УДК 37

Базовый курс иностранного языка в колледжах и университетах: путь и практика построения идеологического и политического образования

Ван Минци – кандидат филологических наук, профессор Школы иностранных языков Линьийского университета (Китай).

Аннотация: В данной статье рассматриваются курсы иностранных языков в вузах как объект исследования. Основное внимание уделяется исследованию идеологических и политических элементов курсов, а также разработке учебных задач курсов иностранных языков, ориентированных на воспитание людей. Цель данной статьи заключается в изучении пути идеологического и политического построения курсов иностранных языков с использованием "триединства" грамотности, знаний и способностей, а также в их практическом применении для достижения конечной цели – нравственного воспитания обучающихся.

Ключевые слова: вузы, иностранные языки, идеологическое воспитание, идеологические и политические курсы, путь построения, практика.

Университет – это образ жизни, и то, чему университет учит студентов, должно быть не стереотипными знаниями, а привычками мышления, методами мышления и гуманистическими чувствами. После проведения 19-го Всекитайского съезда социализм с китайской спецификой вступил в новую эпоху, и после решения проблемы обеспечения средств к существованию всестороннее развитие человека стало главной задачей развития государства. Между тем, сталкиваясь с вторжением и большим влиянием западной культуры, колледжи и университеты являются колыбелью воспитания общества. В настоящее время актуальными являются такие вопросы, как возможность воспитания талантов в высших учебных заведениях, какова цель высшего образования в современном мире, каких личностей должны воспитывать в вузах, как это осуществить и т.д.

Одной из целей высшего образования и учебной программы является идеология и политическое воспитание. Воспитание талантов в вузах является единым процессом воспитания граждан, основополагающей задачей которого является воспитание людей с моральными ценностями. "Каких людей воспитывать, как формировать личности и для кого воспитывать личности" - это фундаментальные вопросы воспитания, а эффективность формирования людей с моральными ценностями - фундаментальный стандарт для проверки эффективности всей работы колледжей и университетов. Для реализации фундаментальной задачи нравственного воспитания, формирование ценностей, передача знаний и воспитание способностей должны быть интегрированы и не могут быть разделены [11].

Учебная аудитория является основным полем образования, а учебная программа - носителем образования. В современном контексте образования в Китае обучение по учебным программам называется "Идеологией и политикой учебных программ". Что же означает понятие "идеология и политика куррикулума"? Прежде всего, необходимо прояснить его коннотацию.

Во-первых, "Идеология и политика" означают идеологическое и политическое воспитание - вид социальной и практической деятельности, который в узком смысле понимается так же, как "политика", "политический класс". Это узкое понимание "политики", "политического класса", "класса Маркса и Ленина", "двух классов" и других курсов.

Во-вторых, это идеологическое и политическое воспитание в рамках учебной программы в широком смысле. Она относится ко всем курсам в университетах, кроме специальных курсов идеологии и политики, и внедряет образование в области идеологии и политики в процесс познания, опыта или деятельности. Это подчеркивает "элемент образования", который заключается в использовании дисциплинарного мышления морального образования для уточнения культурных и ценностных парадигм, содержащихся в профессиональных курсах. Таким образом, осуществляется использование дисциплинарного мышления нравственного воспитания, уточнение культурных генов и ценностных парадигм, содержащихся в профессиональной учебной программе. Это позволяет полностью реализовать функцию нравственного воспитания в учебной программе, активно направлять рост жизни студентов и стимулировать их позитивную энергию, такую как патриотизм, идеалы, справедливость и нравственность. Кроме того, идеология и политика учебной программы - это истоки традиционного образования. Они являются истоками проповеди, обучения и решения проблем преподавателей колледжа.

В-третьих, мышление и политика учебной программы представляют собой философию образования и преподавания. Они являются своего рода концепцией большой идеологии и политики для университетов, задача которых заключается в выполнении фундаментальной задачи создания нравственного образования. Это всеобъемлющая образовательная концепция, которая делает реализацию морально-политического воспитания основной целью образования, путем построения модели образования целостной личности, целостного процесса и всестороннего образования. Все виды курсов и курсы идеологической и политической теории идут в одном направлении и образуют синергетический эффект, чтобы добиться этой цели [11].

Наконец, идеологическое и политическое воспитание в рамках учебной программы являются высшим уровнем профессионального образования, каждая часть которого предназначена для достижения главной задачи осуществления нравственного воспитания. Профессиональные курсы являются основным носителем построения идеологии и политики учебного плана, которые, в сочетании с особенностями профессии, изучают идеологические и политические элементы, содержащиеся в различных звеньях программы профессиональной подготовки. Через комбинирование учебного содержания профессиональных курсов, сочетание различных характеристик курсов, методов мышления и ценностных концепций, углубление в идеологические и политические элементы курсов и органичную интеграцию их в преподавание курсов, достигается эффект воспитания людей путем их обогащения. Суть и конечная цель идеологии и политики учебных программ заключается в реализации нравственного воспитания.

1. Общие и индивидуальные идеологические и политические элементы учебных программ курсов иностранного языка

Язык - это не только средство общения, но и инструмент познания, носитель культуры и ценностей. Курсы иностранных языков имеют естественную идеологическую и политическую природу, а идеологическое и политическое воспитание повсеместно присутствует в преподавании иностранных языков. Это обусловлено тремя основными признаками курсов иностранных языков: инструментальность, гуманизм и интернациональность. Суть преподавания иностранных языков заключается в выполнении миссии воспитания людей через изучение иностранного языка студентами и обучение иностранному языку преподавателями.

Все курсы выполняют многочисленные функции, связанные с передачей знаний и развитием способностей, а также с идеологическим и политическим воспитанием, которое помогает формировать мировоззрение, взгляды на жизнь и ценности студентов колледжа. Согласно "Руководству по идеологическому и политическому построению учебных программ высшего образования", опубликованному Министерством образования 28 мая 2020 года, идеологическое и политическое построение всех курсов сосредоточено на ключевом моменте - всестороннем улучшении способности выращивать таланты и повышении эффективности нравственного воспитания, а также на таких направлениях идеологического и политического воспитания, как политическая идентичность, национальное сознание, национальные чувства, гуманистическая грамотность, культурная уверенность, развитие личности, осознание верховенства закона и моральное воспитание. Эти цели интегрированы в учебный план органическим образом и сочетают передачу знаний и навыков с явным и неявным образованием, содействуя свободному и всестороннему развитию студентов и служа обучению и воспитанию людей. Как заявил генсек Си Цзиньпин на Национальной идеологической и политической конференции в 2016 году, это означает, что благодаря высшему образованию человек знает, как вести себя в мире, придерживается основных социалистических ценностей и стремится к мечте о великом омоложении китайской нации [8].

2. Идеологические и политические элементы курса личности

Идеология и политика учебной программы по иностранному языку отражает требования дисциплины и профессии иностранного языка к основным качествам обучаемых кадров и является самым непосредственным носителем и самым основным средством реализации и проведения образования дисциплины и профессии иностранного языка. Основной единицей изучения иностранного языка является язык: овладение языком, его использование, язык и мышление и инновации, язык и общество и культура (география, история, национальные условия и т.д.), язык и литература, язык и философия, язык и контраст культур. Способность всестороннего использования языка и выражения, таких как аудирование, чтение, письмо и перевод, способность межкультурной коммуникации между китайской и западной культурами по контрасту, способность самостоятельного обучения, способность мыслить и думать, способность к сотрудничеству, культивирование творческого сознания и гуманистической грамотности и т.д. Эти элементы отражают основные качества специалистов по иностранным языкам.

Сервисная функция иностранных дисциплин - это еще одно измерение иноязычной мысли и политики. Стратегия "выхода культуры в свет", строительство сообщества человеческой судьбы и инициатива "Пояс и путь" выдвигают повышенные требования к владению иностранными языками, которые должны продвигать китайскую культуру в свет, рассказывать китайскую историю, позволять миру понять Китай, строить сообщество человеческой судьбы, участвовать в глобальном управлении и вносить вклад в развитие человечества. Китайское правительство должно обеспечить гарантию профессионалов для строительства сообщества человечества. "Участие Китая в глобальном управлении требует большого количества профессионалов, которые знакомы с политикой партии и страны, понимают национальные условия Китая, имеют глобальную перспективу, владеют иностранными языками, хорошо знают международные правила и умеют вести международные переговоры" [8]; в 2018 году Национальная конференция по образованию вновь подчеркнула, что "необходимо энергично культивировать международные таланты с глобальным видением, навыками ведения внешнеторговых переговоров и общения" [9].

3. Путь внедрения "идеологии и политики учебного плана" в курсы иностранного языка

Нравственное воспитание является ценностной целью для продвижения идеологического и политического строительства курсов иностранных языков. Культурная уверенность является движущей силой для продвижения идеологического и политического строительства курсов иностранных языков. Ответственность является основной гарантией для продвижения идеологического и политического строительства курсов иностранных языков.

1) Повысить идеологическую и политическую грамотность преподавателей иностранных языков, а также их способность обучать идеологии и политике в соответствии с учебной программой. Преподаватели - это учителя, которые несут ответственность за преподавание, реализацию идеологии и политики учебной программы и нравственного воспитания студентов в вузах. Они должны обладать соответствующими знаниями и навыками по построению идеологии и политики учебного плана.

2) Глубоко изучить идеологические и политические элементы и хорошо продумать программу и форму преподавания в классе.

а. Добывание идеологических и политических элементов.

Идеология и политика учебных программ по иностранному языку по сути своей являются методами обучения людей. Идеология и политика курсов иностранных языков отражают требования предметов и специальностей по иностранному языку к основным качествам выращиваемых талантов и являются наиболее прямым носителем и основным средством реализации и проведения обучения предметов и специальностей по иностранному языку. Очень важно изучить общие идеологические и политические элементы, а также индивидуальные идеологические и политические элементы иностранных языков.

б. Интеграция внутри и вне класса, совместное проектирование.

Учебная аудитория является наиболее важной и эффективной позицией для обучения и воспитания людей в университете, а также основным каналом для выращивания талантов. Хорошая работа по проектированию преподавания в первой аудитории и сотрудничество во второй аудитории для достижения синергии внутри и вне аудитории. Цели подготовки профессиональных талантов → глубокая проработка текстов учебников → упорядочивание и подтягивание содержания обучения → определение точки входа идеологического и политического содержания учебной программы → формирование целей обучения → организация онлайн и офлайн ресурсов → определение методов обучения → проектирование учебного взаимодействия → организация упражнений на закрепление → хорошая работа по проектированию второго класса → подведение итогов успехов и потерь в обучении.

3) Овладение методом и органичное включение идеологических и политических элементов в преподавание.

Идеология и политика учебной программы "это метод, а не дополнение", "полностью изучить идеологические и политические элементы, содержащиеся в учебной программе", идеология и политика учебной программы "как соль в воде, молчать", "придерживаться единства явного образования и неявного образования".

4. Практика проектирования учебных программ

В данном проекте на примере учебника "Восточный университетский русский язык" (том 1) (издание 1994 года) издательства" Иностранные языки" рассматривается путь построения учебной программы по иностранному языку с учетом идеологии и политики "триединства" ценности, знания и способности.

Цель данного этапа заключается в том, чтобы дать возможность учащимся с самого начала овладеть основами русской грамматики и заложить прочный фундамент для развития основных навыков аудирования, говорения, чтения и письма, а также начальной коммуникативной компетенции.

На первом занятии содержание вводного урока заставляет студентов задуматься: зачем они изучают русский язык? Что входит в обязанности носителя иностранного языка? Преподаватель сознательно культивирует миссию студентов как иностранцев, дает им понять задачи иностранцев в новое время, мотивирует их к учебе, усиливает чувство ответственности и гордости за учебу.

После занятий по фонетике студенты уже поняли и усвоили некоторые грамматические знания, поэтому в основной части занятий мы добавляем "опытное" обучение. Просим студентов, которые изучали русский язык в средней школе или имеют прочную основу, выступить в роли помощников преподавателя, объясняя некоторые грамматические моменты с четкими правилами и тренируя их способность к самостоятельному обучению, организации речи, языковому выражению, публичным выступлениям и креативности. Мы готовим студентов к самостоятельной учебе, вербальной организации, артикуляции, публичным выступлениям и творческому мышлению. Для того чтобы понять разницу между местоимениями "ты" и "вы", мы рекомендуем использовать стихотворение Пушкина.

12

Рисунок 1.Анна Алексеевна Оленина (П.Соколов,1825).

Это стихотворение, написанное Пушкиным А.А. Олениной, очень хорошо показывает использование двух форм обращения, а также имеет продолжение: ранее "Я вас любил...", которое любят китайские читатели, также посвящено этой даме. Рекомендуется, чтобы ученики скачивали русский текст после занятий и заучивали его вместе с китайским, чтобы развивать свою литературную грамотность.

Такая практика умелого включения идейно-политического воспитания и гуманистических ценностей в процесс развития навыков аудирования, говорения, чтения, письма и перевода не только соответствует правилам и задачам преподавания русского языка на начальном уровне, но и расширяет пути и обогащает способы и методы идейно-политического воспитания. Это позволяет не только повысить грамотность учащихся, но и способствует профессиональному развитию учителей. "Десять лет деревьев, сто лет образования" - обучение талантов - это долгосрочный проект, а обучение "талантов" и "людей" - это единый процесс. Мораль и талант людей являются социалистической квалификацией. Только те, у кого есть и добродетель, и талант, являются квалифицированными строителями и преемниками социализма.

Список литературы

  1. Хэ Ляньчжэнь. "Путь" и "искусство" идеологии и политики курсов иностранных языков в университетах. Китайский иностранный язык, 2022. С. 12-14.
  2. Хуан Гоувэнь, Сяо Сенг. Шесть элементов идеологического и политического построения курсов иностранных языков. Китайские иностранные языки, 2021. С. 10-16.
  3. Цзян Чжибинь. Многоязычие: коннотация, путь и эффективность обучения талантов иностранному языку в контексте идеологии и политики учебной программы. Иностранный язык электронное обучение, 2020. С. 18.
  4. Лю Чжэнгуан, Сунь Юхуэй, Ли Си. Добродетель" и "искусство" идеологии и политики учебных программ по иностранным языкам[J]. Китайский иностранный язык, 2020(05):4-9.
  5. Сяо Цюн, Хуан Гоувэнь. Размышления об идеологическом и политическом построении курсов иностранного языка. Китайский иностранный язык, 2020. С. 10-14.
  6. Сяо Юэронг. Практика исследования идеологии и политики курсов иностранных языков в вузах [J]. Китайское высшее образование, 2020. С. 42-43.
  7. Министерство образования. Мнения об ускорении строительства высокоуровневого бакалаврского образования для всестороннего улучшения способности выращивания талантов. Teaching High, 2018. С. 22-29.
  8. Речь Си Цзиньпина на Национальной конференции по образованию [EB/OL]. URL: http://www.Gov.cn /xinwen /2018-09/10 /content_5320835.htm (дата обращения: 10.09.2018).
  9. Руководящий комитет по преподаванию в высших учебных заведениях, Министерство образования. Национальные стандарты качества преподавания профессиональных категорий бакалавров в университетах общего высшего образования. Пекин: Издательство высшего образования, 2018. С. 78.
  10. Министерство образования. Мнения Министерства образования по углублению реформы преподавания в бакалавриате и всестороннему улучшению качества воспитания талантов. Teaching High [2019] No. 6 [EB/OL].URL: retrievedfrom http: / / www.moe.gov.cn/srcsite/ A08 / s7056 /201910 /t20191011_402759. html (дата обращения: 29.09.2019).
  11. Министерство образования. Уведомление Министерства образования об издании Руководства по идеологическому и политическому построению учебных программ высших университетов [EB/OL]. URL: Retrieved from http: / / www.gov.cn/zhengce/ zhengceku /2020-06 /06 / content _ 5517606. htm, (дата обращения: 28.05.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими: