УДК 372-8

Методы формирования навыков действий при ЧС экологического характера

Апокина Лилиана Юрьевна – кандидат биологических наук, старший преподаватель Сургутского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются условия формирования и некоторые способы привития навыков действия, которые помогут спасти жизнь при возникновении ЧС природного и экологического характера. Рассмотрены и проанализированы причины отсутствия мотивации приобретения навыков действия при чрезвычайных обстоятельствах природного и экологического характера. В статье рассмотрены этапы формирования навыков действия. Приведены примеры оптимизации процесса приобретения навыков действия.

Ключевые слова: навыки действия, безопасность жизнедеятельности, чрезвычайные ситуации природного и экобиологического характера.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в процессе школьного обучения важно сформировать у детей культуру ответственного отношения к своему здоровью и жизни. Школе необходимо развивать умения и навыки безопасного поведения, передавать особые знания и приемы, нужные для выживания в чрезвычайных обстоятельствах, воспитывать культуру соблюдения личной безопасности и в обычных жизненных ситуациях. Подобные темы освещаются в учебных материалах программы ОБЖ – «Основы безопасности жизнедеятельности», и на курсах дополнительного образования [3].

Развитие определенного умения формирует готовность к четким, слаженным и сознательным действиям, которые основываются на владении нужными навыками, а развитие навыка, в свою очередь, позволяет довести требуемое действие до автоматизированного выполнения. Человек, не владеющий умениями и практическими знаниями, не способен защититься от негативных воздействий опасных ситуаций и быстро принять верное решение, поэтому сам может стать источником ЧП или катастрофы. В процессе обучения необходимо формировать и совершенствовать так называемый навык действия, выбирая наиболее эффективные методы.

Навык действия – степень владения приемом (действием), при котором управление движениями автоматизировано и не требует специально направленного на них внимания.

Навык делает возможной автоматическую реакцию во время чрезвычайной или опасной ситуации. Как считает А.М. Столярский, для формирования таких навыков и приемов безопасного поведения нужны специальные педагогико-социальные условия и развитие умений не только в физической, но и общеобразовательной плоскости [1].

Выделяют 4 важных стадии развития навыков: предварительная (начальная), аналитическая, синтетическая, стадия автоматизации [2]. Актуальность формирования навыков особенно высока при профессиональном и практическом обучении [3].

Методика развития навыков считается эффективной в случае, когда [4]:

  • базируется на понимании психо-физиологических механизмов развития навыка. С учетом этих ведущих механизмов составляется перечень таких упражнений, которые позволяют наиболее эффективно активировать внутренний потенциал обучаемого;
  • выстраивается, учитывая алгоритм развития навыка, представляющий собой ряд приемов и действий, которые выполняются в четкой последовательности.

В мире известно 3 системы, дающие структурность формирования навыка:

  • операционная – когда каждый прием тренируется отдельно от другого, пока не будет достигнут автоматизм его выполнения, а затем уже выполняются все эти операции вместе;
  • предметная – учащийся сразу же отрабатывает выполнение всех операций целиком, даже если навык сложноструктурирован;
  • комплексная (или предметно-операционная) – отдельно тренируются только сложные элементы, затем ученик отрабатывает все действие целиком.

Мировая практика демонстрирует наибольшую эффективность второй и третьей систем, но в реальности зачастую обучают в соответствии с принципами второй системы – обеспечивание развития навыка путем последовательных этапов [5].

Для того, чтобы исследовать формирование навыков действия у учащихся, было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 27 г. Сургута.

Среди обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 27 был проведен опрос на выявление знаний в случае ЧС экологического характера (тестирование), диагностика знаний по действиям при ЧС экологического характера (Практическая работа). В 9-х классах в опросе принимали участие 29 человек.

Для определения умений мы адаптировали и использовали методику Ясюковой Л. А. (2014 г.) [6]. В результате исследования мы получили такие данные: всего 45% обучающихся знают, что именно необходимо делать при ЧС природно-стихийного характера, 25% умеют и ни у кого не сформированы навыки.

Развитие навыка действия подразумевает неоднократное повторение каких-либо умений, а в программе школы на тему ЧС природно-стихийного и экологического происхождения выделено всего 4 часа. За это время необходимо дать обучающимся новый материал, провести опрос и закрепление пройденного материала. За такой короткий срок навык не может быть сформирован.

Для оценки сформированности навыков действия мы составили квест: «Кто, если не мы», который можно применять на уроках, в ДО и для внеклассных мероприятий. Так как подготовка к этому квесту проходила в соревновательном характере, весь класс хотел участвовать, и в результате выполнялись все этапы получения навыка действия:

  1. Желание получить знания.
  2. Получение знаний о том, как правильно действовать.
  3. Приобретение умений, как правильно действовать.
  4. Приобретение навыка действия.

В этом мероприятии участвовали все 29 человек. В классе были и активные участники, и более инертные ученики, но никого квест не оставил равнодушным, поскольку в этом классе ранее не проводились подобные мероприятия.

Для учеников мы выделили основные моменты, которые они должны были знать и уметь, составив для них алгоритм действий.

В тот момент, когда возникает опасная ситуация – ЧС, ученик уже должен владеть умениями, которые помогут ему обеспечить свою безопасность:

  1. Умение действия – такие умения выполняются автоматически, они выработаны заранее, с помощью специальных тренировок поведения, обеспечивающего безопасность.
  2. Умение переключения – оно позволяет изменять свои действия, переходя с потенциально опасных на более безопасные.
  3. Умение синхронизации – дает возможность реализовать одновременно две задачи: предусмотреть опасную ситуацию и избежать ее [7].

Все эти умения обучающиеся продемонстрировали во время прохождения квеста. Не все ученики прошли квест удачно, но главное, что мы нашли подход к тому, чтобы мотивировать детей на активное получение навыков действия при ЧС экологического характера.

После проведенного квеста, в ходе подведения итогов и разбора ошибок, мы еще раз отработали алгоритм действий, обратили внимание на наиболее часто встречаемые ошибки. Через неделю мы повторили исследование на выявление знаний, умений и навыков действий при ЧС экологического характера. Показатели по знаниям повысились на 25%, по умениям на 18%, а навыки действий на 10%. Для одного мероприятия это значительный успех.

Список литературы

  1. Загвязинский В.И., Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
  2. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] // Под ред. Л. А. Михайлова. М.: Академия, 2017. – 358 с.
  3. Теория и методика обучения ОБЖ в школе: уч. пособ. [Текст] / сост. Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина. – Оренбург: ОГПУ, 2009. − 268 с.
  4. Купцова В. Г., Чикенева И. В. Использование игровых технологий в учебном процессе, как способ формирования знаний младших школьников по пожарной безопасности [Текст] // Концепт. – 2016. – № 6. – С. 1-7.
  5. Ляшко В. Г., Теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека [Текст] // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2017. – № 4. – С. 114-116.
  6. Макарова Е. В., Савченко С. В. Наиболее актуальные проблемы преподавания предмета ОБЖ в свете требований ФГОС [Текст] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 5 (21). – С. 35-41.

Интересная статья? Поделись ей с другими: