УДК 9.94

К вопросу о ходе реформ в Речи Посполитой

во второй половине XVIII в.

Дудин Валентин Константинович – студент Томского государственного педагогического университета

Аннотация: В статье рассматриваются преобразования, проведенные в Речи Посполитой во второй половине XVIII века. В период с 1744 по 1794 гг. можно выделить три основных периода: 1744-1768 гг., 1773-1788 гг., 1788-1794 гг. В первом периоде никаких значимых изменений не было произведено. Ко второму периоду относится создание «Постоянного совета», деятельность Эдукационной комиссии и другие меры, однако изменения не коснулись основ государственного строя. Третий период связан с принятием постановления о павятовых сеймиках и о королевских городах, с разработкой и принятием Конституции 3 мая 1791 года, которая вводила разделение властей, наследственную монархию, отменяла liberum veto и др.

Ключевые слова: Речь Посполитая, реформы, периодизация, Великий сейм, liberum veto.

После смерти Сигизмунда III Вазы в 1632 г. Польша постепенно начала утрачивать свою мощь. Короли часто сменяли друг друга, и, как правило, это сопровождалось беспорядками в высших кругах, между отдельными лицами и партиями, расхищениями государственного имущества и запросами помощи у других государств, в том числе у исконных врагов Польши [1, с. 84]. Войны периода правления Сигизмунда III (1587-1632 гг.) и Яна Казимира (1648-1668 гг.) подорвали Польшу политически и экономически. Она потеряла прусского вассала, Ливонию, Смоленскую, Черниговскую и Северскую земли, левобережную Украину вместе с Киевом, в общей сложности более 10% территории [2, с. 130]. В начале XVIII века наблюдалось значительное сокращение численности населения, обнищание всех слоев общества, снижение урожайности и сокращение площади пахотных земель. Речь Посполитая не была в состоянии содержать даже свою собственную армию. Вместо запланированных 24 тысяч было вооружено вдвое меньше солдат, которые к тому же были плохо обучены и экипированы [2, c. 143].

Проблемы государственного строя, такие как односословность Вального сейма и принцип «Liberum veto», значительно тормозили государственное развитие. Следствием этих проблем стал паралич высшей законодательной власти и сосредоточение всей полноты власти в руках шляхетского сословия, не подчинявшегося контролю и ставившего личные интересы выше государственных. Из 55 сеймов, которые прошли за период с 1652 по 1764 гг., только 7 успешно завершились [3, с. 171]. Короли имели значительные ограничения в проведении самостоятельной внешней и внутренней политики: в период заседания сейма все дела решались через него, а между его созывами король должен был принимать решения совместно с сенаторами. Без разрешения сейма король даже не мог покинуть государство [4, с. 184].

Таким образом, Речь Посполитая в первой половине XVIII в. остро нуждалась в преобразованиях, особенно в реформировании законодательной системы, от которой шли наиболее крупные проблемы, такие как «Liberum veto» и односословность. Пересмотра требовала королевская власть, которая не имела каких-либо значительных рычагов давления на шляхту. Следствием этих проблем было ухудшение не только внутреннего, но и международного положения страны [5, с. 252]. В XVIII в. Речь Посполитая оказалась под значительным влиянием стран Европы, главным образом России [2, с. 144].

1744 г. следует считать годом первой значительной попытки совершить преобразования в государстве и началом преобразований. Связано это с тем, что в 1744 г., созывая на очередной сейм в Гродно, король в посланном на сеймики универсале объявил, что главным предметом совещания будет умножение войска. Одновременно Станислав Понятовский распространил по государству «Письмо помещика другу из иного воеводства», содержавшее в себе обоснование необходимости ряда преобразований [6, c. 286-287]. Однако, несмотря на совместные действия короля и Чарторыйских, сейм 1744 г. был сорван, как и последующие сеймы 1746, 1748, 1750, 1752, 1754 гг. Попытка начать преобразования, так и осталась не реализованной.

Вторая более значительная попытка относится к времени избрания королем Речи Посполитой Станислава Понятовского в 1764 г. Реформаторы воспользовались сложившейся ситуацией и на конфедеративном Конвокационном и Коронационном сеймах были приняты некоторые преобразования, в том числе ограничение liberum veto в отношении финансовых вопросов [3, c. 148-149]. Однако почти все они были отменены после открытого вмешательства Российской империи во внутренние дела Речи Посполитой, кроме того, в 1768 году были приняты «кардинальные права», гарантом которых объявлялась Россия [7, c. 118]. Таким образом, в 1768 г. закончился первый период преобразований. В следующие несколько лет реформаторское движение было отодвинуто на второй план Барской конфедерацией.

Рост внешней опасности и дальнейшее усиление социально-политических противоречий обусловили активизацию реформаторской деятельности, заметно усилившуюся в 1770-1780-х гг. Значительная часть решений сейма 1773-1775 гг., начавшего свою работу с вынужденной ратификации Петербургской конвенции, как и последующих сеймов, была направлена на улучшение аппарата управления и приспособление общественного строя к новым потребностям страны [8, c. 87].

Одним из важнейших событий в этот период стало создание первого постоянного правительства Речи Посполитой – «Постоянный совет», который состоял из короля, 18 сенаторов и 18 представителей шляхетского сословия. Совет работал в перерывах между сеймами, все правительственные учреждения обязаны были подчиняться Совету [4, c. 325]. Проект Совета снискал одобрение российской стороны и в 1775 г. был утверждён. Естественно, Совет находился под влиянием Российской Империи [9, c. 49].

Важнейшую роль в реформировании системы образования играла Эдукационная комиссия (1773-1794 гг.). Комиссия унифицировала всю школьную систему и создала Общество по элементарным книгам, которое подготовило много новых учебников. В школьную программу было введено естествознание с упором на его практическое применение. Программы по истории, географии, польскому законодательству в сочетании с этикой и военным обучением были призваны воспитывать молодое поколение граждан, людей с характером, сознающих свой долг перед государством. Было ограничено преподавание латыни, учреждены школы для подготовки учителей и многие другие меры [2, c. 153].

Правительство и сеймы 70-80-х гг. уделяли большое внимание развитию торговли. Весьма важным было постановление о том, что занятие торговлей не влечет для шляхтича потери шляхетского достоинства. Шляхта и ранее вела торговые операции через подставных лиц или через агентов, но это постановление открывало возможность бедной и средней шляхте торговать непосредственно самой. Также была введена «генеральная таможенная пошлина». Некоторое внимание уделялось вопросам промышленности. Было издано постановление, требовавшее, чтобы одежда слуг изготовлялась только из материалов отечественного производства. Это же распространялось и на экипировку пехоты и кавалерии. Было запрещено пользоваться изделиями из импортной кожи, каретами, повозками, столовым стеклом и фарфором иностранного происхождения [4, c. 325-326].

В Великом княжестве Литовском было разрешено мещанам покупать землю. Еще ранее они были допущены к занятию некоторых должностей. Значительно участились случаи нобилитации горожан (т.е. возведения их в шляхетское звание). Однако политика сеймов этого времени в отношении городов не была последовательной. Усиление власти старост и частичная ликвидация самоуправления вызывали у мещан резкий протест [4, с. 325].

К 1778 г. доходы государства удвоились по сравнению с 1764 г. Развитие внутренней торговли способствовало росту городов. В частности, население Варшавы возросло за десять лет более чем втрое, достигнув к 1788 г. 100 тысяч жителей [7, с. 178]. В крупных городских центрах открывались банки. В городах появились новые группы населения: энергичные предприниматели, обедневшая шляхта, чиновники, военные, художники и артисты, юристы, журналисты, врачи. В деревне также происходили перемены. Стали возделываться новые сельскохозяйственные культуры, такие как картофель, рапс и кормовые растения. Вводился более современный инвентарь, все чаще зерновые убирали косой, а не серпом, шире применялись удобрения [2, с. 152].

Историки по-разному оценивают итоги реформ, осуществленных в Польше в период с 1775 по 1787 гг. С. М. Соловьев, подводя итоги польских реформ периода между первым и вторым разделами, констатировал их поверхностность: «Преобразовательная деятельность Станислава-Августа только слегка коснулась поверхности; пораженное неизлечимой болезнью общественное тело способно было только к судорожному предсмертному движению, когда поднялся Восточный вопрос» [10, с. 132]. П. В. Стегний высказал совершенно противоположную позицию: «благодаря прежде всего серьезным успехам в сфере образования, важнейшим результатом реформ стал рост национального самосознания, по существу предопределивший характер дальнейшего развития событий в Польше» [7, с. 178].

Таким образом, период между первым разделом Речи Посполитой и началом Великого сейма оказался довольно продуктивным в плане преобразований (если сравнивать с предшествующими десятилетиями). Однако радикальных реформ, которые бы в том числе затрагивали основы государственного строя, не было произведено.

Начавшаяся Русско-турецкая война изменила политическую ситуацию в Речи Посполитой. В октябре 1788 г. в Варшаве собрался сейм, действовавший до 1792 г., позже названный «Великим». Сейм стал полем для соперничества политических партий. Патриотическая партия добивалась реформы правительства и обретения Речью Посполитой независимости от России. Приверженцы короля стремились укрепить власть монарха и правительства без нарушения связей с Россией. В свою очередь, гетманский лагерь требовал сохранения всех прежних привилегий, упразднения Постоянного совета, который считался символом зависимости от России, и ослабления центральной власти [2, c. 155].

20 октября 1788 г. сейм принял закон об увеличении армии до 100 тыс. человек. Для её содержания в феврале и апреле 1789 г. были утверждены новые налоги, назначенные на содержание увеличенной армии. Была значительно увеличена кварта (арендная плата). На духовенство был наложен налог в размере 10% от дохода, на шляхту – 5%. Одновременно происходили атаки на Постоянный совет. По предложению умеренного крыла «патриотов» сейм принял решение об упразднении военного департамента (органа Постоянного совета) и восстановление старой Военной комиссии. Вслед за тем был ликвидирован департамент иностранных дел, и вопросы внешней политики были переданы сеймовой депутации иностранных дел. Наконец, в январе 1789 г. Постоянный совет был упразднен [4, c. 332-334].

Осенью 1788 г. была назначена особая конституционная депутация, а в конце того же года – депутация для решения городского вопроса. С середины декабря 1788 г. началось обсуждение проекта конституционной депутации, и сразу на первое место вышел вопрос о наследственности престола - почти все воеводства требовали сохранение избирательного престола. Другой вопрос, вызвавший решительное несогласие, был вопрос о представительстве горожан на сейме [9, c. 67]. Сеймом были приняты постановления о павятовых сеймиках и о королевских городах. Указ о павятовых сеймиках вводил определенные ограничения на участие дворян в уездных сеймиках: сейм оставил право голоса только шляхте с собственными земельными владениями. Постановление о королевских городах распространило право личной неприкосновенности без судебного решения на горожан, состоятельные жители городов получили право на приобретение земли, также были и другие нововведения для горожан [11, c. 290-291].

Опасаясь свёртывания реформ, понимая свое непрочное положение, сторонники преобразований пошли на ухищрение. Они осмелились немного нарушить порядок и начали сессию сейма, когда значительная часть реакционных сил не вернулись с пасхальных каникул. На сессии присутствовало 182 посла и сенатора, что составляло немногим более трети всего состава сейма. Третьего мая в королевский замок в Варшаве, где заседал сейм, были выставлены воинские части, которые поддержали реформаторов, а на улицы вышли горожане; в зал заседания прибыли представители от мещан. Таким образом, 3 мая 1791 г. без значительного сопротивления принимается «Ustawa rzqdowa» белее известная как Конституция третьего мая.

Конституция 3 мая 1791 г. стала самой крупной и последней реформой Речи Посполитой. Конституция, не внося каких-либо существенных изменений общественного строя, производит ряд серьезных реформ в государственном строе Польши: разделение властей, наследственная монархия, отмена liberum veto, создание постоянного правительства, законодательное оформление сейма как законодательного органа, состоящего из двух палат с разграничением их полномочий.

Принятие конституции вызвало негативную реакцию соседних государств. Весной 1792 г. в Петербурге была образована конфедерация, акт которой был затем провозглашен в Тарговице на Украине. Руководители Тарговицкой конфедерации (Тарговицы) обратились за помощью к императрице Екатерине II. После этого русская армия в количестве 100 тыс. человек вступила на Украину и в Литву [2, c. 157-158]. В январе 1793 г. между Российской Империей и Пруссией заключается секретная конвенция о втором разделе Польши. Далее происходят известные события: восстание Т. Костюшко в 1794 г. и третий раздел Речи Посполитой в 1795 г.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном материале, можно выделить 3 периода преобразований в Речи Посполитой:

  1. 1744-1768 гг.: характеризуется реформаторской деятельностью Чарторыйских и первыми серьезными попытками изменения внутреннего состояния страны в XVIII в., результатом которых стало составление «Кардинальных прав» и гарантии на их соблюдение в 1768 г. Т.е. открытое вмешательство России во внутренние дела Речи Посполитой в долгосрочной перспективе. Кроме того, почти все изменения были отменены;
  2. 1773-1788 гг.: характеризуется проведением реформ, не затрагивающих основ государственного строя, за исключением создания «Постоянного совета»;
  3. 1788-1794 гг.: характеризуется деятельностью Великого сейма, стремлением выйти из-под влияния Российской империи, принятием Конституции 3 мая 1791 г. Однако она в значительной мере послужила активизации агрессии со стороны соседних государств.

Список литературы

  1. Очерк истории Польши. Очерк истории государственного и общественного строя Польши. Польская хроника / А. Л. Погодин, С. Кутшеба, С. А. Шумов, А. Р. Андреев. – Москва: Евролинц, 2002. – 308 с.
  2. Дыбковская А. История Польши с древнейших времён до наших дней / А. Дыбковская, М. Жарын, Я. Жарын; перевод с польского Р. Амиряна [и др.]; ред. А. Сухени-Грабовский, Э. П. Круль. – Варшава: Научное издательство ПВН, 1995. – 381 с.
  3. История внешней политики России (конец XV в. – 1917 г.). В V томах. Том II. XVIII век (от Северной войны до войн России против Наполеона) / Отв. ред. Г. А. Санин. – Москва: Международные отношения, 1998. – 304 с.
  4. История Польши. В 3 томах. Том I / Ю. В. Бромлей, И. Ф. Бэлза, Г. Ю. Гербильский [и др.]; ред. В. Д. Королюк [и др.]. – Москва: Издательство Академии наук СССР, 1954. – 583 с.
  5. Тымовский М. История Польши / М. Тымовский, Я. Кеневич, Е. Хольцер; Перевод с польского В. Н. Ковалев [и др.]. – Москва: Издательство «Весь Мир», 2004. – 544 с.
  6. Хрестоматия по истории южных и западных славян. В 3 томах. Том I: Эпоха феодализма / отв. ред. М. М. Фрейденберг. – Минск: издательство «Университетское», 1987. – С. 286-287.
  7. Стегний П. В. Разделы Польши и дипломатия Екатерины II: монография / П. В. Стегний. – Москва: Международные отношения, 2002. – 696 с.
  8. Краткая история Польши: С древнейших времен до наших дней / Л. Е. Горизонтов, В. А. Дьяков, Ф. Г. Зуев [и др.]; отв. ред. В. А. Дьяков. –Москва: Наука, 1993. – 528 с.
  9. Кареев Н. И. Польские реформы XVIII века / Кареев, Н. И. Польские реформы XVIII века / Н. И. Кареев. – Санкт-Петербург: Типография В. С. Балашева, 1890. – [2], II, 184 с.
  10. Соловьев С. М. История падения Польши. Восточный вопрос / С. М. Соловьев. – Москва: ООО «Издательство Астрелъ»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 364 [4] с.
  11. Юхо Я. А. Гісторыя дзяржавы i права Беларуси: Вучэбн. дапам. В 2 томах. Том I / Я. А. Юхо, под редакцией Л. В. Лойка, Т. П. Гилевич. – Минск: РИВШ БГУ, 2000. – 352 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: