УДК 347

Публичные элементы правового статуса спортивных организаций

Неустроев Михаил Александрович – студент магистратуры по программе «Юрист в государственном аппарате» Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: В настоящей публикации на основе актуальных норм гражданского законодательства, законодательства о физкультуре и спорте и нормативных правовых актов о юридическом статусе общественных объединений и некоммерческих организаций и ведущих достижений правовой доктрины рассматривается проблематика публичных элементов юридического статуса спортивных организаций в отечественном правовом поле. Доказывается тезис о том, что регуляторная структура управления в профессиональном спорте РФ представлена несколькими управленческими уровнями. Обосновывается, что спортивные правоотношения необходимо анализировать с точки зрения действующего российского права как волевые отношения. В заключении делается вывод о том, что разработанные и внедренные новеллы со стороны законодателя в части регулирования правового статуса спортивных организаций сумели внести существенный вклад в развитие существующих спортивных отношений и определение правового положения организаций спортивной сферы.

Ключевые слова: спортивное право, спортивные организации, правоотношения, общественные объединения, юридический статус.

Основы современного спортивного права надлежит учитывать при участии заинтересованных субъектов в соответствующих спортивных отношениях, которые возникают между вовлеченными гражданами, спортивными организациями, институтами публичной власти и гражданского общества. При этом особый интерес в данном контексте вызывает правовой статус спортивных организаций, находящийся на стыке как частного, так и публичного права.

Соответственно, актуальность выбранной темы статьи определеляется тем, что сегодня можно обнаружить энергичное и стремительное развитие современного спорта, в рамках которого не теряет своей новизны вопрос, касающийся правового регулирования статуса спортивных организаций. Несмотря на довольно высокую степень научной разработанности рассматриваемой проблематики (она находилась в поле зрения таких ученых, как А.А. Бишаева, Ю.И. Гришина, А.А. Самойлова, А.А. Тащиян, В.А. Шилова), в современной литературе в сфере права до сих пор осуждается идея разработки и внесения тех или иных изменений в нормы современного российского права, которые бы напрямую коснулись области спорта, что необходимо преодолеть при динамичном анализе соответствующих правоотношений.

Для начала стоит отметить, что сегодня спорт не ограничивается физическими упражнениями. По сути, это рекреационное пространство, где пропагандируется здоровый образ жизни посредством физического и умственного развития. Это место, где люди собираются, чтобы улучшить свои социальные навыки, укрепить культурные ценности и приспособиться к правилам социального взаимодействия. Физическая активность улучшает индивидуальное здоровье и благополучие, как физическое, так и умственное, учит важным ценностям и социальным навыкам. Спорт расширяет возможности не только на индивидуальной основе, но и на коллективной, ввиду того что объединяет и вдохновляет людей, способствует созданию развитых сообществ.

Для устойчивого развития необходимо не только политическое управление, но и поиск пространств и платформ, которые объединяют людей для достижения общей цели. Массовая привлекательность спорта делает его социальным явлением, где контекст, в котором он развивается, определяет поведение и действия его последователей, особенно когда речь идет о молодежи. Такие ценности, как справедливость и уважение, могут служить примером экономической системы, основанной на честной конкуренции и поддерживающей равное распределение ресурсов.

Регуляторная структура управления в профессиональном спорте РФ состоит из нескольких уровней. Общие правовые, организационные, экономические и социальные вопросы в области спорта регулируются Министерством спорта РФ, иными федеральными министерствами и ведомствами в пределах их полномочий, предусмотренных Федеральным законом РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте» (далее – «Закон о спорте»). Однако первичное регулирование большинства конкретных спортивных вопросов осуществляется на уровне соответствующих спортивных органов по каждому виду спорта, а именно: национальных спортивных федераций, союзов и лиг.

Сущность физкультурно-спортивного объединения (ФСО) как спортивной организации основывается на понятии «общественного объединения», толкование которого определено в ст.5 ФЗ РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Так, исходя из норм, которые содержатся в п.2.ст.8 Закона о спорте, физкультурно-спортивное объединение является одним из нескольких возможных наименований для определения спортивных организаций.

Здесь стоит отметить также то, что, исходя из норм п.1 ст.8 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественные объединения также могут представлять собой союзы и ассоциации, которые попадают под влияние ст.121 ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях». Здесь же стоит обратить внимание на мнение специалистов о том, что указанные выше аспекты все также создают разного рода недоразумения и затруднения, которые непосредственно относятся к процессу государственной регистрации, аккредитации и будущего лицензирования деятельности организации.

Также надлежит установить тот факт, что спортивные правоотношения необходимо анализировать с точки зрения действующего российского права как волевые отношения. Отношения публичных элементов спортивных организаций возникают в ходе реализации физкультурно-спортивных мероприятий, стороны данных отношений являются полноправными носителями юридических прав и корреспондирующих им обязанностей.

Субъектами рассматриваемых правоотношений могут являться обладатели предусмотренных определёнными законами прав и обязанностей. Субъекты эти могут быть самыми различными. Ими могут стать как граждане РФ, так и граждане иностранных государств, как юридические, так и физические лица.

Под объектом подобного рода правоотношений можно указать то благо, в результате которого появляются данные правоотношения между сторонами и касательно которого наличествует субъективное право.

Что же касается сущности правоотношений публичных элементов спортивных организаций, то здесь стоит понимать имеющиеся в них субъективные права, а также существующие обязанности, которые определяют собой степень и границы возможного поведения.

Таким образом, по итогам написания статьи можно сделать вывод о том, что наиболее важными вопросами в контексте рассмотренной проблематики являются вопросы будущего развития правового статуса спортивных организаций и его закрепления в нормах современного законодательства РФ и совершествования отношений, возникающих между публичными элементами правоотношений в области спорта. Стоит также отметить и то, что разработанные и внедренные новеллы со стороны законодателя сумели внести существенный вклад в развитие существующих спортивных организаций, их правового статуса, а также правовых отношений между вовлеченными субъектами в данной сфере.

Список литературы

  1. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собраниие законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
  2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. № 21 ст. 1930.
  3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 145.
  4. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. № 50 ст. 6242.
  5. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник. М.: Академия, 2018. 224 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: