистической партии Китая о некоторых основных вопросах всестороннего продвижения верховенства закона, принятом на четвертом пленарном заседании ЦК КПК 18-го созыва, было предложено укрепить законодательство в сфере Интернета, усовершенствовать законы и правила в области сетевых информационных услуг, защиты сетевой безопасности и социального управления сетью, а также регулировать поведение в сети в соответствии с законом.

1 июня 2017 года был официально введен в действие Закон Китайской Народной Республики о сетевой безопасности (далее - "Закон о сетевой безопасности"). Будучи первым специальным законом в области интернета в Китае, Закон о сетевой безопасности утверждает принцип суверенитета сети, создает систему защиты критической информационной инфраструктуры, разъясняет права и обязанности отделов управления информационным содержанием интернета, операторов сети и частных лиц в области защиты сетевой безопасности, совершенствует правила защиты личной информации, закладывает фундаментальную основу для построения системы законов и правил сетевой безопасности, став важным этапом в построении верховенства закона в киберпространстве Китая [4].

27 апреля 2021 года на 133-м исполнительном собрании Госсовета было принято Положение о защите безопасности критической информационной инфраструктуры, которое было публично опубликовано Госсоветом 30 июля того же года и состоит из шести глав и 51 статьи, охватывающих определение критической информационной инфраструктуры, обязанности и обязательства оператора, защиту и продвижение, юридическую ответственность и т.д., и вступило в силу 1 сентября 2021 года.

10 июня 2021 года на 29-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва было принято решение о принятии Закона Китайской Народной Республики "О безопасности данных" (далее "Закон о безопасности данных"), который прошел три обсуждения и внесение поправок. Закон о безопасности данных состоит из семи глав и пятидесяти пяти статей, посвященных безопасности и развитию данных, системе безопасности данных, обязательствам по защите данных, безопасности и открытости государственных данных, направленных на обеспечение кибербезопасности, защиту суверенитета киберпространства и национальной безопасности, социальных общественных интересов, защиту законных прав и интересов граждан, юридических лиц и других организаций, а также содействие здоровому развитию экономической и социальной информатизации. Закон о безопасности данных вступает в силу 1 сентября 2021 года.

20 августа 2021 года на 30-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва был принят Закон Китайской Народной Республики о защите личной информации (далее "Закон о защите личной информации"). Закон о защите личной информации состоит из восьми глав и 74 статей, охватывающих основные принципы работы с личной информацией, вопросы, касающиеся чувствительной личной информации, права субъектов информации, вопросы трансграничного обмена информацией и т.д. Он направлен на защиту прав и интересов личной информации, регулирование деятельности по работе с личной информацией и содействие разумному использованию личной информации, знаменуя собой новый этап в развитии законодательной системы защиты личной информации в Китае. Закон о защите персональной информации вступил в силу 1 ноября 2021 года.

Кроме того, Китай выпустил такие программные документы, как "Меры по проверке сетевой безопасности" и "Меры по оценке безопасности услуг облачных вычислений", создав ряд важных систем, таких как проверка сетевой безопасности, оценка безопасности услуг облачных вычислений, управление безопасностью данных и защита личной информации, а также разработав и выпустив более 300 национальных стандартов в области сетевой безопасности, по сути, создав "четыре луча и восемь столпов" системы политики и регулирования сетевой безопасности. восемь столпов" политики и системы регулирования кибербезопасности.

Китай постепенно изучает верховенство закона в области кибербезопасности через свою киберпрактику, начиная с отраслевого саморегулирования и заканчивая ведомственным надзором, и в конечном итоге формирует доброкачественное и устойчивое развитие общества с правовым управлением в качестве ядра. Наше законодательство в области кибербезопасности защищает национальный суверенитет в киберпространстве и права граждан на личную информацию и информационную безопасность.

Однако в последние годы развитие индустрии сетевой информации продолжает сталкиваться с новыми рисками и вызовами. "Наступает новая эра безопасности". По мнению Ву Хэцюаня, академика Китайской инженерной академии, домашний офис и дистанционное обучение способствуют развитию открытой сетевой среды, увеличению роли пользователей и расширению границ защиты, что влечет за собой всевозможные новые риски безопасности; коммерциализация 5G способствует развитию промышленного интернета, а объединение внутренних и внешних сетей предприятий увеличивает риски безопасности промышленного интернета; умные города, интернет вещей и интернет транспортных средств одновременно открывают интернет всего, и безопасности городов уделяется все больше внимания. ...... он сказал, мы должны придерживаться хорошего закона, чтобы обеспечить хорошее управление, усилить руководство партии, предприятий безопасности сети и цифровой промышленности и промышленной цифровизации всех сторон работать вместе, большинство нетизенов активно участвовать в защите экономического и социального развития Китая Великой стены безопасности [5].

Список литературы

  1. Глазунов О. Н., Авдеенко В. В. Специфика правового регулирования сети интернет в Китайской Народной Республике //Общество: политика, экономика, право. – 2017. – №. – С. 93-96.
  2. Азизов Р. Ф. Правовые аспекты функционирования сети Интернет в китайской Народной Республике //Пенитенциарная наука. – 2015. – №. 1 (29). – С. 92-94.
  3. Линь Д. Основы правового регулирования и административного контроля Интернета в Китае //NB: Административное право и практика администрирования. – 2020. – №. – С. 1-9.
  4. Шапорто Т. В., Мохорова А. Ю. Интернет-политика Китая //Неделя науки СПбПУ. – 2019. – С. 438-441.
  5. Федорова Е. А. Специфика функционирования интернета в Китае //Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – №. 8-1. – С. 200-204.

Интересная статья? Поделись ей с другими: