УДК 75.041.5

Анализ портретных образов в художественных циклах Г.М. Коржева

Сиротенко Никита Сергеевич – магистрант, кафедра теории и истории искусства Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Научный руководитель Неверова Ирина Альфредовна – кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории искусства Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Аннотация: В статье рассматриваются художественные работы Г.М Коржева, а именно – художественные работы в героях которых прослеживается сходство с портретами созданными ранее. Проводиться разбор привидений художника. Устанавливается связь между представленными образами и портретируемыми лицами, устанавливается их сходство, определяется область новых ассоциативных и культурных значений.

Ключевые слова: портрет, живопись, Г.М Коржев, реализм, советская живопись, ХХ век.

Гелий Михайлович Коржев – выдающийся русский художник, один из видных представителей русского реализма, оставивший обширное художественное наследие. На данный момент Фонд культурного и исторического наследия Гелия Коржеваа содержит более 3000 работ художника.[1] Художественный язык художника можно охарактеризовать как: «Характерные черты творчества мастера - лаконичная сдержанность образного языка, брутальный реализм и изобретательность. художественных решений» [2, с. 15].

Сам Г. М. Коржев определял свой стиль как «социальный реализм», что означает жизнь человека во всей его сложности. И сразу появилась общность с русской культурой (ее проницательная человечность). Элементы социальности появляются во всех культурах мира. И принадлежность к социальному реализму делает автора звеном в великой цепи мастеров и дает осмысленность всему творческому процессу» [3, с. 197].

И по его словам, на первое место в своих работах и в жанре реализма, в общем, ставил правду. Честность автора в отражении окружающей действительности такой, какой она является, однако не нужно путать это с натурализмом, данный подход от него отличает отображение так же и социальной реальности.

Коржев, с раннего детства находился в художественной среде. Рано начав проявлять свои навыки, он был отдан в художественную школу. Дальнейшее художественное образование Коржев получил в Суриковском художественном институте в Москве, где он учился с 1944 по 1950 год. За это время он познакомился с традиционными академическими методами, которые позже повлияли на его творчество как художника.

Гелий Михайлович Коржев был одним из самых значительных художников советской эпохи, и его вклад в русское искусство отмечается и сегодня. Он родился в 1925 году в Москве, в семье художников, его отец был садово-парковым архитектором, выходцем из ВХУТЕМАСа, с раннего детства Коржев был погружен в художественную жизнь, часто портретируя своих родных и близких, внешние черты которых потом легли в основу многих его художественных работ. Что не только делала его работы более реалистичными, но и расширяло их семиотическое значение.

Примером того, как автор использует в своих работах натурные облики из жизни, может служить история создания картины «Влюбленные». Одной из самых выдающихся работ автора. Согласно рассказам автора, он почти сразу представил себе в голове композицию, однако долго не мог решить, как он должен изобразить своих героев. Ответ он нашел в мимолетном знакомстве: «Случайно как-то разговорился с одним. Уже немолодым человеком. Который был скромным лаборантом в одном институте. Он рассказал о себе, о своей жизни: мальчишкой ушел на гражданскую войну. Потом организовывал колхозы, был двадцатитысячником. Когда началась отечественная война – ушел добровольцем в ополчение, был ранен… И вот жизнь этого простого человека, так тесно переплетенная с жизнью Родины, показалось мне значительной и интересной. Я понял, что такого человека я люблю, что он мне был близок и дорог. И как только начали скалываться черты моего героя, картина ожила, у нее появилось содержание и смысл...» [4, с. 5].

Но больше всего внимания привлекал образ собственного отца – Коржева Михаила Петровича. По словам автора, он рисовал его с 10 лет, и то, как серьезно подходил к позированию Михаил Петрович, всегда оказывало влияние и на юного художника.

Художник, рассказывая о своем опыте рисования отца, описывает, что каждый раз, когда его отец позировал для него, он чувствовал большую ответственность, но вначале использовал его внешность как натуру, которую он хорошо знал. Художник рисовал своего отца в течение 15 лет, начиная с детства, что, несомненно, отразилось в будущих циклах автора.

Первое проявление портретных черт Коржева М. П. можно увидеть в картине «Заслон» 1957 г., сюжет которой позже получил развитие в картине «Живой заслон» 2005 г.

В таблице ниже представлены две работы художника: «Отец М. П. Коржев» 1963 г. и «Заслон» 1957 г. В персонажах присутствует не только внешнее сходство: старческая седина, морщинистое лицо, спокойный взгляд голубых глаз, но и ракурс. Для обеих работ автор выбрал ракурс снизу вверх, что придает обоим персонажам духовную возвышенность, решимость и силу. В произведениях отличается работа с фоном и светотенью. Если в картине «Заслон» яркий свет заливает лица героев, усиливая трагичность момента, то темный фон портрета больше акцентирует внимание на лице портретируемого.

Таблица 1. Сравнительный анализ картин «Отец М. П. Коржев» и «Заслон».

image001

Г. М. Коржев. Отец М. П. Коржев. 1963 г. Собственность семьи.

 

 

image002

Г. М. Коржев. Заслон. 1957 г.

Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Гораздо большее влияние отец художника оказал на цикл «Дон Кихот». Гелий Коржев начал использовать образ Дон Кихота в своем творчестве в конце 1970-х годов и продолжал работать над этой темой в течение десятилетий. Он создал большой цикл работ, посвященных этому герою М. Сервантеса, и продолжил традиции интерпретации Дон Кихота и донкихотства в русской культуре.

Автор не только увидел одноименного героя романа Сервантеса во внешности отца. Но и в его жизненном пути, благородстве чести, вере. Об этом автор говорит в интервью. Автор также рассказывает о том, как у него сложился образ отца, который с течением времени все больше и больше напоминал Дон Кихота не только внешне, но и внутренне. Отец был преданным служителем искусства и полностью отдавал себя задаче, что делало его похожим на рыцаря-идеалиста.

«… Толчком, наверное, послужило действительно внешнее сходство отца со знаменитым рыцарем, но сходство внешнее в течение 10-лет перерастало в глубокое сходство внутреннее» [3, c. 124].

Так же некоторые исследователи видят связь между матерью мастера и Дульсинеей, примером этого сходства может служить картина Дульсинея и рыцарь 1998г. Сам автор говорит о том, что родители внешне напоминали ему героев романа: «Образ бесстрашного борца за справедливость меня увлекал ещё со студенческой скамьи и вино тому не только Сервантес, но и наша семья. Отец своей позицией в жизни своими замыслами и неудачами мне напоминал этого неутомимо правдоискателя, а мама – ну точь-в-точь, – Санчо Панса. Да и внешне – высокий стройный отец и вся округлая, невысокая мама – вполне соответствовали литературным персонажам». Иллюстрацией слов автора можно увидеть в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительный анализ картин «Дульсинея и рыцарь» 1998г. и «Дон Кихот с дамой». 1982 г.

image003

Г. М. Коржев. Дульсинея и рыцарь. 1998 г. Частная коллекция.

image004

Г. М. Коржев. Дон Кихот с дамой. 1982 г. Музей русского искусства, Миннеаполис.

Таблица 3. Сравнительный анализ картин «Портрет Киры» 1961 г и «Художник» 1961 г.

image005

Г. М. Коржев. Портрет Киры. 1961 г. Собственность семьи.

image006Г. М. Коржев. Художник. 1961 г. Третьяковская галерея.

На образы персонажей картин Г. М. Коржева так же оказала влияние и его жена. Ее черты появляются в работе: Дон Кихот и Дам.

Этот образ встречает и в других работах, например созданная после заграничной поездки полотно художника, где в чертах героинь картины угадывается Кира, жена художника, что можно увидеть в таблице 3.

 Жена художника – это не просто жена, а человек, который стоит рядом и поддерживает его в творческих начинаниях. Она может быть его вдохновением, музой и помощником. Использование образа жены художника можно трактовать как способ выразить благодарность и любовь к этому человеку. Кроме того, художник может использовать образ своей жены в качестве символа, отражающего определенные качества или эмоции. В целом, использование образа жены художника это способ выразить личные чувства и эмоции художника.

Знание того, как формировались образы работ Г. М. Коржева, позволяет нам более глубоко понять работы художника. Образы родных, в которых часто запечатлено не их индивидуальное, а некое общее. Изображая Док Кихота, наделяя его чертами отца, художник не стремиться показать их внешнее или внутреннее сходство, художник говорит об общем через частное. А образы родных только помогает ему наделить его работу реализмом. Понимание этих процессов позволяет нам вводить новые значение в семиотическое поле картины и более глубоко понимать творчество художника.

Таким образом, можно утверждать, что Г. М. Коржев использовал в своих художественных циклах симбиоз своего творческого замысла и портретных черт близких ему людей, введя, таким образом, в семиотическое поле картины дополнительные смыслы. Наиболее ярким примером, демонстрирующим этот принцип, является образы родных из художественного цикла Дон Кихот. Их черты органически вписываются в историю романа, наделяя их более глубоким значением, позволяя автору говорить об общем через частный пример.

Список использованной литературы

  1. Фонд культурного и исторического наследия Гелия Коржева: творчество [URL: https://korzhev.com/tvorchestvo/reestr_rabot/](дата обращения: 07.05.2023).
  2. Манин В. С. Гелий Михайлович Коржев: Альбом-монография. – М.: Новый Эрмитаж – один, 2002. – 100 с.
  3. Гелий Коржев. – М: Государственная третьяковская галерея, 2016. – 300 с.
  4. Г. М. Коржев: Художник и время: Альбом / Авт. вступ. ст. Н. Баркова. – М.: Сов. художник, 1976.

Интересная статья? Поделись ей с другими: