УДК 347.7

Особенности заключения договора подряда на торгах

Сафиуллин Расим Ришатович – студент магистратуры Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Научный руководитель Саттарова Нурия Альвановна – доктор исторических наук, профессор кафедры Административного и финансового права Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Аннотация: В статье анализируются особенности заключения аукционного договора, описываются особенности регулирования отношений по аукционному договору, организация и порядок проведения аукциона, особенности открытого и закрытого аукциона, юридическая природа аукционного договора, требования к содержанию аукционного подтверждения, условия и содержание договора в период проведения аукциона. Аукцион, размер, условия и порядок обеспечения исполнения обязательств в ходе аукциона, те, которые указаны в уведомлении, указывают на преимущества и недостатки контракта на аукционе.

Ключевые слова: конкурс, аукцион, торги, извещение о проведении торгов.

Статья 447 ГК РФ определяет оферту как один из видов процедуры заключения договора [1]. Однако всесторонний анализ норм действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что аукцион следует понимать как особый способ заключения договора, при котором договор заключается с лицом (победителем аукциона), который предложил наиболее выгодные условия в соответствии с требованиями организатора аукциона. Интересно отметить, что в "ГОСТ Р 51303-2013. национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утверждено приказом Росстандарта № 582-СТ от 28.08.2013 г.) [2] категория тендерных заявок соответствует условиям конкурентных переговоров и торгов и называется формой торгов, характеризующейся заключением договора купли-продажи на аукционе с поставщиком (побеждает тот, кто предложил условия, наилучшим образом отвечающие требованиям организаторов торгов). На мой взгляд, эти категории отличаются друг от друга и не могут быть идентифицированы, хотя суть профессий определена правильно. Я считаю, что торги следует рассматривать как способ подачи заявки, заявки; термин "конкурентные переговоры" содержит определение метода торгов и включает в себя различные варианты, в том числе заключение аукционных сделок.

С января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон" О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд " от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее Закон № 44-ФЗ) [3].

Статья 448 Гражданского кодекса Российской Федерации касается организации и проведения торгов, в частности аукционов и конкурсов. Очевидно, что организация и процедура торгов определяются, в частности, особенностями последнего. Статья 448 Гражданского кодекса Российской Федерации различает два вида сделок: открытые и закрытые. Открытые аукционы - это аукционы, открытые по составу участников, в которых может участвовать любое лицо (в зависимости от требований конкретного аукциона или тендера, если таковые имеются). Это применимо в ситуациях, когда участник торгов (клиент) желает ограничить количество или состав потенциальных участников торгов, например, только подрядчиков с определенным опытом или основных производителей соответствующей продукции и т. д.

Одним из интересных вопросов, связанных с организацией и проведением аукционов, является вопрос о правовой природе уведомления об их проведении. Суть проблемы заключается в том, как именно следует интерпретировать такое сообщение: как предложение или просто как приглашение принять участие в торгах [4].

С одной стороны, уведомление о тендере не обладает всеми необходимыми характеристиками предложения. Таким образом, уведомление о проведении тендера не всегда адресовано конкретным лицам (в случае проведения открытого тендера — это уведомление направляется неопределенному кругу лиц), в то время как предложение - это всегда предложение, направленное одному или нескольким конкретным лицам (часть 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, предложение должно содержать все основные условия контракта.

Заявки на участие в торгах не должны содержать таких условий, поскольку некоторые или даже все соответствующие условия могут быть определены результатами торгов. Уведомления об аукционах должны содержать достаточно подробную информацию об этих аукционах, которая указана в части 2 статьи 448 Гражданского кодекса. Следует отметить, что специальные законы могут предъявлять другие требования к содержанию объявления тендера. Так, статья 42 Закона № 44-ФЗ предусматривает особые требования к содержанию уведомления о закупках.

В то же время в судебной практике указано, что отсутствие информации, предусмотренной п. 2 ст. 448 ГК РФ в извещении об аукционе, является нарушением конкурсного производства и основанием для отмены торгов предложения в иске заинтересованного лица.

Объявление об аукционе подлежит публикации в средствах массовой информации, в том числе в Интернете. Следовательно, информация обо всех возможных аукционах, проводимых в государственных и муниципальных целях, должна быть размещена в интернете на Едином веб-сайте по следующему адресу: www.torgi.gov.ru. Как правило, уведомление об аукционе должно быть опубликовано организатором аукциона не позднее чем за тридцать дней до аукциона.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает дополнительные требования к содержанию уведомления о проведении торгов. Из содержания этого стандарта можно сделать два важных вывода.

Во-первых, законодатель прямо указывает, что условия договора, заключенного по результатам аукциона, определяются организатором аукциона в одностороннем порядке. В частности, это означает, что нормы статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации могут применяться к отношениям при заключении договора купли-продажи. Возможность применения к рассматриваемым отношениям ст. 428 ГК РФ означает, что участник торгов, как сторона, заключившая договор, вправе требовать расторжения или изменения договора по основаниям, предусмотренным настоящей статьей. Конечно, следует отметить, что не все договорные условия устанавливаются организатором аукциона, поскольку некоторые из них изначально предназначены для определения по результатам конкурса или аукциона.

Второй важный вывод, который можно сделать из содержания комментируемого стандарта, заключается в том, что условия контракта должны быть включены непосредственно в уведомление о проведении торгов. С одной стороны, такое требование оправданно, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 448 Гражданского кодекса условия договора должны быть полностью установлены на дату подведения итогов аукциона. С другой стороны, в законе прямо не указано, в какой степени договорные условия должны быть включены в уведомление о заключении контракта: должно ли оно указывать только те условия контракта, которые необходимы для установления других условий контракта в ходе тендерной процедуры, или же проект будущего контракта должен быть составлен в соответствии с законом, либо прилагается к уведомлению о сделке. Итак, в искусстве. 42 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении торгов должно содержать только краткое изложение условий договора, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте поставки товаров, являющихся предметом договора, место выполнения работ или услуг, являющихся предметом договора, а также условия поставки товаров или завершения работ или график оказания услуг, начальная (максимальная) цена договора, источник финансирования.

Таким образом, сегодня в законодательстве и на практике существуют разные возможности. Часть 5 ст. 448 ГК РФ посвящена вопросам обеспечения исполнения обязательств участника торгов, с одной стороны, и его организатора-с другой. По сравнению с предыдущей версией этой статьи список допустимых средств безопасности был расширен и теперь включает: а) первоначальный взнос, вносимый участниками торгов; б) независимую гарантию, предоставляемую как участниками торгов, так и их организатором.

Кодекс не предусматривает других способов обеспечения обязательств в случае проведения торгов, но может быть включен в специальные законы. 44 Закона №44-ФЗ предусматривает, что предоставление покупателем заявки на участие в аукционе или закрытом аукционе может быть обеспечено денежной (гарантийной) оплатой или банковской гарантией. Выбор способа подачи заявки на участие в тендере или закрытом аукционе осуществляется участником закупки. Возможность использования методов, не предусмотренных законом, для обеспечения обязательств лиц, участвующих в аукционе, является спорной.

Результаты тендера формулируются в виде протокола. Согласно ст. 448 Гражданского кодекса протокол об итогах аукционов, подписанный в день проведения аукциона или конкурса, имеет силу договора. Для этого протокол должен содержать информацию обо всех основных условиях контракта, в том числе о тех, которые были определены в конце тендера

Частым последствием отказа подписать протокол является обязательство участника торгов (независимо от того, является ли он участником торгов или нет). участник торгов или участник торгов), чтобы возместить одному или нескольким другим лицам, понесшим убытки в результате этого, долю, превышающую гарантийную сумму, если таковая имеется.

Пункт 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, как и предыдущий, является новым в Гражданском кодексе и, по сути, преследует те же цели, что и пункт 7: обеспечение соблюдения принципа конкуренции и баланса интересов всех участников торгов. Принимая решение об участии в тендере и формулируя свое предложение, каждый потенциальный участник торгов принимает во внимание условия будущего контракта, составленные и предложенные участником торгов (застройщиком). Изменение этих условий после определения победителя и заключения контракта на условиях, например, на более выгодных и преференциальных условиях для победителя, представляет собой нарушение прав других участников торгов, которые участвовали в тендере и не были признаны победителями. Кроме того, возможность изменения контракта в результате тендера увеличивает риск сговора между участником торгов (генеральным подрядчиком) и недобросовестным участником торгов.

Чтобы избежать этих рисков, законодательный орган включил в Кодекс новое правило, согласно которому условия контракта, заключенного после тендера, могут быть изменены сторонами только в том случае, если это изменение не затрагивает условия контракта, необходимые для определения цены тендера tenders.as в других случаях применяется это правило к сожалению, только в том случае, если контракт должен быть заключен только в рамках тендера в соответствии с четкой юридической инструкцией.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Cправочная правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.11.2022).
  3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ 2013 // СЗ РФ, 2013. № 14. Ст. 1652.
  4. Гатаулина Л.Ф. Актуальные вопросы конкуренции в сфере проведения торгов // Вестник Омской юридической академии, 2014. № 1 (22). С. 39-42.

Интересная статья? Поделись ей с другими: