УДК 37

Историография педагогики

Сюй Мяо – магистр Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Аннотация: В рамках статьи рассмотрена история становления педагогики, этапы её развития. Дана характеристика того, что присуще педагогике на разных этапах развития. С первого взгляда нетрудно обнаружить, что исследования в области истории образования всегда были сосредоточены на изучении конкретных образовательных идей и систем, а методы и идеи исследований часто опирались на историю и педагогику, не имея сознания, чтобы отразить особенности своих собственных дисциплин, и что исследователи истории образования редко размышляли и обобщали теории и методы своих собственных дисциплин. Это ограничило мышление и теоретический уровень исследователей, что привело к некоторому врожденному недостатку теории.

Ключевые слова: педагогика, история ,развитие, трансформация, инновации.

Одна из основных целей изучения истории образования и исторических исследований в целом – помочь людям улучшить свое теоретическое мышление [1]. Нынешняя ситуация такова, что в дисциплине есть много результатов исследований, но дисциплина недостаточно развита, а теоретический уровень не высок, что можно назвать "бедностью в процветании" [2]. В то время, когда многие другие гуманитарные дисциплины сталкиваются с новыми вызовами в новом веке и занимаются дисциплинарным переосмыслением и реконструкцией, история образования должна уделить особое внимание укреплению теоретического построения дисциплины, так как она долгое время не имела собственной теоретической системы.

В условиях кризиса истории образования историку образования необходимо постоянно размышлять о дисциплине, осознавать недостатки слабой теории и слабой системы дисциплины и сосредоточиться на создании теоретической системы дисциплины. В частности, необходимо всесторонне и систематически изучать основные теоретические вопросы истории образования, прилагать усилия для построения теоретической парадигмы, методов исследования и дисциплинарной системы для истории образования, чтобы укрепить теоретическое построение самой дисциплины истории образования и повысить теоретический уровень исследователей истории образования.

Предмет рассматривает академические и социальные функции историографии образования и их взаимосвязь, выявляет способы реализации функций и ценностей историографии образования. История истории образования. Обсуждаются исторический процесс, уроки и вдохновение развития дисциплины истории образования в Китае и за рубежом [3].

 Исследование посвящено формам и методам представления результатов исследований по истории образования, а также жанру, категориям и представлению трактатов по истории образования. Этот курс объясняет структуру знаний и исследовательские способности, субъективное сознание и независимую личность, социальную ответственность и преданность исследователей истории образования, и указывает на то, что исследователи истории образования должны иметь хороший идеологический и моральный характер, структуру знаний, исследовательские способности и проницательность, чтобы быть в состоянии выполнять свою исследовательскую работу. В-десятых, будущая тенденция развития дисциплины истории образования, уточнение миссии и будущего направления дисциплины истории образования.

Чтобы укрепить теоретическое построение дисциплины "История образования", мы должны сосредоточиться на изучении и осмыслении природы и функций этой дисциплины и ее взаимоотношений со смежными дисциплинами, и, разобравшись в истории изучения самой истории образования, мы создадим и усовершенствуем теоретическую парадигму, методы исследования и дисциплинарную систему дисциплины "История образования". В этом процессе, конечно, важно не пренебрегать привлечением и усвоением соответствующих теорий истории и педагогики. Поскольку наиболее отличительной чертой истории образования является пересечение истории и образования, дисциплина истории образования должна разрушить границы между историей и образованием, выйти из образования и активно войти в историю, потому что в прошлом "эта область была почти эксклюзивной для педагогов и только позже была открыта историками" [4]. Исследователи истории образования должны активно наводить мосты между образованием и историей, а в процессе теоретических инноваций они должны проявлять особую инициативу в освоении новейших исследовательских теорий истории. Поскольку история образования – это не только базовая дисциплина образования, но и субдисциплина истории. Это вывод, который дал истории известный британский историк Дж. Б. Берри. Поэтому, как субдисциплина истории, история образования должна смело опираться на новые современные историографические теории и использовать их для обогащения и укрепления теоретической системы истории образования, чтобы в своем исследовании История образования, как субдисциплина истории, должна смело использовать новые исторические теории нашего времени для обогащения и укрепления теоретической системы истории образования. В то же время важно не потерять основные теории педагогики, ибо без теорий образования история образования – это дисциплина, потерявшая свои корни, забывшая свои корни, и потеряет свой "образовательный" характер. Поэтому для изучения истории образования необходимы как педагогические, так и исторические теории. "Без педагогики как руководства изучение истории образования впадет в слепоту, а без истории как фундамента историография образования неизбежно окажется пустой" [5]. Однако изучение истории образования должно быть интегрировано с теорией образования. Однако, хотя история образования находится между двумя дисциплинами – образованием и историей, она не является простым наложением двух дисциплин, и настоящая история образования относится к социальным наукам. Другими словами, теоретическое построение истории образования, помимо изучения истории и образования, также нуждается в изучении других социальных наук, поскольку в процессе теоретизации истории образования помимо историков и педагогов, социологи, психологи, антропологи, демографы и т.д. также могут внести полезный вклад в эту специфическую тему. Поэтому историография образования должна также обратиться к социологии, психологии, антропологии, демографии, философии, экономике, политологии и другим дисциплинам за теоретической справкой, чтобы максимально усвоить и интегрировать теории из многих социальных наук и укрепить теоретическое построение и дисциплинарное построение историографии образования".

Кроме того, укрепление самой дисциплины истории образования также отражается в необходимости усиления теоретического вкуса конкретного процесса исследования истории образования и повышения теоретического содержания конкретных результатов исследования. Только таким образом можно действительно повысить уровень исследований в области будущей истории образования. Это определяется не только педагогическим характером истории образования, но и историографическим характером истории образования. Как сказал известный итальянский историк Б. Кроче, "Исторические факты могут стать историографией только через утончение собственного сердца или ума историка." [5] Этот процесс утончения умом историка – это процесс осмысления исторических фактов в терминах теории и процесс теоретического совершенствования. Поскольку история – это не только человеческая история, но и история, написанная людьми, теоретическое качество, субъективный опыт и когнитивное измерение историка образования неизбежно будут пронизывать исследовательский процесс и результаты историка образования. При изучении истории образования историк образования сталкивается с историческими материалами – продуктом сознания своих предшественников – а не с самими историческими фактами, и исторические материалы – это не то же самое, что историография.

Из прошлых исследований истории образования ясно, что они, как правило, сосредоточены в основном на изучении идей людей и институциональных изменений, и что изучение идей людей ограничивалось изучением известных элитных фигур в истории образования, мало обращаясь к конкретным проблемам и контекстам жизни.

Список литературы

  1. Федотова И. Б. История педагогики как учебный предмет и «историография истории педагогики» как модуль в его составе //Экономические и гуманитарные исследования регионов. – С. 79.
  2. Мишакова А. Н. Историко-педагогический анализ социокультурного взаимодействия России и Китая в сфере высшего образования с середины XX по начало XXI века //Образовательные системы и среды: историко-педагогический дискурс в начале XXI века. – 2022. – С. 153-158.
  3. Хунюн Л. Об искусстве Китая и России, историография взаимного влияния //Наука и школа. – 2021. – №. 2. – С. 223-228.
  4. Худяков Ю. и др. История археологических исследований в китае: историографический очерк 2-е изд. Учебное пособие для вузов. – Litres, 2022.
  5. Курас Л. В., Цыбенов Б. Д. Китайская историография новейшей истории даурского народа //Монголоведение. – 2023. – Т. 14. – №. 3. – С. 473-487.

Интересная статья? Поделись ей с другими: