УДК 004

Система для оценки качества подготовки обучающихся в области информационных технологий

Моторнов Андрей Игоревич – магистрант МИРЭА – Российского технологического университета.

Аннотация: В статье рассматривается оценка качества подготовки обучающихся в области информационных технологий. Изучены процесс мониторинга качества подготовки обучающихся и методы оценки знаний. Сформирован перечень параметров, необходимых для формирования математической модели, позволяющей произвести расчет качества подготовки обучающихся в области информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, процесс мониторинга, оценка знаний обучающихся, качество подготовки обучающихся.

В настоящее время в связи с импортозамещением требуется большое количество высококвалифицированных ИТ-работников. Поэтому необходимо уделять большое внимание качеству подготовки обучающихся в области информационных технологий. Таким образом, оценка качества подготовки обучающихся в области информационных технологий является актуальной задачей.

Для оценки качества образования наиболее важно осуществлять его мониторинг. Процесс мониторинга качества обучающихся в области информационных технологий включает в себя следующие шаги:

  1. Определение целей и критериев оценки. Необходимо определить, что именно мы хотим измерить и какие показатели будут использоваться для оценки качества обучающихся.
  2. Сбор данных. Данные могут собираться различными способами: анкеты, тесты, интервью, наблюдения и др. Важно, чтобы данные были достоверными, объективными и достаточными для анализа.
  3. Анализ данных. После сбора данных необходимо их обработать, проанализировать и сделать выводы о качестве обучения. Анализ данных может включать в себя сравнение результатов обучения до и после, сравнение с другими группами или стандартами и др.
  4. Действия по улучшению качества обучения. По результатам анализа данных могут быть предложены действия по улучшению качества обучения. Это может быть изменение методов обучения, повышение квалификации преподавателей, улучшение условий обучения и др.
  5. Оценка эффективности действий. После внедрения действий по улучшению качества обучения необходимо повторно провести мониторинг и оценить их эффективность. Если действия оказались эффективными, их можно продолжать использовать. Если же нет, необходимо разработать новые действия для улучшения качества обучения.

Все вышеупомянутые действия должны выполняться регулярно, чтобы мониторинг качества обучающихся в области информационных технологий был эффективным и результативным.

Сбор данных может осуществляться на следующих методах оценки знаний обучающихся в области информационных технологий:

  • тестирование - это наиболее распространенный метод оценки знаний. Студентам предоставляются вопросы на заданную тему, на которые они должны ответить;
  • проекты и лабораторные работы – это метод, который дает больше пространства для практического применения знаний в IT-области. Обучающиеся могут создавать программы и приложения, проектировать сайты, разрабатывать базы данных и т.д;
  • портфолио - это форма оценки, в которой обучающиеся собирают свои работы и проекты на протяжении всего учебного курса. Это позволяет учителям и преподавателям увидеть прогресс учеников на протяжении времени и оценить их достижения в целом;
  • оценка в реальном времени - это метод, когда обучающиеся активно участвуют в учебном процессе, например, во время дискуссий, вебинаров, конференций, когда они получают обратную связь от учителей и своих коллег;
  • оценка через социальные сети - с помощью этого метода учителя задают обучающимся что-то вроде "опроса" в социальных сетях. Такой опрос может быть анонимным или неанонимным, он может содержать текст, видео, фотографии и т.д. задание может быть простым, например, ответить на вопрос, или сложным, взять участие в дискуссии и вести обсуждение на определенную тему.

По результатам проведенных исследований процесса мониторинга, а также методов оценки знаний обучающихся в области информационных технологий можно выделить следующие параметры, входящие в математическую модель оценки качества подготовки:

  • учебный план. Оценка соответствия программы подготовки обучающихся современным требованиям рынка труда и индустрии информационных технологий. Оценка качества преподавания программы;
  • результаты промежуточной аттестации. Оценка уровня знаний обучающихся по дисциплинам и их способности применять полученные знания на практике;
  • результаты итоговой аттестации. Оценка уровня подготовки обучающихся по всем дисциплинам программы и их способности решать сложные задачи в индустрии информационных технологий;
  • результаты выполнения практических работ. Оценка способности обучающихся применять полученные знания на практике и решать реальные задачи;
  • результаты коллоквиума. Оценка уровня знаний обучающихся по конкретным темам и их способности применять полученные знания на практике.

Все эти параметры в совокупности дают возможность определить качество подготовки обучающихся в области информационных технологий и принять меры по улучшению программы обучения и методов преподавания.

По результатам исследований рекомендуется реализовать систему, которая позволит автоматизировать процесс сбора и анализа результатов обучения. Также разработанная система позволит выявлять слабые места в образовательном процессе и корректировать его на основе полученных данных. Она обеспечит студентам четкое понимание требований к уровню их подготовки, а сотрудникам учреждения высшего образования – возможность управлять и улучшать процесс обучения.

Таким образом, подтверждена необходимость разработки системы оценки качества подготовки обучающихся в области информационных технологий, так как система позволит повысить качество образования и эффективность учебного процесса в области информационных технологий.

Список литературы

  1. Khan, I., Ahmad, A.R., Jabeur, N. et al. An artificial intelligence approach to monitor student performance and devise preventive measures. Smart Learn. Environ. 8, 17 (2021). https://doi.org/10.1186/s40561-021-00161-y
  2. Logachev, Maxim Sergeevich, Natalia A. Orekhovskaya, Tatiana Nikolaevna Seregina, Sergey Shishov, and Sergey Fedorovich Volvak. 2021. "Information System for Monitoring and Managing the Quality of Educational Programs" Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity 7, no. 1: 93. https://doi.org/10.3390/joitmc7010093
  3. Катаев М. Ю., Кориков А. М., Мкртчян В. С. Концепция и структура автоматизированной системы мониторинга качества обучения студентов // Образование и наука. Т. 19, № 10. С. 30–46. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-10-30-426.
  4. IvyPanda (2019, December 15). Quality Management in Education. https://ivypanda.com/essays/quality-management-in-education-term-paper/
  5. SpedTrack [Электронный ресурс]. — URL: https://spedtrack.com/student-progress-monitoring-examples/ (дата обращения: 09.04.2022)

Интересная статья? Поделись ей с другими: