УДК 81.2

Развитие иноязычной коммуникативной компетентности курсантов

Мешалкина Евгения Геннадьевна – преподаватель Военного учебно-научного центра Военно-морской академии «Военно-морской институт»

Аннотация: Практическое владение иностранным языком вызвано необходимостью осуществления курсантами иноязычной профессиональной коммуникации в сложных условиях будущей профессиональной деятельности. Цель статьи заключается в раскрытии специфики развития иноязычной коммуникативной компетентности курсантов. Сначала определена важность обучения иностранному языку в процессе профессиональной подготовки курсантов. Достаточный уровень развития их иноязычной коммуникативной компетентности предполагает владение общеразговорным и профессионально-ориентированным иностранным языком. Для этого тщательно отбирается содержание образовательного материала, направленного на деятельностную и коммуникативную стороны иноязычного общения. Далее выделено содержание компонентов развития иноязычной коммуникативной компетентности курсантов. Необходимость изучения теоретических основ иностранного языка и их оценочного анализа актуализируется в целевом компоненте. Индивидуальный смысл профессионального взаимодействия и личностный выбор способов поведения в ходе иноязычного общения характеризуются в мотивационном компоненте. Эмоционально-волевому компоненту присуща ориентированность на личностное самоопределение и отношение к профессиональной деятельности. Образовательные технологии практико-ориентированного и творческого характера заложены в содержании организационно-практического компонента. Результативно-критериальный компонент обеспечивает определение уровня готовности осуществлять иноязычное общение в профессиональной деятельности. Требуется систематическое развитие иноязычной коммуникативной компетентности курсантов.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, курсанты, практико-ориентированное обучение, иноязычное общение, иноязычная коммуникативная компетентность.

Для курсантов практическое владение иностранным языком как языком международного общения и средством профессионального развития является актуальным в современных образовательных условиях. При этом востребовано обучение взаимодействию с носителями иноязычных культур в ходе межнационального общения, а также приобщение к ценностям мировой культуры [1]. Данные особенности свидетельствуют о необходимости обучать курсантов «общаться с иностранными специалистами, развивать профессионально-деловые и личные контакты с зарубежными партнерами, коллегами» [2, с. 135]. Так актуализируется развитие иноязычной коммуникативной компетентности курсантов, выступающей ведущей целью их обучения в различных типах образовательных организаций и позволяющей ему быть конкурентоспособным на международной арене.

Цель статьи заключается в раскрытии специфики развития иноязычной коммуникативной компетентности курсантов. Среди задач выделяются следующие: определить важность обучения иностранному языку в процессе профессиональной подготовки курсантов; выделить содержание компонентов развития иноязычной коммуникативной компетентности курсантов.

Результативность будущей профессиональной деятельности связана с качеством профессиональной подготовки курсантов, предполагающей наличие достаточного уровня развития их иноязычной коммуникативной компетентности. Требуется владение как общеразговорным, так и профессионально-ориентированным иностранным языком, которые в совокупности свидетельствуют о наличии у курсантов навыков иноязычного общения в социокультурной и профессионально-деловой сферах деятельности. Данные навыки приобретаются в ходе развития всех видов речевой деятельности на соответствующем материале бытовой и профессиональной тематики, имеющем социокультурную направленность.

Содержание образовательного материала должно быть направлено на деятельностную и коммуникативную стороны иноязычного общения, которые охватывают особенности профессиональной деятельности и общения [2]. Необходимо учитывать недостатки учебных пособий, в которых может преобладать репродуктивная направленность обучения и отмечаться недостаток коммуникативно направленных заданий [3]. Также необходимо учитывать тот факт, что профессиональная деятельность может осуществляться в неблагоприятных условиях иноязычной среды, представляющих опасность для жизнедеятельности [5]. Соответственно преподавателю требуется проводить тщательный отбор практико-ориентированного материала для обучения курсантов навыкам иноязычного общения, который содействует развитию их творческого потенциала.

Целесообразно осуществлять развитие иноязычной коммуникативной компетентности курсантов в соответствии с ее компонентами: целевым, мотивационным, эмоционально-волевым, организационно-практическим, результативно-критериальным [4]. Это развитие формирует у них готовность к «сознательному и самостоятельному освоению иностранного языка и гибкому применению имеющихся знаний» [4, с. 35] в сложных условиях профессиональной деятельности, когда профессиональная коммуникация на иностранном языке приобретает творческий характер.

Целевой компонент развития исследуемой компетентности включает усвоение лингвистических знаний, необходимых для овладения иноязычным общением; развитие умений анализа и синтеза лингвистических явлений; изучение способов самостоятельного и творческого решения профессиональных задач средствами иностранного языка; культивирование интересов курсантов в социокультурной и профессионально-деловой сферах деятельности; развитие навыков самообразовательной деятельности в ходе овладения иноязычным общением. Реализация указанной деятельности курсантов осуществима при изучении теоретических основ иностранного языка и их оценочном анализе с точки зрения практической направленности.

Мотивационному компоненту присуще придание индивидуального смысла профессионального взаимодействия и личностный выбор способов поведения в ходе иноязычного общения, продиктованные персональными мотивами курсантов в ходе изучения иностранного языка. Ответственность перед самим собой и другими коммуникантами создает основу для профессионального самосовершенствования, непрерывно практикуемого с целью эффективного общения с иностранными специалистами и развития профессионально-деловых и личных контактов с зарубежными партнерами.

К эмоционально-волевому компоненту отнесена профессионально-личностная ориентированность, определяемая личностно-значимыми качествами курсантов. Она способствует формированию положительных отношений к иностранному языку, саморазвитию личности; определяет содержание личной культуры и несет ценностный смысл в овладении иноязычным общением. Реализация указанного компонента знаменует настроенность курсантов на личностное самоопределение и их отношение к профессиональной деятельности. Также обеспечивается становление способности к постановке и достижению целей личного и профессионального характера, раскрываются способности курсантов к адекватной самооценке своих возможностей, допустимые благодаря волевой саморегуляции [6].

В содержании организационно-практического компонента выделяются образовательные технологии, которые обеспечивают функционирование иноязычного общения в профессиональной деятельности, реализацию межпредметных связей, диалогическую основу профессионального взаимодействия, развитие самообразовательной деятельности курсантов. Внедрение соответствующих образовательных технологий в процесс профессиональной подготовки курсантов делает ее практико-ориентированной и направленной на развитие творческого потенциала [7].

Результативно-критериальный компонент обеспечивает отслеживание качества сформированной иноязычной коммуникативной компетентности и определение уровня готовности осуществлять иноязычное общение в профессиональной деятельности. При этом используются средства контроля и самоконтроля деятельностной и коммуникативной сторон иноязычного общения. Необходима регулярная оценка и самооценка образовательных результатов, связанная в первую очередь с количественным и качественным определением уровня умений и навыков развития видов речевой деятельности. Важным становится и выявление эффективности организации самообразовательной деятельности курсантов, доказывающей готовность к профессиональному совершенствованию после завершения обучения.

Развитие иноязычной коммуникативной компетентности курсантов носит систематический характер и требует отбора такого материала, которое может обеспечить функционирование профессионального общения в иноязычной среде в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Дражан Р. В., Котова Ю. С., Паутова С. Н. Иноязычная коммуникативная компетентность в системе профессионального образования курсантов морского вуза в аспекте реализации ФГОС-3+ // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. № 3. С. 48-54.
  2. Лебедева Н. А. Формирование иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции у курсантов ведомственных вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 135-138.
  3. Мулендейкина Т. А. Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности курсантов военного вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 7 (150). С. 46-51.
  4. Новоселецкая Д. И. Организационно-содержательные условия формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности у курсантов военных вузов (на примере английского языка): учебно-методическое пособие. Краснодар; Армавир: РИО АГПУ, 2022. 68 с.
  5. Рябова Т. В., Капран Д. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции при подготовке летчиков // Вестник науки и образования. 2019. № 15 (69). С. 68-72.
  6. Мухамадиева Д.М., Богданова Ю.З., Чернявская Я.Л. Применение дифференцированного подхода при обучении иностранных курсантов // Современный ученый. № 5. С. 148-152.
  7. Кочеткова Л.Г., Нецветаева В.О. Актуальные проблемы формирования нравственных ценностей курсантов неязыковых вузов посредством аксиологической функции иноязычного образования // Вестник педагогических наук. 2022. № 3. С. 198-204.

Интересная статья? Поделись ей с другими: