УДК 37

Достижения современной китайской системы музыкального образования

Вэй Кэцзя – бакалавр Шэньчжэньского университета (Китай).

Аннотация: В данной статье рассматривается история возникновения музыкального образования в Китае в современную эпоху, дается информативный обзор основной литературы по современным исследованиям в области музыкальной педагогики в Китае, размышляется о пути, пройденном в становлении и развитии дисциплины как непосредственный участник этой области исследования в 1980-е годы, и выражается мнение о ее достижениях и недостатках.

Ключевые слова: музыкальное образование, эстетическое образование, гуманитарное образование дисциплина музыкальная педагогика, построение дисциплины.

Во-первых, музыкальная педагогика в Китае охватывает исследования в области музыкального образования по обе стороны Тайваньского пролива, т.е. из материкового Китая, Гонконга и Макао, а также Тайваня. Однако, в целях сбора литературы, данный обзор в основном фокусируется на исследованиях в области музыкального образования в материковом Китае.

Во-вторых, в соответствии с общим методом деления в историографии, исследования в области музыкального образования в Китае под категорией "современные" можно условно разделить на две фазы: первая фаза с 1949 по 1979 год и вторая фаза с 1980 по настоящее время . Хотя большая часть исследований в области музыкального образования в Китае была достигнута на первом современном этапе, как дисциплина оно сформировалось после 1980-х гг. Поэтому после краткого описания исследовательской деятельности и ее результатов на первом этапе развития, основное внимание в данной работе будет уделено второму этапу, начавшемуся в 1980-х гг, то есть историческому этапу формирования музыкальной педагогики как дисциплины в Китае. Кроме того, для полноты картины, в данной работе также кратко описывается состояние музыкального образования в Китае с начала двадцатого века до основания государства в качестве исторического фона для современного исследования.

В-третьих, поскольку само понятие "музыкальная педагогика" имеет довольно широкий оттенок, и поскольку современное понимание дисциплины музыкальной педагогики в Китае, включая область музыкального образования, все еще очень расплывчато, перед началом основной темы данной работы будет проведено необходимое (и нужное) обсуждение понятия "музыкальная педагогика".

Общепринято, что музыкальная педагогика (исследование музыкального образования) – это дисциплина, которая "изучает практику музыкального образования и его теорию", междисциплинарная дисциплина "между педагогикой и музыковедением". Она общепризнана как междисциплинарная дисциплина "между педагогикой и музыковедением". [1] Хотя изучение практики и теории музыкального образования имеет очень долгую историю в истории человечества, как самостоятельная дисциплина она "оформилась только в двадцатом веке". [2] В области музыковедения музыкальная педагогика является частью трех субдисциплин музыковедения, "прикладной музыковедческой дисциплины", в отличие от "исторического музыковедения" и "систематического музыковедения". [3] Эта принадлежность отражает особенности музыкальной педагогики как практической дисциплины, то есть музыкальная педагогика фокусируется на образовательной практике музыки в обществе, и является дисциплиной, в которой теория и практика тесно интегрированы; в области педагогики, В области педагогики "музыкальная педагогика" относится к категории дисциплинарной педагогики, и поэтому ее обычно называют "музыкальной дисциплинарной педагогикой". [4] Область исследований в области музыкального образования довольно обширна, и с постоянным углублением практики музыкального образования, сфера этой области исследований все еще находится в процессе расширения. [5] Это расширение происходит, с одной стороны, за счет расширения самой практики музыкального образования, а с другой – за счет углубления понимания природы музыкального образования. Поэтому понимание "музыкальной педагогики" должно основываться на понимании "музыкального образования".

Как утверждал шведский музыкальный педагог Бенгт Олссон, музыкальное образование является образованием, потому что и преподаватель музыки, и учащийся в музыкальном образовании вовлечены в процесс преподавания и обучения с определенной целью, другими словами, "цель преподавания (музыки) и цель обучения" являются ' – это две предпосылки для "образования (в музыке)". Поэтому целенаправленное преподавание и целенаправленное обучение являются двумя основными ценностями музыкального образования." [6] Огромное разнообразие музыкального образования сильно варьируется именно из-за этого различия в образовательных целях.

Музыкальное образование, например, является необходимой и важной категорией как в образовательной, так и в музыкальной сфере. В сфере образования музыкальное образование является неотъемлемым компонентом художественного образования, эстетического образования, культурного образования и даже образования для всестороннего развития человека, а его целью является обучение и созидание обычных людей, отсюда и термин "Музыка в общем образовании". Цель музыкального образования может быть четко выражена следующим образом: использование музыки как средства эстетического и культурного воспитания, улучшение эстетических качеств учащихся посредством музыкального образования, воспитание чувств, передача музыкальной культуры, всестороннее и гармоничное развитие тела и ума учащихся. Это направление также известно как Education of the Professional Musician, поскольку оно направлено на подготовку профессиональных музыкантов. В частности, основной целью профессионального музыкального образования является обучение музыкантов специальным навыкам и теоретической грамотности (включая композицию, исполнительство и теорию), а также подготовка профессиональных исполнителей, композиторов и теоретиков музыки. Эти два типа образования, конечно, не находятся в абсолютной оппозиции друг к другу (см. далее).

В нашей современной концепции музыкальное образование принято делить на четыре категории: школьное музыкальное образование, подготовка учителей (музыкальное педагогическое образование), профессиональное музыкальное образование и социальное музыкальное образование. [7] Школьное музыкальное образование относится к общему школьному музыкальному образованию в детских садах, начальных и средних школах, а также в университетах и колледжах, которое направлено на воспитание общей музыкальной грамотности людей, передачу музыкальной культуры и обогащение музыкальной культурной грамотности людей, и классифицируется как общее музыкальное образование. Музыкальное педагогическое образование, также известное как музыкальное педагогическое образование, относится к музыкальному образованию в педагогических колледжах или колледжах музыкального искусства, а также к музыкальному педагогическому образованию в общеобразовательных университетах с целью подготовки учителей музыки для общеобразовательных школ. С точки зрения профессии, педагогическое образование можно отнести к профессиональному музыкальному образованию, но с точки зрения целей образования, конечная цель педагогического образования – служить общему музыкальному образованию; профессиональное музыкальное образование обычно относится к музыкальному образованию в колледжах музыкального искусства и университетах с целью подготовки специализированных музыкальных талантов, таких как пение, исполнительство, музыкальная композиция, музыкальные исследования и учителя музыкального образования; общественное музыкальное образование включает детские дворцы, залы массового искусства, залы любительского музыкального искусства и другие музыкальные образовательные учреждения. Целью общественного музыкального воспитания является обогащение культурной и художественной жизни людей, а по задачам – общее музыкальное воспитание.

Список литературы

  1. Савенко С. В. Достижения современной китайской системы музыкального образования //Теория и практика образования в современном мире. – 2018. – С. 57-60.
  2. Сяньюй Х. Система музыкального образования в Китае //Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2012. – №. 2. – С. 155-159.
  3. Ван Ц. Особенности современной системы музыкального образования в Китае //Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». – 2016. – №. 18. – С. 37-46.
  4. Яо В. Преимущества китайской системы музыкального образования //Научное мнение. – 2021. – №. 1-2. – С. 96-100.
  5. Гайдай П. В. Межкультурные коммуникации в развитии профессионального музыкального образования Китая //Сибирский педагогический журнал. – 2019. – №. 2. – С. 120-127.
  6. Матвеева Л. В., Бо Я., Беляева Л. А. Освоение методических дисциплин обучающимися профиля" Музыкальное образование" из Китайской Народной Республики //Педагогическое образование в России. – 2020. – №. 6. – С. 130-139.

Интересная статья? Поделись ей с другими: