УДК 376

Дифференцированный подход к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Григорьева Карина Юрьевна – студентка Психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье исследуются основные теоретические и методические подходы к нарушению звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Рассматриваются возможности применения данных методик в практике учителя-логопеда, работающего в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: звукопроизношение, логопедия, дети, дошкольный возраст, дефектология.

Развитие речи – это процесс, который непосредственно связан с умственным развитием ребенка дошкольного возраста. Речь является одной из главных психических функций человека. Именно благодаря речи люди могут коммуницировать друг с другом, то есть общаться. Речь способствует совершенствованию высших форм человеческой деятельности. Когда ребенок овладевает навыками речи, он начинает осознавать и регулировать собственные действия. В связи с этим, любые отклонения в развитии речи дошкольника влияют на развитие других психических функций и, следовательно, требуют своевременной коррекции [4].

Очень важно своевременно обратить внимание на дефекты звукопроизношения у ребенка дошкольного возраста [3]. Если ребенок будет говорить громко и правильно, он сможет правильно общаться и, что самое главное, у него будет развиваться речемыслительная деятельность. Следовательно, ребенок будет успешно учиться в школе.

Проблема нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста является довольно распространенной и, следовательно, актуальной. Нарушенное произношение звуков оказывает влияние и на другие аспекты речи. Такие дети часто вместо связных, грамматически правильных предложений используют односложные ответы, нераспространенные предложения. У них бывают трудности со связной монологической речью, потому что ребенок ищет такие слова, которые он мог бы произнести легко. Из-за этого необходимо проводить логопедическую коррекционную работу с детьми, у которых нарушено звукопроизношение [2].

Если у ребенка нарушено звукопроизношение, это может негативно повлиять на коммуникацию. Выбирая для дошкольника оптимальную методику коррекции, следует учитывать основные механизмы произношения и его онтогенез. Характер нарушения тоже имеет значение. Следует иметь в виду, что чаще всего нарушенное звукопроизношение – это не отдельное речевое расстройство, а один из симптомов комплексного нарушения речи. Но бывают и случаи, когда звукопроизношение – единственное нарушение речи у дошкольника, других нарушений нет [1].

Ниже кратко описаны основные аспекты коррекции звукопроизношения при дизартрии, дислалии и ринолалии.

Методика коррекции звукопроизношения при дизартрии включает в себя следующие этапы коррекции: на подготовительном этапе внимание акцентируется на развитие просодического аспекта речи и речевого дыхания, нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Далее происходит отработка точности, ритмичности и качества артикуляционных движений, параллельно ведется работа над точностью мелкой моторики рук, так как развитие мелкой моторики рук способствует развитию артикуляционной базы.

Следующий этап – нормализация голоса. На данном этапе ребенка учат модулировать голос по высоте и силе. Вырабатывается плавный и экономный выдох. далее выполняются ортофонические упражнения для закрепления новых навыков. Такие упражнения включают в себя развитие артикуляции, голоса и речевого дыхания [3].

Далее ведется работа непосредственно с нарушенными звуками. Начиная логопедическую работу с детьми со стертой дизартрией, Необходимо учитывать следующие нарушения речевого дыхания:

  • чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха;
  • форсированное начало фазы выдоха;
  • сокращение длительности речевого выдоха;
  • неравномерность выдоха на протяжении фразы;
  • судорожность выдоха и вдоха;
  • спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха;
  • расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией.

При работе с детьми, имеющими дислалию, необходимо сфокусироваться на том, чтобы научить дошкольников распознавать фонемы. Второе приоритетное направление – развитие артикуляционных умений навыков. Работа формирования восприятия звуков речи строиться, прежде всего, с учетом характера самого дефекта. При работе с некоторыми детьми логопедическая коррекция ориентируется, в первую очередь, на развитие фонематического слуха и слухового контроля [4].

В других случаях, приоритетной задачей является формирование операций звукового анализа. На первом этапе происходит подготовка артикуляционного аппарата к работе, на втором этапе формируются произносительные умения и навыки. На втором этапе ставятся звуки, ребенка учат правильно отбирать звуки и не смешивать их друг с другом. Звуки ставятся с помощью логопедического зонда, по подражанию или комбинированным способом.

Третий этап – автоматизация звука. Звуки ставятся при помощи репродуктивных упражнения со словами. Слова подбираются такими, чтобы их фонетический состав был легким для усвоения, чтобы нарушенный ребенка звук был в начале, в конце или в середине. Сначала отрабатывают звуки в простой слоговой структуре, затем – в словах, в которых отрабатываемый звук сочетается с согласным. Наконец, происходит работа на уровне текста, чтобы ребенок мог использовать правильно поставленные звуки в коммуникации [3].

При ринолалии коррекционная работа основана на фонологоритмике. Фонологоритмика включается в работу на следующих этапах.

  1. На подготовительном этапе, который предусматривает развитие, воспитание и коррекцию неречевых процессов (психологической базы речи); работу по воспитанию навыка нижнедиа-фрагмального дыхания, переведению языка в передние отделы ротовой полости, а также работу по формированию артикуляционного праксиса и фонации гласных и согласных звуков в соединении с музыкой и движением.
  2. На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков (этап постановки, автоматизации, дифференциации гласных и согласных звуков, коррекции голосоведения, развития навыка правильного стереотипа голоса).
  3. На этапе формирования коммуникативных умений и навыков, предполагающем закрепление двигательных, голосовых, дыхательных и речевых навыков, развитие просодии речи, закрепление навыков правильного употребления звуков в различных видах речи и ситуациях общения.

Содержание занятий наполняется практическим материалом, позволяющим передать ребенку образ звука, его физическое, материальное ощущение через развитие и взаимодействие слуховых, зрительных, моторно-двигательных ощущений. Это позволяет легче перевести звук в фонему [2].

Все современные методики являются поэтапными. Самое главное на подготовительном этапе – сформировать у дошкольника правильные артикуляционные уклады, сформировать правильное речевое дыхание, научить ребенка управлять собственным голосом и развить фонематическое восприятие. Второй этап посвящен развитию первичных навыков. На данном этапе ребенку ставят звуки: по подражанию, при помощи логопедических зондов или комбинированным способом.

Наконец, на третьем этапе звукопроизношение автоматизируется. От слогов и слов переходят к работе на фразовом и текстовом уровне. Основная цель – научить ребенка правильно произносить звуки в процессе свободной коммуникации. На данном этапе основными методами коррекционной работы являются логопедические игры, логоритмика, работа с интерактивной доской и слоговыми дорожками.

Основная задача всех методов коррекции звукопроизношения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить нарушенные звуки и дифференцировать его от тех звуков, которые артикуляционно или акустически близки к нему. При этом работа должна строиться от простого к сложному, от уровня слова и слога – к уровню текста и предложения.

Большую роль в коррекции звукопроизношения у дошкольников играет эффективное взаимодействие логопеда-дефектолога с родителями ребенка. Логопед должен донести до родителей, что с ребенком необходимо выполнять все задания, также необходимо донести до родителей, что они должны ежедневно контролировать звукопроизношение ребенка в процессе спонтанной речи [1].

Вне зависимости от конкретной методики, необходимо проводить все задания в игровой форме – для того, чтобы ребенок не утомлялся и был эмоционально заинтересован. Игра способствует развитию речи, а речь, в свою очередь, способствует развитию игры. Выстроенная таким образом работа по коррекции звукопроизношения позволяет максимально эффективно выстраивать работу, получать оптимальные результаты, сократить сроки коррекции.

Список литературы

  1. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Артикуляционные превращения / С.В. Ихсанова. М.: Феникс, 2014. 48 c.
  2. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. М.: Гном, 2014. - 216 c.
  3. Полушкина, Н.Н. Диагностический справочник логопеда / Н.Н. Полушкина. М.: Астрель, 2010. 714 c.
  4. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия / Н.А. Седых. Москва: Огни, 2008. 288 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: