УДК 34.096

Проблемы нецелевого использования бюджетных средств

Лаптева Софья Андреевна – cтудент Юридического института Вятского государственного университета

Научный руководитель Коротаева Ольга Анатольевна – старший преподаватель кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Вятского государственного университета

Аннотация: В данной статье анализируются и обсуждаются текущие проблемы, связанные с правонарушениями нецелевого использования бюджетных средств. Также выявлены некоторые проблемы привлечения к ответственности за нецелевое использование бюджетных денежных средств. Анализ данных правонарушений основан на конкретных примерах судебной практики, а также на использовании статистических данных для отслеживания прогресса раскрытия таких преступлений. Принимая во внимание предлагаемые изменения, приведена аргументация в пользу необходимости изменений действующего законодательства. По итогам исследования делается вывод о необходимости пересмотра федерального законодательства, а также об учете предлагаемых изменений в проекте новой редакции Бюджетного кодекса РФ.

Ключевые слова: нецелевое использование бюджетных средств, бюджетное законодательство, ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, проблемы нецелевого использования бюджетных средств.

В настоящее время успешная реализация бюджетной политики государства невозможна без эффективного контроля за расходованием бюджетных средств, что обусловливает актуальность изучения механизма бюджетного контроля и его совершенствование. Потратить денежные средства, которые государство выделяет из бюджета бюджетным и автономным учреждениям, можно на конкретные цели. Цели определяются по заранее согласованному плану. За надлежащим выполнением целей наблюдают надзорные органы. Если бюджетные и автономные учреждения направляют бюджетные средства на другие задачи, которые не были заранее запланированы, то это считается грубым нарушением. В таком случае используется понятие «нецелевое использование бюджетных средств».

На протяжении последних десятилетий особую актуальность приобретают общественные отношения, обеспечивающие деятельность в бюджетной сфере. В настоящее время пристальное внимание уделяется особенностям расходования бюджетных денежных средств согласно целям, на которые они выделяются. Учитывая условия рыночной экономики, а также возможность получения финансирования со стороны государства, повсеместно совершаются деяния, которые впоследствии признаются противоправными. В первую очередь – это нецелевое расходование бюджетных денежных средств, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством.

Осуществление исключительных государственных расходов без предоставления достаточно открытой и доступной информации о них подразумевает более слабую систему сдержек и противовесов, которая выявляет «уязвимости системы» и подвергает риску коррупционных практик или нецелевого использования государственных средств. В случаях, когда бюджетные средства распоряжаются не по назначению, то может наступить ответственность в виде взыскания данной суммы.

К одному из видов правонарушений в финансовой сфере относится период нецелевого применения средств после выделения бюджетных средств. Специфика бюджетной направленности заключается в том, что периодом нецелевого использования средств признается период с даты начала перенаправления средств на непредусмотренные цели, до момента их возврата в бюджет. Ответственность за подобное нарушение влечет за собой выплату штрафа в виде двойной учетной ставки рефинансирования, утвержденной Центральным банком Российской Федерации (далее – ЦБ РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), нецелевое использование – это направление денежных средств из бюджетной системы Российской Федерации на цели, не надлежащим законодательно закрепленным целям [1].

Если определенное лицо нарушает бюджетное законодательство по каким-либо причинам, то для него устанавливаются определенные виды ответственности в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Виды ответственности бывают различными, представленными в статье 306 БК РФ: уголовными, административными и в виде бюджетных мер принуждения.

Отдельно в Уголовном кодексе (УК РФ ст. 285.1) [3] и в Кодексе административных правонарушений (КоАП РФ ст. 15.14) [2] прописаны уголовная и административная ответственности соответственно за нецелевое использование бюджетных средств.

Нецелевое расходование бюджетных средств наказывается штрафами. Штрафы устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как правило, штраф выплачивается либо в виде материальных средств, либо в виде удержания заработной платы, либо присуждением принудительных работ на определенные сроки и т.д.

Также считаем важным отметить, что для бюджетной политики ключевым элементом являются межбюджетные трансферты. Определения форм трансфертов в Бюджетном кодексе неоднократно менялись. Стоит обратить внимание, что на протяжении последних лет определение данных форм было подвержено изменению. Связано это было с установлением различных видов трансфертов по различным принципам. Например, на долевые и не долевые, на текущие и капитальные.

На сегодняшний день не существует термина для целевых не долевых трансфертов. Действующая редакция БК РФ не предоставляет определение данного понятия. В современных условиях сложилась такая ситуация, что в виду отсутствия инструмента, который используется для не долевого целевого финансирования, которая привела к отражению региональными и федеральными властями вида финансовой помощи как иные межбюджетные трансферты. Таким образом, ниже на рисунке 1 представлен рост объема трансферта данной группы.

1

Рисунок 1. Трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации, 2013–2022 гг.

Таким образом, можно предложить закрепить данное определение в ст. 6 БК РФ «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе» следующим образом:

Определение целевого недолевого трансферта представлено в статье 6 БК РФ. Целевой недолевой трансферт представлен в качестве трансферта, который передается в соответствующий бюджет для того, чтобы профинансировать решение установленных задач. Данный вид трансферта служит хорошим способом передачи материальных ресурсов для выполнения функций. По мнению органов власти – это важно, так как они предоставляют трансферт, но это не так важно для тех, кто получает трансферт.

В предыдущей редакции БК были скорректированы положения Бюджетного кодекса в части распределения межбюджетных трансфертов, в целях упрощения порядка предоставления межбюджетных трансфертов, не предоставлялись в отчетном финансовом году и не использовались на начало текущего финансового года. Автор считает, что предыдущая редакция БК корректнее, так как распределение межбюджетных трансфертов и заключение соглашений по ним до начала следующего финансового года обеспечат прозрачное доведение бюджетных средств до субъектов. Следовательно, произойдет минимизация рисков в процессе формирования региональных бюджетов.

Нынешнее бюджетное законодательство считает приоритетным привлечение к ответственности учреждений за нецелевое использование бюджетных средств. Связано это с тем, что любые бюджетные средства носят только целевой характер, все без исключения.

Но трудности возникают у соответствующих лиц, которые получают бюджетные средства, по поводу квалификации использования данного вида денежных средств.

Согласно ст. 38 БК РФ, целевая принадлежность бюджетных денег заключается в том, что информация по лимитам финансовых обязательств и ассигнованиям доносят до определенных получателей, направляя на цели их использования. Законодательство о бюджете утверждает распределение бюджетных ассигнований по всем распорядителям средств, которые реализуют направления целей расходования государственных денежных ресурсов. Учитывая всю масштабность и распространенность нарушений законов о бюджете, в 2003 г. в УК РФ была включена статья ст. 285.1, которая предусматривает уголовную ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств. Вместе с тем, статьей 151 УПК РФ производство предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях данной категории отнесено к компетенции следователей Следственного комитета Российской Федерации. За 2019 г. Органами Следственного комитета РФ было возбуждено 20 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 285.1 УК РФ, в 2020 г. – 29 (+ 45%), в 2021 г. – 20 (– 31%), в 2022 г. – 39 (+ 95%) [9].

Самыми многочисленными в бюджетной сфере являются те судебные разбирательства, которые связаны непосредственно с нецелевым использованием бюджетных средств. Данное утверждение было основано на статистических данных.

К ответственности привлекаются органы власти и учреждения, которые допустили нецелевое использование средств. Чаще всего привлекаются должностные лица, а не сами учреждения на основании ст. 15.14 КоАП РФ [8]. На сегодняшний день весьма обширный является практика по судебным разбирательствам в данной сфере. Ниже будут перечислены случаи привлечения к ответственности глав администрации муниципальных образований:

  • на основании решения Верховного Суда Республики Бурятия от 20 февраля 2020 г. № 12-30/2020: неправильное использование КБК, когда был ответственный за ведение бухучета;
  • на основании решения Красноярского краевого суда от 13 февраля 2020 г. № 7п-80/2020: перечисление бюджетных средств на капитальный ремонт не муниципальных помещений при имеющейся подписи начальника отдела недвижимости на счете, который подтвердил операцию;
  • решение Ивановского облсуда от 8 октября 2019 г. № 21-262/2019: оплата работ, невыполненных полностью при наличии организации и лица, которые в свою очередь реализовали строительный надзор.

Так же стоит отметить еще один случай решения Вологодского облсуда от 1 августа 2019 г. № 7А-395/2019, когда было привлечено к ответственности лицо, являющееся руководителем учреждения. В данном случае руководитель оказал услугу, которая не входила в муниципальное задание за счет бюджетных средств в том случае, когда он подавал учредителю ходатайство об изменении задания.

Выделяется несколько видов нецелевого расходования бюджетных средств [6]:

  • расходование сверх нормы, утвержденной в нормативных документах;
  • использование для оплаты расходов, которые осуществляются за счет бюджетов других уровней;
  • оплата расходов из внебюджетных источников, если они не предусмотрены в бюджете;
  • несанкционированный перевод денежных средств;
  • использование средств целевых бюджетных фондов, резервных фондов на цели, не урегулированные положениями об этих фондах;
  • направление бюджетных средств на оплату целей, которые не касаются учреждения;
  • реализация нужд, не соответствующая целям направленности утвержденных программ.

Согласно статье 6 и пункту 1 статьи 152 БК РФ, бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, однако законодатель относит субсидии, предоставляемые этим учреждениям, к бюджетным средствам Российской Федерации.

Следует также учитывать, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, согласно статье 15.14 КоАП РФ, возлагается только на получателей бюджетных средств.

Для того, чтобы устранить возможные проблемы, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств в Российской Федерации, мы рекомендуем внести некоторые дополнения и корректировки в отдельные законодательные акты.

В целях ужесточения мер ответственности в рамках действующего законодательства, представляется, что в ст. 15.14 КоАП РФ о «Нецелевом использовании бюджетных средств» необходимо увеличить сумму штрафа для должностных лиц 50000-100000 рублей, а сроки дисквалификации повысить на 3-5 лет.

Исходя из вышесказанного, выделим проблемы и предложим пути их решения.

  1. Отсутствие в бюджетном законодательстве определения «целевых недолевых трансфертов». Предлагаем в ст. 6 БК РФ закрепить данное определение:
  2. «Целевой недолевой трансферт – это трансферт, передаваемый в региональный или местный бюджет для финансирования решения заранее установленных задач». Данное определение необходимо для закрепления, так как целевой недолевой трансферт предоставляет средства в виде трансферта на определенную услугу, не требующие софинансирования данной услуги со стороны трансфертополучателя. Такие трансферты стимулируют проведение расходов в социально-значимых областях или предоставляются в условиях делегирования полномочий.
  3. В целях ужесточения мер ответственности в рамках действующего законодательства, представляется, что в ст. 15.14 КоАП РФ о «Нецелевом использовании бюджетных средств» необходимо увеличить сумму штрафа для должностных лиц 50000-100000 рублей, а сроки дисквалификации повысить на 3-5 лет.

Таким образом, рассматриваемый вид бюджетного нарушения требует повышенного внимания со стороны законодателя, и в качестве предупреждения совершения такого вида нарушений считаем целесообразным ужесточение мер юридической ответственности в данной сфере.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.02.2023) // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  4. Апелляционное определение Московского городского суда от 19.12.2018 по делу N 10- 17901/2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/ (дата обращения 15.03.2023).
  5. Апелляционное постановление Московского городского суда от 28.03.2018 N 10-5502/2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/ (дата обращения 15.03.2023).
  6. Каширина, М. Д. Основные аспекты ответственности за нецелевое использование бюджетных средств / М. Д. Каширина, О. М. Калайда // Молодежь и будущее: управление экономикой и социумом : Сборник статей участников всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 11 апреля 2019 года / Под общей редакцией Е.П. Велихова. Ответственный за выпуск Е.А. Колесник. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. – С. 223-227.
  7. Киселева, У. А. Нецелевое использование бюджетных средств как проблема бюджетного законодательства / У. А. Киселева // Молодая наука – 2022: Сборник статей IХ Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Москва, 28 апреля 2022 года. Том 2. – Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2022. – С. 71-76.
  8. Судебная практика по статье 15.14 КОАП. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/law/koap/razdel-ii/glava-15_2/statia-15.14_1/ (дата обращения 15.03.2023).
  9. Статистическая информация. Следственный комитет РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sledcom.ru/activities/statistic/?print=1 (дата обращения 15.03.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: