УДК 376

Анализ проблемы аутизма у детей и раннее вмешательство

Цяо Чжунжуй – студент бакалавриата факультета Дошкольной педагогики и психологии Института дошкольного образования Вейнаньского педагогического университета (Китай).

Аннотация: Аутизм представляет собой серьезную угрозу для физического и психического здоровья детей и может легко привести к пожизненной инвалидности, поэтому реабилитация детей с аутизмом является растущей проблемой для всего общества. В настоящее время число детей с аутизмом растет. Раннее выявление, ранняя диагностика и раннее вмешательство могут предотвратить развитие пожизненной инвалидности и позволить аутичным детям вести нормальную жизнь, как обычные дети.

Ключевые слова: аутизм, дети, раннее вмешательство, способы.

Детский аутизм - это распространенное клиническое расстройство развития у детей. Симптомы аутизма можно наблюдать с рождения и примерно до двухнедельного возраста. Это расстройство характеризуется отсутствием вокализации или низким уровнем голоса, узкими интересами и предпочтением одиночества. Впервые об аутизме сообщил Лео Каннер [1] в 1943 году, и с тех пор число детей с аутизмом постоянно растет. В 2021 году центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал новые данные, согласно которым аутизм встречается у каждого 44-го ребенка. При этом на наличие диагноза не влияют ни регион проживания, ни экономический статус, ни национальная прина- длежность. Хотя не существует четких стандартов или вариантов лечения аутизма у детей, клинически признано, что ранняя диагностика и вмешательство могут эффективно улучшить симптомы аутичных детей.

I. Раннее обнаружение

У детей с аутизмом симптомы проявляются в возрасте до трех лет. Поэтому задача раннего выявления лежит на родителях, особенно на матери. В детском саду воспитатель также берет на себя определенную ответственность. Это требует тщательного наблюдения со стороны родителей и воспитателей.

1. Ранние поведенческие проявления у детей с аутизмом

Некоторые дети с аутизмом испытывают недостаток сна и склонны кричать. Их успокаивает только то, что их толкают в коляске, слушают музыку или другие ритмичные звуки. Они упрямятся и не прижимаются к телу матери, когда она держит их на руках, и сопротивляются во время купания и одевания. Другие малыши исключительно тихие, лежат молча весь день, их не беспокоит приход или уход родителей, даже если они голодны или чувствуют дискомфорт. Они живо интересуются светящимися предметами и колесами коляски, но равнодушны к вещам, которые интересуют обычных детей. В 7-8 месяцев они иногда не могут отличить родных от незнакомых, часто избегают зрительного контакта, игнорируют присутствие окружающих и предпочитают играть в одиночестве.

2. Аномальный ход и последовательность развития

В определенном возрасте у детей с аутизмом развитие мозга ниже или выше, чем у детей того же возраста. Например, некоторые дети с аутизмом могут сосредоточиться на картинке в возрасте 4 месяцев и позвать "папу и маму" при виде родителей в возрасте 7 месяцев. Двухлетние дети, начинающие посещать детский сад, проявляют особый интерес к распознаванию слов и быстро учат многие из них. Некоторые дети с аутизмом, однако, неустойчиво стоят и ходят, развиваются медленнее, чем нормальные дети. Такое нарушение хода и последовательности развития является важным показателем для раннего выявления аутизма.

II. Ранняя диагностика

Если родители и учителя замечают у ребенка отклонения от нормы, его следует диагностировать в специализированном учреждении. Диагноз «аутизм» должен быть поставлен профессионалами, включая клинических психологов, специалистов по специальному образованию, детских психиатров и неврологов, при активном сотрудничестве родителей. В результате первичного скрининга, оценки по шкале и оценки специалистов ставится окончательный диагноз.

1. Языковые коммуникационные расстройства

Исследования показывают, что большинство детей с аутизмом отстают в развитии языковых навыков от нормальных детей, а некоторые малыши даже не говорят до трех лет [2].

2. Языковые коммуникационные расстройства

В ответ на диагностические критерии аутизма в дискуссии, опубликованной Американской психиатрической ассоциацией, говорится, что социальная недостаточность у детей с аутизмом - это стойкий дефицит способности к общению и взаимодействию в различных ситуациях, который нельзя объяснить только общей задержкой развития. Социальные нарушения являются основным симптомом аутичных детей, которые замкнуты, не вписываются в общество и не хотят играть с другими детьми [3].

3. Повторяющееся и стереотипное поведение

У детей с аутизмом обычно развивается одержимость определенными предметами, они повторяют стереотипные простые движения (например, хлопанье или кручение рук или пальцев, или сложные движения всего тела с устойчивым и твердым сосредоточением на части или целом объекте), повторяют язык или повторяют странные фразы.

4. Синдром дефицита внимания

Дети с аутизмом не могут хорошо фокусироваться на объектах, указанных другими людьми, и не выражают свои просьбы или используют их для привлечения внимания других людей с помощью мимики и жестов [4].

5. Аномальный интеллект у некоторых маленьких детей

От 30 до 50 % детей с аутизмом умственно отсталые, а более половины - нормальные или супернормальные [5]. Интеллект аутичных детей варьируется от тяжелой умственной отсталости до одаренных способностей. Можно провести различие между детьми с нормальным интеллектом, которые могут иметь высокофункциональный аутизм или синдром Аспергера, и детьми с низким интеллектом.

6. Нарушения восприятия

Дети с аутизмом реагируют на чрезмерный или недостаточный сенсорный вход и ведут себя ненормально с точки зрения восприятия окружающей среды; болевая чувствительность может быть притуплена, при этом они гиперчувствительны к определенным звукам.

III.Способы раннего вмешательства

 В настоящее время не существует признанного лекарства от аутизма или способа изменить его течение. Однако медицинская помощь может улучшить симптомы, а в сочетании с поведенческой терапией и образовательной реабилитацией она, как ожидается, позволит максимально раскрыть потенциал и улучшить социальную адаптацию детей с аутизмом, тем самым повысив качество их жизни.

1. Лекарственные вмешательства

Медикаментозной терапии в процессе лечения и реабилитации детей, страдающих аутизмом, как правило, отводится второстепенная роль. Лекарства применяются лишь в комплексе с методами педагогической и психологической коррекции.[6]Однако некоторые симптомы можно в определенной степени контролировать с помощью лекарств.Обычно используются антипсихотические препараты, такие как «галоперидол», которые могут контролировать гиперактивное, стереотипное поведение и улучшение языковых барьеров. Существует также лекарство «хлорпротиксен», который помогает детям с аутизмом лучше спать, снижает гиперактивность, регулирует настроение и концентрацию.Принцип применения стимуляторов ЦНС заключается в получении наилучшего эффекта при минимально возможной дозе. Однако следует позаботиться об индивидуальном подходе, поскольку у разных детей существуют различия в симптомах и чувствительности к препаратам.

2. Образовательные вмешательства

Во-первых, воспитатель должен завоевать доверие ребенка с аутизмом. Значительное число аутичных детей боятся встречи с незнакомыми людьми, поэтому для того, чтобы хорошо обучить их, воспитатель должен сначала завоевать их доверие, чтобы аутичный ребенок стал зависим от воспитателя. Например, во время тренировки внимания воспитатель должен попытаться сесть напротив ребенка с аутизмом, поговорить с ним, используя книги или картинки, которые его интересуют, попросить его обратить внимание и посмотреть на лицо говорящего, а когда они не могут этого сделать, можно мягко взять их лицо обеими руками и активно смотреть на них в течение все более длительных периодов времени, повторяя это несколько раз, со своевременным подкреплением. При таком обучении один на один важно, чтобы аутичный ребенок чувствовал присутствие ухаживающего лица и знал, что его что присутствие воспитателя не вредно и что ему можно доверять.

Во-вторых, воспитатели должны позволять детям с аутизмом играть со своими сверстниками. Поскольку аутичные дети игнорируют своих сверстников, их сверстники тоже не любят играть с ними. Это еще больше изолирует аутичного ребенка от группы, и он становится все более замкнутым в общении со сверстниками. Воспитатель должен объяснить аутичному ребенку, что другие дети тоже одиноки и что воспитатель хочет, чтобы обычные дети проявили инициативу и пригласили аутичного ребенка поиграть с ними. Например, в игре между сверстниками нет соперничества, только сотрудничество. Воспитатель может направить других детей, чтобы они пригласили аутичных детей присоединиться к игре.

3. Музыкальные вмешательства

Музыкальная терапия также очень эффективна для детей с аутизмом, поскольку дети с аутизмом склонны реагировать на определенные звуки, поэтому можно включать разную музыку, чтобы наблюдать за реакцией ребенка. Музыкальная терапия не только реагирует на физиологию ребенка, но и воздействует на психологическом уровне, открывая ребенку возмож- ность общения с внешним миром через музыкальную стимуляцию. Тренинг слуховой инте- грации (AIT) - это продолжение музыкальной терапии, которая стимулирует мозговую активность ребенка путем воспроизведения модулированной музыки, ускоряя частоту актив- ности и погружая ребенка в оптимистичную, веселую и живую атмосферу, тем самым улучшая социальное взаимодействие ребенка и его языковые трудности.

Таким образом, детский аутизм - одно из самых распространенных детских расстройств на сегодняшний день. Причины и проявления аутизма различны, поэтому для разных детей следует применять разные меры вмешательства. Хотя эффект после вмешательства для детей с аутизмом пока еще не очень заметен Эффекты вмешательства для детей с аутизмом пока не очевидны. Однако ранняя диагностика и вмешательство могут эффективно контролировать прогрессирование заболевания и помочь ребенку восстановить свое здоровье, вернуться в общество и наслаждаться всем тем, чем могут наслаждаться нормальные дети.

Список литературы

  1. Цзин Цзинь. Ранняя диагностика и раннее вмешательство в лечении аутизма у детей[J]. Китайский журнал детского здоровья. 2007,15(5):453-454.
  2. Фесенко Ю.А. (2022). Способы диагностики аутизма у детей. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, (4), 103-117.
  3. Vivanti, G., Kasari, C., Green, J., Mandell, D., Maye, M., & Hudry, K. (2018). Implementing and evaluating early intervention for children with autism: Where are the gaps and what should we do?. Autism research, 11(1), 16-23.
  4. Miller, H. L., Thomi, M., Patterson, R. M., & Nandy, K. (2022). Effects of Intersectionality Along the Pathway to Diagnosis for Autistic Children With and Without Co-occurring Attention Deficit Hyperactivity Disorder in a Nationally-Representative Sample. Journal of autism and developmental disorders, 1-16.
  5. Charman, T., Pickles, A., Simonoff, E., Chandler, S., Loucas, T., & Baird, G. (2011). IQ in children with autism spectrum disorders: data from the Special Needs and Autism Project (SNAP). Psychological medicine, 41(3), 619-627.
  6. Шапошникова А.Ф. Медикаментозное лечение при детском аутизме // Аутизм и нарушения развития. Том 6. № 3. С. 43–48.

Интересная статья? Поделись ей с другими: