УДК 796

Анализ факторов, влияющих на сплоченность команды среди баскетболистов колледжа

Юй Цзюнь – аспирант Российского университета спорта «ГЦОЛИФК».

Аннотация: Психологическая подготовка тесно связана с перспективным планированием тренировки и вместе с ним является основой подготовки команд к тем или иным соревнованиям. Когда вопрос воспитания психологических качеств ускользает из внимания тренеров, возникает разрыв между физической, технической, тактической и психологической подготовкой спортсменов. Команды, имеющие хорошую техническую и тактическую подготовку, не могут во время соревнований постоянно проявлять эти качества и добиваться желаемых результатов.

Ключевые слова: психология, спорт, сплоченность, команды.

Существует тесная взаимосвязь между сплоченностью спортивной команды и достижениями команды. В данном исследовании баскетболисты китайского колледжа использовались в качестве испытуемых для анализа взаимосвязи между справедливостью в команде, удовлетворенностью команды, доверием в команде и взаимодействием команды друг с другом, а также для изучения факторов влияния на повышение сплоченности команды с точки зрения мотивации. Орган был первым, кто указал на значительное положительное влияние воспринимаемой организационной справедливости на организационное гражданское поведение сотрудников [1]. Когда сотрудники воспринимают свой коллектив как справедливый, организационное гражданское поведение является сильным, и, в свою очередь, сплоченность коллектива сотрудников является сильной, и наоборот.

С точки зрения теории организационного действия, восприятие справедливости является важным фактором, позволяющим баскетболистам китайских колледжей показывать более высокие результаты [2].

Организационная справедливость состоит из распределительной справедливости, процедурной справедливости и интерактивной справедливости. Организационная справедливость относится к восприятию людьми справедливости в организационной среде, а распределительная справедливость относится к восприятию работниками справедливости в отношении результатов вознаграждения, которое они получают. Исследование, основанное на китайском культурном контексте, показало, что все три измерения способствуют вовлеченности в работу в организации, причем наибольшее влияние оказывает интерактивная справедливость, затем распределительная справедливость, а наименьшее - процедурная справедливость [3].

Удовлетворенность баскетболистов командой в основном отражается на управлении командой, тренировках, результатах соревнований, поведении тренера и общении с товарищами по команде. Если тренеры слишком сосредоточены на результатах, не уделяют внимания межличностным отношениям и не прислушиваются к мнениям и предложениям игроков, у игроков не будет высокой мотивации [4]. Игроки будут вынуждены из-за своей загруженности выполнять только работу, связанную с выполнением роли, и не выполнять работу, не связанную с выполнением роли. Опрос о справедливости команды является ключевым моментом для понимания удовлетворенности баскетболистов командой.

Команды должны обеспечить сильную систему поддержки для развития игрока, которая может исходить от тренеров, товарищей по команде или других областей поддержки. Ляо Хуэйчжэнь отметил, что удовлетворенность спортсменов колледжа тренировочными играми в целом была хорошей, но на нее влияли различия по полу и спортивному уровню, а также виду спорта. При консультировании или общении с игроками важно обращать внимание на способы и методы, чтобы быть максимально профессиональными и точными, чтобы игроки могли почувствовать свою значимость и еще больше укрепить свое доверие и приверженность организации. Доверие спортсменов к организации, доверие к товарищам по команде и доверие к тренерскому составу оказывают сильное влияние на командные результаты. Если команда может обеспечить профессиональное психологическое консультирование и обучение игроков, а также решить их практические проблемы, то доверие и доброжелательность по отношению к команде будут повышены, а также значительно возрастет уровень приверженности тренировкам.

Данное исследование посвящено тому, какие факторы оказывают положительное влияние на доверие в команде и вовлеченность команды с точки зрения организационного поведения. В качестве объектов исследования использовались баскетболисты колледжа, участвующие в 14-й Национальной студенческой игре, а проверка гипотез осуществлялась путем сбора анкет для эмпирического анализа и использования инструментов анализа данных, таких как SPSS22.0 и AMOS22.0, для проверки влияния воспринимаемой спортсменами справедливости команды на отношение спортсменов.

Что касается демографических характеристик, то доля баскетболистов в возрасте от 20 до 25 лет составила 79,4%, а доля студентов университетов и магистрантов - 100%. Такая пропорция обеспечивает качество данных и дает надежную гарантию для анализа данных.

Анализ данных позволил сделать следующие выводы исследования:

  1. существует положительная (+) связь между справедливостью команды и удовлетворенностью командой

Это указывает на то, что справедливость команды тесно связана с удовлетворенностью и доверием спортсменов. Среди реально воспринимаемого поведения тренерского руководства баскетболистами колледжа, поведение социальной поддержки и поведение поощрения являются эффективными предикторами удовлетворенности и имеют положительную предсказательную силу. Чем выше удовлетворенность и доверие спортсменов к команде, тем больше они будут идентифицировать себя с командой и оказывать на нее положительное влияние.

  1. удовлетворенность командой имеет положительную (+) связь с доверием к команде и вовлеченностью в команду

Этот вывод согласуется с результатами исследования предшественников, которое предполагает, что удовлетворенность спортсменов командой тесно связана с доверием команды и командной приверженностью. Удовлетворенность спортсменов различными аспектами тренировок может в разной степени предсказывать их предсоревновательное поведение, причем идентификация спортсменов с командой значительно повышает их удовлетворенность и усердную работу на благо команды. Удовлетворение основных психологических потребностей не только напрямую способствует приверженности спортсмена, но и косвенно повышает уровень приверженности, стимулируя самоопределяющуюся мотивацию. Удовлетворенность как отношение напрямую влияет на отношение и чувства спортсмена к организации, а высокий уровень удовлетворенности спортсмена командой приведет к большему доверию и приверженности команде.

В совокупности, отношение спортсмена к команде важно, поскольку тренировки, соревнования и жизнь спортсменов основаны на инициативности, позитивности и демократичности. Справедливость в команде - это восприятие спортсменом справедливости в командной среде, а распределительная справедливость - это восприятие спортсменом справедливости в результатах, которые они получают взамен. Справедливость напрямую влияет на отношение спортсменов через их взаимоотношения с командой. Менеджеры команд должны укреплять коммуникацию и взаимопонимание между игроками и игроками, а также между игроками и тренерами, чтобы эффективно задействовать силу командной работы, чтобы каждый член команды активно участвовал в формировании команды.

Управление членами команды должно быть стандартизированным и систематическим, и должно рассматриваться с точки зрения справедливости и демократии. Только когда спортсмены воспринимают справедливость команды, они могут хорошо относиться к команде и активно участвовать в ее работе, что повышает сплоченность команды. Тренер должен следить за тем, чтобы основная физическая подготовка основывалась на укреплении сотрудничества игроков и организовывать соответствующие тренировки с учетом различных навыков и особенностей каждого спортсмена. Тренеры должны не только решать другие вопросы, связанные с предматчевой психологией спортсменов и поддержанием наилучшего соревновательного состояния, но и заставлять спортсменов серьезно выполнять планы тренеров, чтобы в конечном итоге повысить соревновательный уровень команды.

Хорошая команда должна иметь общее видение: только когда члены команды сотрудничают друг с другом, они могут эффективно мобилизовать энтузиазм и творческий потенциал каждого члена. Воспитание командного духа в процессе создания команды, оказание полного доверия и поддержки каждому члену команды, усиление притяжения и чувства принадлежности между командой и игроками, а также между игроками, создание честной и справедливой атмосферы в команде может только усилить приверженность и вовлеченность членов команды. Создание позитивной атмосферы в команде и инклюзивной межличностной среды также поможет повысить доверие игроков и их приверженность организации.

Тренерам следует с осторожностью использовать авторитарный стиль руководства для поддержания гармонии в команде и повышения сплоченности коллектива.

Список литературы

  1. Воронин И. Ю. Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде //Автореф. дис.… канд. пед. наук. – 2000.
  2. Лукащук В. И. Тенденции развития спорта в условиях рыночных преобразований. – 2011.
  3. Клокочник С. В. Совершенствование техники баскетбольных бросков посредством соревновательного метода на уроках физкультуры : дис. – 2020.
  4. Енченко И. В. Развитие услуг сферы физической культуры и спорта в России : дис. – Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2015.
  5. Манилова В. О. Организация воспитательной работы со студентами аграрного колледжа : дис. – 2022.

Интересная статья? Поделись ей с другими: