УДК 37

Методы обучения игре в баскетбол и особенности их применения при обучении студентов

Костромина Ольга Владимировна – старший преподаватель, доцент кафедры Самарского государственного технического университета

Воронцова Елизавета Сергеевна – студентка Самарского государственного технического университета

Аннотация: В статье рассмотрены методы обучения основных техник, применяемых для игры в баскетбол, и специфические принципы обучения игре в баскетбол студентов.

Ключевые слова: баскетбол, студенты, методы, методика, обучение, бросок, ловля, ведение мяча.

Современный баскетбол – это очень популярная спортивная игра, занимающая одно из ведущих мест во всем многообразии спортивных игр. Баскетбол является также эффективным средством физического воспитания молодежи, однако должного внимания баскетбольному образованию не уделяется. Система физического воспитания в высших учебных заведениях Российской Федерации имеет ряд слабых мест, среди которых можно выделить непроработанность методики обучения баскетболу.

Отметим, что с этим нет проблем в специализированных секциях, однако среди студентов, посещающих занятия по физическому воспитанию, найдется немало тех, кто или уже любит эту игру, или гипотетически мог бы ей увлечься в случае правильного и эффективного обучения.

При этом знания и навыки студентов, необходимые при игре в баскетбол, часто достаточно слабы.

Важно отметить, что преподаватель физической культуры во время обучения сталкивается со студентами с разным уровнем подготовки и здоровья, вследствие чего целесообразно разделять обучающихся по группам в зависимости от степени их овладения техническими приемами игры.

В рамках статьи для полноты отображения процесса обучения игре в баскетбол рассматриваются принципы поэтапного обучения для начинающих. В целом, эти же принципы могут быть применены и при обучении более опытных игроков, однако ясно, что если, например, игрок уже владеет техническими приемами игры на достаточном уровне – описанные принципы распространяются уже на его обучение тактике, и само обучение не будет стартовать с выработки элементарных движений.

Итак, обучение всегда должно начинаться с формирования общего представления об игре в баскетбол и ее сути. Это достигается различными демонстрационными и словесными методами. Используется объяснение, показ фильмов, демонстрация приёмов и т.д. [2].

Затем необходимо уделить время общей подготовке студентов, поскольку ясно, что не имеет смысла обучать специальным приемам человека, общая подготовка которого не позволяет эти приемы правильно выполнить [3].

После этого следует обучение технике игры. В общем виде процесс обучения можно представить следующей схемой (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Этапы обучения игре в баскетбол.

Конечно, обучение технике и тактике игры – не совсем поэтапные процессы, обычно то происходит одновременно. Однако нами это было выделено именно как два этапа, поскольку для понимания тактических целей игры необходимо владеть хотя бы элементарными техническими приемами. На практике это означает, что, несмотря на то, что обучение тактике и технике происходит одновременно, обучение технике игры стартует раньше.

При овладении техникой игры главная задача – усвоение общей структуры приемов в целом. Одновременно уделяют внимание точности выполняемых движений, а также развитию меткости.

Для начала изучают ограниченное число приемов; здесь главным образом используется целостный метод обучения, в рамках которого речь идет о достаточно большом количестве повторяющихся движений в упражнении – например, отработка баскетбольного шага до тех пор, пока он не будет поставлен на приемлемом для продолжения уровне [1].

Наиболее важно на этом этапе развить непринужденную технику ведения и владения мячом. Здесь используются специальные упражнения, связанные с ловлей мячей, жонглированием мячей разного размера и веса, и при этом такую работу в обязательном порядке сочетают с правильной работой ног для ее последующей постановки.

Когда овладение элементарной техникой игры произошло – подключается обучение тактике игры, и далее два этих блока обучения происходят одновременно, а с совершенствованием навыков они постепенно сращиваются в упражнения, которые одновременно направлены на развитие как техники, так и тактики, с этого момента разделение весьма формально и на практике отсутствует.

Здесь речь идет уже о технико-тактических приемах.

Для непосредственного подведения к коллективным действиям в нападении и привития навыков опекать определенного противника в защите используются различные игры с мячом, технически схожие с баскетболом, но не имеющие такого же набора правил и потому более легкие для освоения.

Изучение тактики игры начинается с овладения основами индивидуальных действий в нападении, а затем и в защите. При этом каждая система, как защиты, так и нападения, изучается в определенной последовательности.

В целом, данная последовательность похожа на методику обучения игре в целом, с той лишь разницей, что здесь речь идет о более структурированной подготовке для игроков, которые уже освоили базовые навыки игры, соответственно, здесь уменьшается количество подготовительных и подводящих упражнений, зато наибольшее внимание уделяется групповым взаимодействиям и непосредственно командной игре (рисунок 2).

2

Рисунок 2. Этапы изучения отдельных действий в баскетболе.

На каждом из этапов, показанных на рисунке, с целью совершенствования владения обучающимися навыков игры условия упражнений усложняются. Для этого могут быть использованы, например, такие способы усложнения:

  • взаимодействие выполняется в замедленном темпе с пассивной защитой по заданию;
  • упражнение требуется выполнять в темпе, характерном для соревновательной игры;
  • необходимо выполнять игровые действия с активным сопротивлением по заданию;
  • тренировка движений происходит при произвольном активном сопротивлении;
  • закрепление навыков и умений в учебных с осложнением, например, при игре с уменьшенными составами, на половине площадки и т.д. [2].

В целом, постоянное изменение игровых ситуаций будет способствовать лучшему усвоению технических приемов игры, формированию тактического мышления, улучшению работы в команде. Кроме того, это позволит избежать рутины, поддерживать таким образом интерес студентов к обучению игре в баскетбол и их высокому эмоциональному отклику, который, в конечном счете, также благотворно отразится и на общем самочувствии студентов, и на результатах из обучения.

Список литературы

  1. Использование технических средств обучения в баскетболе при бросковой подготовке юных спортсменов / Е.Е. Яворская, А.Г. Родионова, Е.А. Колиненко, С.Ю. Власенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 4 (182). – С. 541-543.
  2. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 336 с.
  3. Хасанов Р.Т. Развитие технического и тактического мастерства в баскетболе // Образование и личность: методологические и прикладные основания: сб. ст. к 3 Междунар. науч.-практ. форуму «Территория спорта, здоровья и безопасности жизнедеятельности». – Оренбург, 2021. – С. 347-351.

Интересная статья? Поделись ей с другими: