УДК 008

Концертная жизнь современного Китая

Су Юбо – бакалавр Циндаоского университета (Китай).

Аннотация: Школьные концерты в современном Китае зародились в церковных школах и расцвели в высших школах центральных городов. Постепенное развитие школьных концертов в Китае стало результатом столкновения и обмена между китайской и западной культурами, отражая смешение западного и традиционного, с характерными особенностями времени. Являясь важным каналом для внедрения современной западной музыки и искусства, школа стала основным центром подготовки новых музыкальных талантов и распространения музыкальной культуры. Школьные концерты регулярно проводились в кампусе и за его пределами, демонстрируя музыкальные таланты учеников и распространяя элегантную музыкальную культуру через выступления, что не только привело к эстетической идентификации интеллектуального класса с высококлассной развлекательной культурой, но и распространилось из школы в общество, направляя эстетическое восприятие обществом элегантной художественной жизни. Возникновение и развитие школьных концертов отразило глубокие изменения в духовных и культурных потребностях интеллектуального класса и городских высших классов в современном Китае.

Ключевые слова: Китай, музыка, культура, концерты, развитие.

Школьные концерты были новым явлением, которое развивалось с приходом "западной цивилизации" в Китай. Появление образования за рубежом и формирование современной школьной системы заложили основу для подъема музыкального образования и расцвета школьных концертов в Китае. Появление и постепенный расцвет школьных концертов оказали значительное влияние на университеты и общество. Взаимодействие между музыкальными концертами и обществом в современном Китае демонстрирует уникальные характеристики времени и социальную значимость.

От введения уроков пения до введения уроков игры на фортепиано. Церковные школы обучали китайских студентов в соответствии с западными методами и содержанием обучения, и уроки пения обычно включались в учебную программу. Согласно историческим записям, некоторые церковные школы были основаны с музыкальными классами до 20 века[1].После 20 века все больше и больше церковных школ предлагали уроки музыки. В дополнение к урокам пения, которые обычно предлагались в церковных школах, стало появляться такое явление, как специальные классы фортепиано. Например, в Шанхайской школе для девочек Цзинчжэн, открытой в 1898 году, преподавался предмет цитры, а в средней школе для девочек Санта-Мария в 1903 году был добавлен предмет цитры[1] 11-20. Музыкальные классы в Шанхайской китайской и западной школе для девочек были в основном классами цитры, и Сюэ Чжэн, второй директор школы, вспоминает, что больше учеников посещали классы цитры, составляя более трети учащихся, и что учебники были выбраны из произведений западных музыкантов, как древних, так и современных[2] Кроме того, появился ряд специализированных музыкальных школ, таких как Шанхайская китайская школа музыки. Появились и некоторые профессиональные музыкальные школы, например, Пекинский музыкальный институт, основанный католиками в 1910 году, который был профессиональной школой, специализирующейся на преподавании западной музыки. Большинство студентов, посещавших церковные школы, получали базовые знания о западной музыкальной культуре и начальную подготовку в области музыки.

Школа для девочек Юдэ в Гуланъюй, Сямынь, предлагала курс музыки, который, помимо обучения студентов основным музыкальным качествам, также распространял практику преподавания музыки на общину: "В 1916 году хор под названием "Яркая звезда", исполняемый 33 студентами и небольшим оркестром, стал новым экспериментом для китайской общины (на Гуланъюй). "После этого преподобный Джордж Кот, преподаватель музыки в колледже Гуланъю Сюань Юань, также организовал небольшой оркестр из примерно 20 человек. Этот оркестр упорно тренировался под строгим руководством своего наставника, и их мастерство улучшилось так быстро, что их приглашали играть на многих церковных праздниках и концертах в городских парках". Остров Гуланъюй в Сямыне был центром миссии Англо-американской церкви в южной Фуцзяни, где было много церковных школ и хорошо развито музыкальное образование, и совместное исполнение музыки церковными школами Гуланъюя имело определенное влияние. Например, на рождественском концерте в 1921 году хоровые произведения, исполненные учащимися мужского и женского пола из женской школы Юдэ и колледжа Сюнъюань, добавили атмосферы и блеска праздничному мероприятию[4]

Организация многих видов музыкальной деятельности. Церковные школы часто организуют самые разнообразные музыкальные мероприятия. Например, репетиции пения для хоров, музыкальные представления для выпускных церемоний студентов и т.д., которые затем перерастают в хоровые фестивали.

В христианских церквях основное внимание уделяется религиозной литургии и религиозным службам, а во время богослужений поются гимны, восхваляющие Святого Господа. Поскольку образование служит религии, церковные школы делают религиозную деятельность приоритетной. Обучение учащихся пению и организация хоров в церковных школах являются важными видами педагогической деятельности. Пение также часто используется для сближения учеников и школы [5]. Хоровая деятельность способствует развитию музыкального образования и подготовке концертов.

Некоторые из лучше оснащенных церковных школ используют различные поводы для организации музыкальной деятельности, например, выпускные церемонии для студентов, и организуют выступления, похожие на концерты. Средняя школа для девочек Цинсинь в Шанхае была одной из лучше оснащенных церковных школ, и люди того времени вспоминают, что в школе был специалист по фортепиано и что "каждый год, когда ученицы с фортепиано заканчивали школу, проводилась церемония вручения дипломов"[6]. Музыкальное представление было включено в церемонию выпуска, чтобы продемонстрировать академические достижения учеников, когда инструментальная музыка должна была быть звездой шоу, что было сродни выпускному концерту для учеников.

С ростом числа церковных школ росло и количество хоров. В хоре каждой школы были организованы репетиции пения, и песни хора не только исполнялись на религиозных службах, но и использовались для обмена учениками между школами. В апреле 1902 года в одной из церковных школ Фучжоу был проведен первый хоровой фестиваль, вызвавший большой энтузиазм среди местного населения. В церкви, вмещающей всего 2000 человек, было до отказа набито столько восторженных зрителей, что музыкальное мероприятие принесло людям много радости, а само выступление доставило огромное удовольствие[5]. С тех пор фестиваль стал регулярным и проводится ежегодно. Фестиваль отражал развитие музыкального образования в местных школах и то значение, которое люди придавали музыкальной деятельности, и по мере того, как росло влияние фестиваля, росло и число людей, наслаждавшихся искусством пения.

Постепенное возникновение и развитие школьных концертов имеет отличительный современный характер и социальную значимость. Внедрение и распространение современных западных музыкальных произведений и знакомство с традиционным китайским музыкальным искусством привели к непрерывному обмену и интеграции китайской и западной музыкальных культур, способствуя обогащению и развитию национального музыкального искусства. Концерты, на которых исполнители демонстрировали свои музыкальные таланты, а публика наслаждалась художественными представлениями, обогащали школьную культуру и оживляли общественную жизнь, подчеркивая глубокие изменения, происходившие в духовных и культурных потребностях людей в этот период. Возникновение и развитие школьных концертов в наше время не только способствовало развитию музыкального образования, но и привело к изменению эстетических чувств молодых людей, способствовало развитию их воображения и творчества, став важной частью духовного мира "новой молодежи".

Список литературы

  1. Шэнь В. Жанры скрипичной музыки современного Китая //Музыка. Педагогика. Культура. – 2020. – С. 174-177.
  2. Сюй К. К истории вопроса о русско-китайских культурных связях Шанхая //Среднее профессиональное образование. – 2020. – №. 1. – С. 42-46.
  3. Янь К., Лежнева Т. М. Фортепианный концерт «Хуан Хэ» в контексте культурной революции //Развитие науки и образования в условиях мировой нестабильности: современные парадигмы, проблемы, пути решения. – 2021. – С. 321-322.
  4. Бэйни С. Актуализация произведений китайских авторов в учебном репертуаре китайских музыкальных школ //Концепции, теория и методика фундаментальных и прикладных. – 2022. – С. 84.
  5. Ли Д. Особенности организации музыкального образования в современной китайской школе //Музыкальная культура глазами молодых ученых. – 2020. – С. 229-233.
  6. Ма Д. Исторические этапы формирования исполнительской фортепианной школы в Китае //Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. – 2019. – С. 123-130.

Интересная статья? Поделись ей с другими: