УДК 93.94

Петроградский авиазавод «Первое российское товарищество воздухоплавания С.С. Щетинин и Ко» в условиях Первой мировой войны

Семенюк Алексей Андреевич – студент факультета истории и социальных наук Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина

Аннотация: В статье рассматривается история первого петроградского авиационного завода «Первое российское товарищество воздухоплавания С.С. Щетинин и Ко» в период Первой мировой войны. Показаны проблемы, возникшие на предприятии в условиях военной экономики. Описан процесс трансформации предприятия, которое произошло в ходе войны, в частности смена основного заказчика и изменение номенклатуры изготовляемой продукции, производство неавиационной продукции, увеличение площади предприятия, рост числа рабочей силы. Указаны планы масштабного расширения производства. Приведены некоторые количественные показатели работы завода, а также численность работников предприятия.

Ключевые слова: авиация, авиационная промышленность, Первая мировая война, военная промышленность, гидроавиация, Военное министерство, Морское министерство.

Начало XX века ознаменовалось первыми серьезными успехами в покорении человеком пятого океана аппаратами тяжелее воздуха. Новую эпоху открыл полет братьев Райт, произошедший 17 декабря 1903 года. Однако подлинный авиационный бум был порожден уже французскими авиаторами. Во Франции появились первые авиационные заводы [8, с. 21]. Вскоре авиазаводы возникли и в Российской империи. В одном лишь Санкт-Петербурге к началу Первой мировой войны функционировало три авиазавода: «Первое Российское Товарищество Воз­духоплавания С. С. Щетинин и Ко» (ПРТВ), авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) и завод В.А. Лебедева.

Самым первым авиазаводом Санкт-Петербурга и Российской империи стал завод С.С. Щетинина. Завод был основан человеком изначально далеким от авиации – юристом из Санкт-Петербурга Сергеем Сергеевичем Щетининым.

К лету 1914 года завод в основном выпускал лицензионные и нелицензионные копии французских самолетов. Создавались они для нужд Военного министерства. Строились первые экспериментальные отечественные гидросамолеты конструкции Д.П. Грировича.

Первая мировая война привела к значительным изменениям на ПРТВ.

Начиная с 1914 года, основным заказчиком стало Морское министерство, а не Военное министерство. Хотя завод Щетинина продолжал выпускать копии французских истребителей, но их объем значительно уступал производству гидросамолетов типа «М» конструкции Д.П. Григоровича. В ходе войны произошел постепенный переход на производство авиации только для Морского министерства. Так контракты 1915 года на постройку «сухопутных» аэропланов «Вуазен», предусматривающие постройку 210 самолетов был сокращен почти вдвое, на 98 машин [2. Л. 53]. Сделано это было с целью высвобождения производственных мощностей под производство гидросамолетов, с 1916 года ПРТВ по авиационной части должен был работать только в интересах Морского министерства [2 Л. 51]. Стоимость самой массовой летающей лодки М-9 на 1916 год без расходов на сдачу в казну составляла 17650 рублей [3. Л. 7]. За 1916 год было выпущено 325 гидросамолетов [5. Л. 21]. Для сравнения: в 1913 году во всей России выпустили 270 самолетов [6. с. 109].

На 1917 год было запланировано многократное увеличение производства, планировалось за один год выпустить 1500 гидросамолетов, в месяц завод должен был выпускать от 120 до 160 самолетов [5. Л. 21]. Революционные события не позволили реализовать данные планы.

В условиях войны завод наладил производство неавиационной продукции, на заводе производились санитарные двуколки, ящики для снарядов и запасные колеса [8. с. 82], в одном только кризисном марте 1917 года для Главного интендантского управления (ГИнтУ) было произведено 400 двуколок [9. Л. 14].

Первая мировая война привела к жесткому контролю за ресурсами в стране. Резко усилилась регулирующая роль государства [7. с. 152]. Это осложнило деятельность завода, так как для получения ресурсов и материалов, необходимых для производства аэропланов, надо было составлять запросы к Морскому министерству. В военные годы завод неоднократно сталкивался с дефицитом ресурсов и компонентов для производства. Часто недоставало угля [2. Л. 110, Л. 124, Л. 184]. Нехватка угля не позволяла производить вовремя самолеты, так как на заводе было холодно [5. Л. 39].

Проблемой были срочные реквизиции техники для нужд фронта, реквизиции подвергся заводской грузовой автомобиль [2. Л. 41].

Еще одним фактором, осложняющим работу завода, являлась мобилизация. Большинство рабочих завода были военнообязанными. Несмотря на то, что завод имел стратегическое значение для государства, процесс получения отсрочки от военной службы сотрудников завода занимал длительное время. Так инженер Э.В. Петкович, сумевший поставить работу механического отдела завода на высокий уровень, получил отсрочку лишь спустя несколько месяцев после первого запроса [4. Л. 4]. В среднем отсрочка предоставлялась на пять месяцев.

В годы войны предприятие расширялось. Осенью 1915 года ПРТВ получило разрешение на постройку нового фабричного корпуса [10 Л. 11]. В новый корпус входили: мастерские, котельная, автомобильный гараж, сторожка [10. Л. 14]. Увеличилось количество рабочих, почти в 15 раз. К началу 1914 года на заводе было 130 человек, а к январю 1917 года на заводе трудилось почти две тысячи человек [9. Л. 8]. 

Таким образом, в период Первой мировой войны завод ПРТВ претерпел значительную трансформацию. Изменилась номенклатура производимой продукции, ПРТВ стал специализированным заводом, ориентированным на серийный выпуск гидросамолетов собственной конструкции. В условиях войны завод выпускал в том числе продукцию неавиационного назначения. Произошло увеличение предприятия и рост числа рабочих. Специфические проблемы, создаваемые условиями военного времени, сильно затрудняли работу предприятия.

Список литературы

  1. Алексеев Д.Ю. Деятельность С. С. Щетинина в годы Первой мировой войны (1914–1918 гг.) // Военная история: даты, факты, люди; Тенденции развития добровольчества в Санкт-Петербурге. Сб. материалов конференций СПб ГБУ ДМ «ФОРПОСТ» за 2017 год. / Под ред. В. А. Носова, С. А. Пищулина, В. С. Полянского. СПб; ГБУ ДМ «ФОРПОСТ», 2017. С. 82-86.
  2. Российский государственный военный архива (далее РГА ВМФ). Ф. 401. Оп. 5. Д. 21.
  3. РГА ВМФ. Ф. 401. Оп. 5. Д. 44.
  4. РГА ВМФ. Ф. 401. Оп. 5. Д. 130.
  5. РГА ВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 2431.
  6. Сенин А.С. Экономическое положение России в канун Февральской революции 1917 года // Экономический журнал. 2018. № 1. С. 103-117.
  7. Тетерина Т. Е. Экономика России в период первой мировой войны // Вестник ГУУ. 2014. № 17. С. 151-154.
  8. Федосов Е.А. Авиационная промышленность // Материаловедение. Энергетика. 2011. № 2. C. 21-33.
  9. Центральный Государственный Архив Санкт-Петербурга. Ф. Р-1080. Оп. 1. Д. 163.
  10. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 513. Оп. 102. Д. 8453.

Интересная статья? Поделись ей с другими: