УДК 61

Влияние физических нагрузок на умственную деятельность студента

Донцов Александр Евгеньевич – студент Волгоградского государственного медицинского университета

Шишкина Полина Павловна – студентка Волгоградского государственного медицинского университета

Аннотация: В данной статье описаны влияние аэробных и анаэробных физических нагрузок на умственную деятельность студентов различной физической подготовленности, а также взаимоотношения между продуктивностью умственной деятельности и величиной физических нагрузок на организм человека. Проведено исследование, заключавшиеся на основе различий визуального восприятия до и после физической нагрузки на примере зрительного контакта с визуальной иллюзией. На основе результатов проведенного исследования показаны значительные улучшения когнитивных способностей головного мозга студентов в результате регулярной физической активности.

Ключевые слова: умственная деятельность, продуктивность, физические упражнения, зрение, анаэробные нагрузки, аэробные нагрузки, головной мозг.

Введение

Одной из основных проблем физической культуры заключается в правильном обучении использования физических нагрузок для поддержания или улучшения основных показателей как физического, так и умственного состояний человека. При этом улучшаются такие качества как внимание, быстрота соображения, чувство времени [3].

Положительные влияния физических нагрузок на человеческое тело велико. Значимыми для умственной деятельности являются:

  1. Увеличение кровоснабжения и активное дыхание, в результате чего усиливается снабжение головного мозга кислородом, а также происходит мобилизация глюкозы, что приводит к повышению питанию нейроцитов [4];
  2. Выработка нейротрофинов, приводящих к нейропластичности и улучшению памяти и обучения [2];
  3. укрепление миофибрилл миокарда, приводящей к гипертрофии сердца, и открытие резервных капилляров, что создает стабильную циркуляцию крови [1];
  4. Увеличение диаметра эритроцитов, приводящие к увеличению площади соприкосновения для оптимального насыщения кислородом [1];
  5. Усиление в работающих мышцах сигналов, оказывающих стимулирующие влияние на центральную нервную систему, в результате чего происходит умеренное усиление межнейронных взаимодействий [5].

Материалы и методы

В данном исследование принимали участие студенты ФГБОУ ВО «Волгоградский Государственный Медицинский университет» в количестве 20 человек. В работе был использован психологический зрительный тест японского психиатра Акиоши Китаоки протекающий в два этапа с двух кратным повторением с интервалом в неделю.

В первый этап студентам после учебного дня общей длительностью 5 часов, что является для организма стрессовым обстоятельством, показывают иллюзию «Змея», данные фиксируются и после чего, испытуемая группа совершает комплекс легких физических аэробных упражнений динамического типа на протяжении 5 минут, а именно наклоны головы в сагиттальной и фронтальной осях в течение минуты, наклоны туловища в разные стороны – 2 минуты, сгибание и разгибание, приведение и отведение в плечевом суставе в течение 2 минут. После прекращения физической нагрузки студентам вновь показывают эту же иллюзию и сверяют данные с предварительными показаниями.

На втором этапе студентам ровно через неделю в этот же день предложили провести опыт. Процесс проведения теста такой же, как и в первом этапе. Особенностью является лишь совершение более сложных силовых анаэробных физических нагрузок протяжённостью уже 20 минут, а именно классическое отжимание продолжительностью в две минуты, две минуты прыжков с хлопками над головой с положения упор присев, бег продолжительностью в 16 минут.

Результаты и обсуждение

Проанализировав результаты, можно заметить, что на предварительном показе все испытуемые говорили о сильных движениях иллюзии, указывающих на низкую умственную продуктивность студентов на данный момент времени после длительных по времени семинаров. На первом этапе при повторном показе иллюзии после физической нагрузки 14 испытуемых, занимающихся физической культурой один раз в неделю, замечали, что иллюзия прекращала свое движение через несколько секунд после начала визуального контакта. А 6 студентов, занимающихся физической культурой более двух раз в неделю и чаще чем первые 14 студентов, говорили об уменьшении динамики, но не такой сильной по сравнению с первой группой. Основным отличием второй группы студентов было то, что изначальное предварительное движение уже было меньше в сравнении с первой группой. Все это говорит о повышении умственной продуктивности испытуемых групп в целом.

На втором же этапе через неделю при повторном показе иллюзии 15 студентов жаловались на более сильную динамику в иллюзии по сравнению с предварительным показом, лишь только 1 респондент, занимающийся физическими упражнениями ежедневно, говорил о замедлении подвижности, 4 студента, находящихся же в менее физически подготовленном состоянии по сравнению с предыдущим, утверждали, что существенной разницы с предварительным показом не заметили.

Вывод

Таким образом, более легкая физическая нагрузка для людей, не занимающихся спортом, является наилучшим решением, поскольку они значительно улучшают когнитивные способности и благоприятно влияют на умственную деятельность студента, при этом более сложные физические нагрузки перенапрягают организм и делают его недееспособным для решения сложных мыслительных процессов.

Для тех, кто занимается физической культурой два и более раза в неделю, лучше всего подходит физическая нагрузка средней тяжести, поскольку низкая физическая деятельность практически не влияет на их умственную активность, в связи с тем, что организм приспособлен к таким стрессовым ситуациям. Но надо понимать, что сильная физическая нагрузка так же не рекомендуется для имеющих физическую подготовленность студентов, которые хотят сделать перерыв в момент учебы, поскольку она снижает продуктивность и повышает утомляемость на некоторое время.

Список литературы

  1. Акбатыров К.Х. Физическая культура и ее влияние на организм человека // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-i-ee-vliyanie-na-organizm-cheloveka (дата обращения: 09.02.2023).
  2. Лучинина И.Г., Сулохин Т.Э., Попов Д. Д. Влияние физических упражнений на умственную производительность студентов // E-Scio. 2019. № 6 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskih-uprazhneniy-na-umstvennuyu-proizvoditelnost-studentov (дата обращения: 10.02.2023).
  3. Теилухин В.И. Проблемы личностно-ориентированного подхода на занятиях физической культурой в высшей школе //Наука – городу и краю: Материалы городской научно-практической конференции 19-20 сентября 2002 г. Часть 1/ Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск: РИИ, 2003. – С. 220-225.
  4. Челнокова Е.А., Слюзнева К.В., Агаев Н.Ф. Влияние двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-dvigatelnoy-aktivnosti-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-ili-sportom-na-umstvennuyu-deyatelnost-studenta-i-ego-uspevaemost (дата обращения: 10.02.2023).
  5. Щетинина С.Ю., Бурцева Т.В. Влияние физических нагрузок на динамику умственной работоспособности студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskih-nagruzok-na-dinamiku-umstvennoy-rabotosposobnosti-studentov (дата обращения: 10.02.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: