УДК 372.8

Применение активных методов обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Бруев Иван Александрович – студент Балашовского института (филиала) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Аннотация: В статье говорится о значимости использования в педагогическом процессе активного метода обучения и его важности для обучающегося. Выявлены положительные стороны активного метода на уроках безопасности жизнедеятельности. А также проведено исследование с целью выявления, как часто в педагогической деятельности используется данный метод.

Ключевые слова: активный метод обучения, образование, обучающиеся, педагог, основы безопасности жизнедеятельности.

На сегодняшний день система образования предоставляет нам новые образовательные технологии, другими словами информативно-образовательную среду. В следствии, образование стало носить деятельностный характер, а его целью является развитие личности обучающегося. Весь образовательный процесс направлен на совершенствование и изменение различных видов деятельности обучающихся, на реализацию проектных и исследовательских работ.

Нужно понимать, что передача знаний в «готовом» виде является не эффективной деятельностью, а необходимо научить детей самостоятельности. Другими словами они должны овладеть новыми знаниями и видами деятельности, и только тогда можно считать правильным подходом к обучению подрастающего поколения. Для реализации данной цели необходимо применять активные методы обучения [1, с.15-18]. Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые характеризуют высокую степень включенности обучающихся в учебный-познавательный процесс. Помимо этого, они активизируют познавательную и творческую деятельность обучающихся при решении поставленных задач.

Существует ряд причин, почему именно данный метод обучения необходимо применять на дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»:

  1. На уроке ОБЖ полученные знания должны быть применены на практики (отработка умений в оказании ПМП, действия обучающихся при эвакуациях и т.д.) Именно практика станет хорошим средством получения и закрепления ЗУН (знания, умения и навыки).
  2. Применение активных методов обучения (АМО) на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности», решает следующие задачи:
  • мотивирование учебно-познавательной деятельности обучающихся в зависимости от разного уровня компетентности;
  • совершенствование качества контроля знаний обучающихся;
  • прийти к осознанию за результат своих действий и поступков.

Вследствие чего, преподаватель должен овладеть следующими видами активного метода обучения: деловые игры, метод «мозговой штурм», кейс-метод, метод разработки проектов, анализ конкретных ситуаций, деловые управленческие и ролевые игры, проведение круглых столов и проблемных ситуаций и т.д. Все это, безусловно, пробуждает интерес обучающихся к обучению [2, с.68-71]. Однако, на практике же применение активных методов обучения (АМО) требует от преподавателя огромных усилий и затрат, а самое главное необходимых навыков и бесценного времени. В момент разработке самого урока основные затраты приходятся на выбор определённого метода и времени для его реализации, также нельзя забывать о том что урок должен соответствовать всем поставленным задачам и целям. Применение познавательной деятельности без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вследствие чего в ходе самого обучения важно регулярно развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся. Ведь значимый мотив учения и есть сильное средство воспитывающего обучения, которое способствует увеличению качества обученности.

Существует следующий ряд наиболее эффективных методов, которые можно применять на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности»[3, с.53]:

  1. Кейс – преимущество данного метода в следующем, обучающимся предлагают жизненную, проблемную ситуацию, которую они должны понять, далее проанализировать и разработать определенный алгоритм действий, который поможет решить поставленную задачу. Целесообразно использовать данный метод на следующих темах как: «Правила поведения при террористических атаках», «Действия в заложниках», «Безопасное поведение на дороге» и т.д.
  2. Игровые методы – педагогической ценностью является мотивационный характер, обучающийся руководствуется личностными установками и мотивами, своим опытом. В игре предоставляется возможность проигрывания отношений и ситуаций, существующих в реальной жизни. В результате чего, обучающиеся узнают что-то новое, закрепляют материал, развивают творческий потенциал, изучают тему с разных сторон.
  3. Дискусия - ее отличительные черты это сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения спора, столкновение различных точек зрения и позиций. Хорошая возможность обучающимся повысить свою осведомленность в материале интересующих их тем курса ОБЖ.
  4. Баскет-метод – данный метод обучения дает возможность обучающимся попробовать себя в роли различных сотрудников, работников учреждений, которым нужно разобрать накопившимся отчетами, служебными записками и по каждому принять соответствующее, а самое главное правильное решение. Метод направлен на работу с документами, которые относятся к повседневной деятельности какого-либо учреждения. Эффективно метод применять на уроках ОБЖ именно в старших классах. Например, урок на тему «Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе». Когда в процессе урока обучающийся может стать: врачом-инфекционистом, министром здравоохранения, будущей мамой и примерить на себя множество других ролей.

Рассмотрев более подробно характеристику активных методов обучения (АМО), можно прийти к выводу, что применение различных его видов можно использовать на протяжении изучения всего курса ОБЖ.

И чтобы выяснить, как часто применяют АМО по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», на базе Муниципальной общеобразовательной школы «Средняя общеобразовательная школа с. Репное Балашовского района Саратовской области», было проведено исследование, а именно анкетирование для 10 и 11 классов. Целью исследование стало мнение обучающихся об использовании активных методов обучения. Анкета состояла из 8 вопросов открытого и закрытого типа.

В опросе приняло участие 20 обучающихся: 10 класса в количестве 11 человек и 11 класс – 9 человек. Далее мы видим следующие результаты:

Среди обучающихся существует умеренный уровень заинтересованности (46,1% - десятиклассники и 53,4% - одиннадцатиклассники) к данной дисциплине. Об этом свидетельствуют следующие результаты опроса: большинство учащихся (66,2% - 10 кл., 69,1% - 11 кл.) ответили на вопрос: «Насколько интересно Вам изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»?» отрицательно, практически не воспринимают информацию, которая излагается в виде лекционного материала. Отсутствие интереса к предмету «ОБЖ» характеризуется тем, что при проведении занятия учитель не использует АМО. Ведь урок «Основы безопасности жизнедеятельности» - это та дисциплина, где должны быть использованы методы, которые направлены на активизацию мыслительной и творческой деятельности. Однако, лекция – это традиционный метод обучения, основанный на изложении большой части учебного материала педагогом. И зачастую учитель не старается добавить в лекцию элементы творческого и активного характера. Именно по этой причине лекция считается малоэффективной при изучении данного предмета.

Рассматривая использование игрового метода на уроках ОБЖ и его эффективность, мы получили вполне ожидаемые результаты (83,7% и 98,2% соответственно). И именно при помощи игры мы можем воссоздать и самое главное усвоить общественный опыт. А это удовлетворяет требованиям предмета «Основ безопасности жизнедеятельности.

На вопрос: «Готовы ли Вы активно участвовать в решении проблемы (вопроса)?» Большинство обучающихся ответили положительно, однако есть небольшой процент обучающихся затрудняющиеся дать ответ, либо вовсе не готовы участвовать в этом процессе.

При ответе на вопрос: «Благодаря каким методам и/или источник(и) знаний, Вы наиболее эффективно запоминаете новую информацию?». Самыми продуктивными, обучающиеся считают игровые методы, а также дискуссии, «мозговой штурм», «круглый стол». Также выбрали метод проектов и конечно же такие источники информации как: фотографии, видеоролики и аудиозаписи. Самыми неэффективными, в плане усвоения новых знаний, школьники обозначили учебник, телевидение.

И последний, самый главный вопрос: «Как Вы считаете, целесообразно ли применение активных методов обучения на уроках ОБЖ?» Большинство респондентов (95,6% и 88,9%) ответили, что да, рационально использовать АМО на уроках. Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод о том, что обучающимся не просто нужно изучать «Основы безопасности жизнедеятельности» с учетом применения активных методов обучения, но и они, в свою очередь, испытывают в этом острую потребность.

Наша страна нуждается в ответственной и самостоятельной личности, которая сможет обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками (ЗУН), а самое главное сможет применять их на практике [4, с.55-62]. Поэтому дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для того, чтобы подготовить обучающихся к безопасному поведению, как в повседневной жизни, так и в опасных ситуациях. Молодые люди должны сформировать здоровый и безопасный образ жизни, и именно применение активных методов обучения на уроках будет самым эффективным и целесообразным способ для становления личности.

Список литературы

  1. Бессчетнова О.В., Говорунов И.И. Проектирование образовательного пространства в контексте безопасности: сб. науч. тр. фак-та физической культуры и безопасности жизнедеятельности // Актуальные проблемы физической культуры и безопасности жизнедеятельности / под ред. Л.В. Кашициной. – Саратов: Саратовский источник, 2020. – С. 15-18.
  2. Киселев А.А. Использование активных методов в обучении студентов как современная проблема высшего образования: сборник трудов конференции. // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества : материалы II Междунар. науч.-метод. конф. (Чебоксары, 14 нояб. 2018 г.) – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – С. 68-71.
  3. Курбатова О.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб. пособие/ О.В. Курбатова, Л.Б. Красноперова, С.А. Солдатенко – Кемерово: Кемеровский аграрный техникум, 2017 - 53 с.
  4. Фадейкина Е. А. Актуальные практико-ориентированные методы преподавания ОБЖ в свете новой Концепции // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2020. № 2 (6) / июль. С. 55-62.

Интересная статья? Поделись ей с другими: