УДК 347.662.3

Развитие юридического образования в современной России: состояние, проблемы и перспективы

Баунов Владимир Викторович – магистрант Государственного университета просвещения

Аннотация: На сегодняшний день образование следует признавать важным институтом современного общества, который направлен на реализацию основополагающей функции, а именно внедрение обучающихся в процесс социализации.

Ключевые слова: реформа образования, высшее образование, демократизация образования, непрерывность образования, цифровизация.

Начнем с того, что прежде, чем ответить на интересующий нас вопрос о том, в какую сторону необходимо менять юридического образование, для того, чтобы оно становилось двигателем социального и экономического развития Российской Федерации (далее – РФ), следует изучить внутреннее строение сектора образования.

Сегодня на мировом уровне высшие учебные заведения (далее – ВУЗ) находятся в сложной позиции в системе социальных институтов, так как ежегодно возрастают ожидания со стороны: населения, предприятий и государства. ВУЗы должны отвечать не только спросу населения по предоставлению качественного юридического образования, чтобы удовлетворить кадровый спрос, но и совершенствовать фундаментальные знания с учетом процесса глобализации, который является основным источником движения развития общества [7, с. 16]. Изменения, которые на сегодняшний день происходят в мире оказывают огромное влияние на развитие стран мира. Процесс глобализации любого государства связан прежде всего со стремление к созданию благоприятных условий внутри страны, что влечет за собой изменение в сложившимся мировом порядке.

Вместе с тем, нельзя не отметить то, что с учетом эпидемиологической ситуации, возникшей при распространении в мире COVID-19, Министерством науки и высшего образования РФ (далее – Министерством образования РФ) проводилась активная политика развития технологически-доступного образования, это связано с тем, что правоотношения, регулирующиеся действующим законодательством, носят динамичный характер и постоянно подвергаются изменениям, все это способствует повышению интереса к изучению проблем, которые зависит от. школьной системы, рынка труда и ситуации в государстве. Однако отметим, что только наличие спроса на высококвалифицированную рабочую силу определяет результативность системы юридического образования.

Существует несколько подходов, которые позволяют оценивать вклад в социально-экономическое развитие субъектов РФ ВУЗов:

  • экономический подход, который деятельность образовательных учреждений рассматривает, как «источник» развития экономики как субъекта, так и государства, так как основной задачей ВУЗа является обучение будущих специалистов, которые после выпуска будут приносить определенный доход;
  • навыко-ориентированный подход предполагает, что образовательное учреждение способствует дальнейшему трудоустройству специалистов согласно рынку труда, путем общения с работодателем, которые предоставляют сведения о необходимости предоставления сведений по обучающимся и выпускникам для обеспечения «кадрового голода»;
  • вклад вузов в инновационное развитие является третьим распространенным подходом к оценке положительных эффектов от деятельности вузов и оценивается посредством изучения эффектов от научно-исследовательской деятельности вузов.

Для того чтобы показать важность исследования указанной проблемы необходимо обратиться к статистическим данным, анализ, которых позволяет сделать выводы о снижении количества студентов, которые обучаются по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Так, если в численность студентов на начало 2010 года составила 7049.8 тысяч, то в указанный период 2020 года это число уменьшилось до 4049.3 тысяч студентов, что примерно достигло уровня 2000 года [8, с. 41].

Согласно действующему законодательству в правовую систему РФ входят общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры, которые должны быть ратифицированы государством.

На международном уровне совместно с участием России и других государств были приняты соответствующие международные договора, которые регулируют, к примеру, реализация двухуровневой подготовки (бакалавариат и магистратура), которая реализуется в рамках Болонской декларации[6]. Государства на общих консилиумах обязаны сообщать о готовящихся мероприятиях по приведению образования в соответствии с международными актами, а другие государства вправе оказать необходимую правовую помощь и иные формы взаимодействия. Однако на сегодняшний день реализация указанных положений, на территории России неэффективно, в связи с тем, что по сравнению с европейскими государствами в РФ другой менталитет. Использование двухуровневой системы в юридическом образовании ставит обучающихся перед большим выбором, а именно: удлинение самого процесса обучения.

Суть приведенного международного акта заключается в том, что:

  • были введены европейские приложения к диплому, указанное действие было направлено на то, чтобы предоставить возможность продолжить обучение за границей или же трудоустроиться;
  • двухуровневая система образования, которая дает возможность бакалавру трудоустроиться в любой европейской стране в соответствии с направлением подготовки юриспруденция;
  • Болонский процесс направлен также на возможность обмена студентами;
  • разработка критериев и методов признания образования в европейских государствах.

На наш взгляд, весь процесс получения образования возможно сократить в два раза, путем оставления общих предметов на первом курсе и введению специализированных на последующих. Для будущих специалистов важны профильные предметы, знания о которых будут необходимы при реализации трудовых полномочий, а не какая-нибудь дисциплина «концепция естествознания», для общего развития. Отметим и то, что бакалавр-юрист с точки зрения законодательства и требований предъявляемых нормативно-правовыми актами, не воспринимается как пригодный для профессиональной деятельности специалист, к примеру, без получения степени «магистр» выпускник не может стать судьей.

Обучение юристов является основной функцией ВУЗа, так как они осуществляют их профессиональную подготовку, единственной проблемой, с которой сталкивается образовательной учреждение это необходимость соответствия современным и будущим потребностям общества, экономики, рынка труда. Осуществление образовательной деятельности не может быть реализовано в определенных рамках, с учетом только своего мнения на современные отношения, процесс глобализации и трансформации общества диктует свои нововведения, чтобы в будущем появлялась возможность принимать какие-то решения по усовершенствованию образования на опережение.

Итак, начнем с того, что в соответствии с действующим законодательством образование направлено на то, чтобы раскрыть все возможностные ориентиры, которые бы способствовали социализации обучающегося в обществе при реализации им полученных знаний. В ВУЗах на данный момент существует возможность, предоставляющая право выбора специальности, по которой бы студент хотел бы обучаться, единственным недостатком является то, что образовательный процесс строиться так, чтобы дать больше базовых данных, чем практических, в связи с чем уже выпускнику приходится «заново» обучаться «трудовым функциям», возложенным на него (об этом говорилось ранее).

Ранее юридическое образование считалось редкой и престижной работой, открывающий «профессиональный путь». Студенты стремились к знаниям, так как понимали, что от них зависит их дальнейшая судьба, так как ни одна другая профессия не смогла занять место по такому количеству спроса. Отметим, что современные студенты делятся на несколько категорий: первые – поступили для того, чтобы работать по профессии, вторые (их большинство) – потому что нужно было куда-то поступить, диплом в таком случае нужен только для того, «чтобы родители были спокойны». Это является большой проблемой для современного общества, так как большую роль в адаптировании к будущей профессии играет ВУЗ, от того как он заинтересует обучающегося в престиже профессии зависит и судьба студента, и судьба ВУЗа. На данный момент на практике отсутствует заинтересованность в получении качественного образования, что порождает неспособный к осуществлению трудовых функций персонал.

Состояние современного юридического образования на сегодняшний день представляет собой возможность обучаться как дистанционно, так и в очном формате, не смотря на то, что ковидные ограничения были отменены. Отметим, что для студентов очных отделений данный формат является недостаточно «полезным», так как «живое» общение с преподавателем, а также одногруппниками, к примеру, при обсуждении проблемы правоприменения, невозможно заменить работой обучающихся на образовательных порталах или, например, в Zoom. Это замедляет процесс интеграции полученной информации между лектором и аудиторией. А вот для студентов, обучающихся на заочной форме обучения, дистанционный формат носит положительный характер, так как зачастую студенты обучающиеся заочно, уже являются сотрудниками действующих государственных структур и образование им необходимо лишь для повышения квалификации или перевода на другое место работы, да и не стоит забывать о том, что численность студентов, обучающихся заочно, намного меньше (например, из приведенных ранее статистических данных, а именно: 4049.3, студентов, которые обучаются заочно составили чуть больше трети от общего числа на начало учебного года (1413.9) [8, с. 64])

Цифровизация образовательного процесса, которая возникла с середины 2019 года по известным нам на то причинам, выражается в обновлении планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также проведении оценки и актуальности дистанционного образования, так как данный процесс позволяет обеспечить каждому студенту освоить материал. Весь этот процесс можно подразделить на три взаимосвязанных между собой этапа [1]:

  • развитие образовательной среды, на базе которой и происходит дистанционное обучение, путем загрузки на сайт необходимых для ознакомления материалов, а также выполненных заданий;
  • возможность электронного доступа к научной литературе, необходимой для усвоения материалов;
  • на основании комплексного анализа осуществление модернизирования организации учебной работы.

Стоит отметить, что многие преподаватели реализуют на своих занятиях (и лекционных, и семинарских) предоставляют возможность испытать полученные знания на практике, например, моделирование судебного заседания, привлекают к участию студентов в конференциях различного уровня, а также проводят с обучающимися вебинары различного характера и направленности, касающихся практической деятельности будущей профессии, в случаях не усвоения лекционного или семинарского материал преподаватель может проведить беседы во внеучебное время (например, дополнительные занятия), а также показывать различный видеоматериал о специфике деятельности будущей профессии.

Все это позволяет выделить следующие обязанности выпускника ВУЗа:

  • будущий сотрудник должен понимать место и роль морально–психологического фактора исходя из понимания современных условий;
  • он должен уметь анализировать социальную обстановку и порождающие ее процессы, а также изучения возможности возникновения новых процессов;
  • обладать знаниями о деятельности будущей профессии и уметь управлять системой работы должностных лиц;
  • уметь организовывать в ходе деятельности мотивировать других сотрудников спокойную психологическую (индивидуально–психологическую) обстановку.

Однако, на наш взгляд, все-таки качество предоставляемых теоретических данных в некоторых случаях «хромает». В связи с этим одним из способов решения указанной проблемой мы считаем повышение уровня социальной активности профессорско-преподавательского состава проявляется в:

  • укреплении авторитета среди обучающихся и формирование доверительного отношения для возможности получения образования для дальнейшей работы;
  • выработке и развитии у преподавателей патриотических качеств и высокого уровня правосознании;
  • немаловажным является поддержание взаимодействия сотрудников внутри ВУЗа;
  • формировании стремления преподавателей получать профессиональные знания, которые способны усовершенствовать качества конкретного человека, особенно выработка готовности к применению на практике;
  • возможности адаптироваться молодым сотрудникам в устоявшемся коллективе, для решения социально–экономических, культурных, научных, экологических и других проблем.

Чтобы повысить процесс обучения студентов необходимо учитывать следующие моменты:

  • прежде всего определение целей обучения и его перспектив, так как без этого пункта невозможно определить необходимость обучения по данному профилю, а также спрос на получение юридического образования;
  • определение основных характеристик исследуемой подготовки с учетом содержания международных и общественных отношений.

Ранее говорилось о том, что на международном уровне действуют соглашения, которые закрепляют возможность получения образования в соответствии с общепринятыми нормами и принципами, однако на данный момент в силу специфики государства, международные договоры реализуются не на должном уровне. Здесь также стоит отметить и то, что эффективно в европейских странах, неспособно действовать с положительным уклоном в России.

К примеру, процесс самообразования и получения необходимых знаний для конкретной личности, в период с 2019 года до сентября 2021 года. Перевод на дистанционное обучения не способствовал саморазвитию обучающихся, а лишь прибавил работы профессорско-преподавательскому составу, так как в юриспруденции существуют профильные дисциплины, которые не могут быть качественно изучены без ознакомления с другими, например, уголовное право (общая часть) и уголовное право (особенная часть);

  • поддержание эффективности морально–психологического состояния обучающихся (здесь говорится о стимулировании обучающихся к процессу обучения и освоения дисциплин, необходимых для возможного трудоустройства).
  • принцип, который способствует реализации вышеперечисленных оснований, являются: принцип целеустремленности (его сущность заключается в том, чтобы обучающиеся выполняли задания, которые были даны профессорско-преподавательским составом, в соответствии с действующим законодательством);
  • принцип непрерывности (весь процесс обучения, определенный действующим законодательством, носит спланированный характер, который требует соблюдение, определенных мероприятий и как говорилось ранее выполнения заданий необходимых для усвоения полученных знаний);
  • принцип оперативности (способность разумно походить к решению возникших при выполнении заданий);
  • принцип самовоспитания (обучающийся постоянно повышает своей образовательный и расширяет кругозор).

Все эти принципы являются основанием для усовершенствования педагогического процесса, который должен развиваться совместно с обществом, что будет в дальнейшем способствовать совершенствование образовательного процесса

Методами, которые используются в процессе обучения, являются воспитание и психологическая подготовка будущего сотрудника, который соответствовал бы требованиям, предъявляемые действующим законодательством.

Все эти методы должны иметь следующие признаки:

  • как говорилось ранее процесс обучения должен мотивировать обучающихся и формировать у них качественные знания, которые будут необходимы для дальнейшей профессии и выражаться в умении поиска и исследования материалов;
  • реализация и раскрытие морально–психологических характеристик у каждого студента;
  • обеспечивать взаимодействие не только с профессорско–преподавательским составом, но и другими обучающимися;
  • создание преподавателем условий, способствующих применению теоретических знаний на практике и общению студентов с уже действующими сотрудниками;
  • преподаватель обязан контролировать процесс познания традиций обучающимися на каждом этапе обучения.

Однако любой процесс обучения зависит только от желания обучающегося, его возможности получать и накапливать знания и постоянно совершенствовать их. Только реализуя принцип самоконтроля возможно стать высококвалифицированным специалистом и патриотом своей работы. Важной задачей является сохранение высокого уровня образования, которое могло бы способствовать повышение уровня воспитания будущих юристов, которая должна реализовываться на внедрении единой концепции обучения и воспитания.

Таким образом, процесс подготовки будущих юристов носит исключительно педагогический характер, который осуществляется на базе ВУЗов при взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, что позволяет способствовать повышению уровня информационно–пропагандистской, психологической, социальной и культурно–досуговой работы, а также психологической готовности к осуществлению обязанностей, в ходе реализации гуманитарно-социальных и профессиональных дисциплин.

Еще одной глобальной, на наш взгляд, проблемой является обеспечение ВУЗа учебно-методическим материалом. Зачастую в библиотечном фонде хранится литература, которая не соответствует действующему законодательству, так как к примеру, с конца 2008 года в Гражданский процессуальный кодекс РФ были внесены изменения около ста раз, что должно было повлечь изменение учебной литературы, которая на момент 2022 года уже является не актуальной. Для студентов, которые обучаются по договору об оказании платных образовательных услуг, процесс обучения обременяется покупкой дополнительного материала, по которому преподаватель требует заниматься. Возникает вопрос: «Как решить данную проблему, если у ВУЗа отсутствует материальная база на приобретение актуальной литературы?».

Особое место в образовании занимают инновационные технологии, которые рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма, что ставит перед Министерством образования РФ и ВУЗами пересмотр содержания и методов обучения с помощью использования результатов и технологий научного поиска, акцентирование внимание на самостоятельной творческой работы обучающихся. С учетом того, что большая часть информации хранится на просторах сети Интернет, считаем необходимым, предоставлять полный доступ к правым системам, а именно: Гарант, КонсультантПлюс, к библиотечным фондам: Юрайт, eLibrary.Ru и другим источникам, которые содержат учебную литературу, которую требует преподаватель.

На сегодняшний день на практике можно встретить и такую проблему, как коррупция в системе образования, которая приводит к снижению качества образования и уровня квалификации будущих специалистов, снижение имиджа и востребованности некоторых специальностей в частности и ВУЗа в целом, что порождает другую проблему, а именно: формирование у обучающихся привычки рассчитывать на помощь из вне и не решать самостоятельно возникающие вопросы [5, с. 142].

На наш взгляд у исследуемой проблемы есть основная причина, а именно: низкая заработная плата преподавателей и отсутствие дополнительных мер поощрения, что порождает формирование у студентов неправильной системы ценностей.

Ежегодно Министерство образования РФ проводит мероприятия по борьбе с коррупцией (например, проведение онлайн-лекции «Коррупция. Как не стать жертвой!» в рамках мероприятия «Территория молодежных инициатив»). А вот на базе ВУЗов первой и самой важной программой является реализация дисциплин, которые в ходе изучения коррупции формирует гражданскую позицию у обучающихся.

Так, федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» была введена дисциплина «Основы антикоррупционной политики в Российской Федерации», в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия» реализуется программа «Расследование преступлений коррупционной направленности» и так далее. На базе ВУЗов можно также включать цикл всероссийских открытых уроков по профессиональной навигации обучающихся на портале «ПроеКТОриЯ», что по нашему мнению позволит сформировать негативное восприятие к такому явлению, как коррупция и искоренению ее в будущей профессиональной деятельности.

Еще одним способом искоренения указанной проблемой, является развитие студенческое самоуправление.

На наш, взгляд, создание например, Общественного Совета по профилактике коррупции, позволит свободно выражать активную гражданскую позицию обучающимися, которые опасаются сообщать о фактах коррупции, а также предоставление возможности совершенствования уже действующей системы горячих линий, которые оповещаются о совершении коррупционных действий. На наш взгляд, зачастую представители ВУЗа при сообщении о совершении противоправных действий никак не фиксируют факты коррупции и тем более не проводят проверок деятельности конкретного гражданина, например, в силу статуса, если преподаватель получил учебное звание профессор и работает в ВУЗе более 10 лет.

По нашему мнению, в программу Национального плана противодействия коррупции можно было бы включить следующие мероприятия:

  • принятие локальных актов в ВУЗах, которые будут гарантировать прозрачность приема экзаменов и зачетов с помощью реализации видеофиксация хода принятия аттестации у студентов;
  • разработка высшими образовательными учреждениям Кодексов корпоративной этики базовых принципов противодействия коррупции (это позволит принимать к нарушителям меры административной или дисциплинарной ответственности) [4, с. 151].

В соответствии со 2 статьей Конституции РФ [1] Россия признана социальным государством, целью которого является создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, в том числе право на получение образование, ведь население, его права и свободы признаны высшей ценностью. На этот счет в юридической литературе можно встретить мнение о том, что «воспитание» высококвалифицированных юристов, правоведов возложено на государственные должности. Об этом говорил В. А. Томсинов, который приравнивал современный процесс юридического образования с образовательными учреждениями XIX века, которые создавались для обучения элиты российского общества [3, с. 7].

Упрощенное отношение общества к юридической профессии и к получению образования в РФ в определенной мере было всегда, так как считается, что для освоения исследуемой профессии не требуется приложения особых усилий.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что:

  • на сегодняшний день можно проследить переход от концепции образования в качестве духовного блага к идее образования как услуги, которая приносит доход, такой подход подрывает систему юридического образования и его качество, что делает его на экономическом рынке конкурентоспособным;
  • если изучить данные Министерства образования РФ, то на территории России действуют только четыре профильных юридических ВУЗов, в которых отсутствуют другие направления подготовки и специальности кроме юриспруденции, но это не означает, что приобретение высшим юридическим образованием массового характера (к примеру, Санкт-Петербургский государственный университет, где по мимо юриспруденции реализуется подготовка специалистов по направлению подготовки Биология: биоинженерные технологии);
  • ранее уже упоминалось о Болонском процессе и введение двух уровней подготовки юристов — бакалавров и магистров, что позволяет трудоустроиться специалистам не только на территории России, но в европейских странах, однако в ходе разработки декларации не была изучена специфика традиций РФ;
  • непрофессиональный подход к процессу донесения теоритических и практических знаний, игнорирование этого факта ведет к размыванию самого понятия «юрист высшей квалификации».

Все это приводит к обесцениванию юридического образования, в ходе получения такого рода знаний, указанными в статье способами (здесь говорится о коррупционных схемах), а именно: зарождение в сознании обучающихся неправильных ценностей [3, с. 10].

Таким образом, на наш взгляд, для модернизирования процесса получения юридического образования возможно путем следующих действий:

  1. Возвращение к конструкции образование-благо, при этом его нужно отделять от словосочетания «образовательная услуга», так как первое шире второго.
  2. Министерству образования необходимо рассматривать вопрос увеличения количества мест обучения обеспечиваемых за счет бюджетные ассигнований либо обеспечение доступности получения образования путем коммерческой основы, но с учетом урегулирования проблем учебно-методического обеспечения, так как все-таки государство заинтересовано в том, чтобы ВУЗы выпускали высококвалифицированных специалистов.
  3. Рассмотрение возможности возврата к специалитету, который позволит, во-первых снизить срок обучения, а, во-вторых, уменьшить затраты на получение образования путем заключения договора об оказании платных образовательных услуг.
  4. Важным является осуществление государственного контроля. Сам по себе этот важный элемент следует считать эффективным способом воздействия на сферы жизнедеятельности.
  5. Ужесточение процесса аккредитации путем более детального акцентирования внимания именно на содержательной стороне образовательного процесса.
  6. Введение единых принципов и планов построения образовательных программ по подготовке юристов.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. и доп.) // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Аналитический доклад-дайджест: Тенденции развития высшего образования. 2021 год. URL: https://www.rea.ru/ru/org/managements/Nauchno-issledovatelskijj-institut (дата обращения: 24.04.2022).
  3. Васильев А. А., Куликов Е. А., Шпоппер Д. Высшее юридическое образование в России: некоторые современные тенденции, проблемы и перспективы развития // Российско-азиатский правовой журнал. 2019. С. 5-12.
  4. Милюков С. Ф., Савченков А. В. Противодействие коррупции в сфере высшего образования // Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере образования: сборник научных статей по материалам IV Сибирского антикоррупционного форума. 2019. С. 149-153.
  5. Митрофанов Н. В. Коррупция в российском высшем образовании // Союз криминалистов и криминологов. 2020. № 4. С. 140-147.
  6. Совместная декларация министров образования стран Европы «Европейское пространство высшего образования». Болонья, 19 июня 1999 года // Распространение Болонского процесса: от декларации к внедрению на практике: часть 1. Сборник европейских и российских документов по текущему курсу Болонского процесса; под ред. Р. Р. Агишева. Казань, КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008. С. 41-45
  7. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Д. П. Платонова, Е. С. Абалмасова, С. К. Бекова и др.; под ред. Д. П. Платоновой, Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 319 с.
  8. Цитирование: Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 134 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: